Скульптор, живописец, архитектор — Микеланджело был воплощением идеала человека эпохи Возрождения. Он достиг огромной славы при жизни и по сей день остается одним из самых влиятельных художников в истории. Рассказываем о создателе таких культовых произведений, как Давид и росписи потолка Сикстинской капеллы.
Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, более известный как Микеланджело, был итальянским мастером эпохи Возрождения, чьи скульптуры, живопись, архитектура и поэзия оказали колоссальное влияние на западное искусство.
Такие произведения, как мраморная статуя Давида или его грандиозная роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, закрепили за ним статус одного из величайших мастеров Возрождения. Возможно, лишь немногие могли сравниться с ним — среди них его соперники Леонардо да Винчи и Рафаэль.
При жизни он был настолько почитаем, что получил прозвище Il Divino («Божественный»).
Как прошло детство Микеланджело?
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе, недалеко от Флоренции.
Его детство было непростым. Его мать умерла, когда ему было всего шесть лет. Часть ранних лет он провел под опекой кормилицы, жившей рядом с мраморным карьером, который принадлежал его отцу.
Однако это обстоятельство не стало препятствием для юного Микеланджело, а, напротив, сыграло важную роль в его становлении как скульптора. Позже он стал великим мастером мраморной скульптуры, ведь с детства наблюдал за тем, как добывают и обрабатывают камень. Это стало прекрасным началом его творческого пути.
Какие произведения Микеланджело считаются самыми знаменитыми?
- Пьета (1498–1499) — мраморная скульптура скорбящей Девы Марии, держащей тело Христа. Находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Это единственная работа, на которой Микеланджело оставил свою подпись.
- Давид (1501–1504) — мраморная статуя библейского царя Давида, созданная для Флоренции. Ее высота превышает пять метров, и сегодня она является центральным экспонатом Галереи Академии во Флоренции.
- Роспись потолка Сикстинской капеллы (1508–1512) — монументальное произведение, включающее сцены из Книги Бытия, среди которых наиболее известна Сотворение Адама.
- Лаврентьевская библиотека во Флоренции (с 1523 г.) — построена для хранения личной коллекции Медичи. Строительство началось в 1525 году, но библиотека была открыта лишь в 1571 году, уже после смерти мастера.
- Страшный суд (1536–1541) — огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы, изображающая Второе пришествие Христа и вечный суд Божий.
- Распятие Святого Петра (1540-е годы) — последняя фреска Микеланджело, созданная в официальной резиденции Папы в Ватикане. Показывает момент, когда апостол Петр, первый епископ Рима, возносится на крест.
Как Микеланджело стал художником?
Будучи юношей, Микеланджело получил редкую возможность отправиться в Флоренцию, центр итальянского Возрождения. В 13 лет он поступил в обучение к одному из ведущих флорентийских художников Доменико Гирландайо, который в то время уже работал над росписью стен Сикстинской капеллы в Ватикане.
Микеланджело очень быстро стал заметной фигурой в мастерской Гирландайо. Ему начали платить, что было крайне необычно для ученика,
К 15 годам талантливого юношу выбрали для обучения в академии, основанной правящей семьей Медичи. Влиятельным покровителем академии был Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Это дало Микеланджело не только доступ к уникальной коллекции произведений искусства, но и обеспечило ему поддержку могущественного мецената.
Лоренцо официально не был правителем или герцогом города. Это важная деталь, так как его отношения с Медичи позже сыграли значительную роль в карьере Микеланджело. Но Медичи были величайшими покровителями искусства и во многом создали ту культурную среду, благодаря которой Флоренция расцвела.
Учёба в Платоновской академии дала Микеланджело не только знания по философии и гуманитарным наукам, но и возможность развивать свои навыки скульптора. В этот период он создал две выдающиеся мраморные рельефные панели, которые уже тогда продемонстрировали его гениальность.
Однако в 1492 году смерть Лоренцо Медичи стала поворотным моментом в жизни Микеланджело В условиях политических потрясений он покинул Флоренцию, сначала отправившись в Венецию, затем в Болонью, но время от времени возвращался на родину.
В июне 1496 года он переехал в Рим, где получил первый крупный заказ от кардинала — статую Бахуса, древнеримского бога вина.
Следующей его работой стала «Пьета», завершённая к 24 годам. Она была признана шедевром, однако Микеланджело услышал, что её приписали другому художнику. В ответ он вырезал своё имя на перевязи, проходящей по груди Марии — это единственный подписанный им труд.
Как Микеланджело создал статую «Давид»?
Вернувшись во Флоренцию в 1499 году, уже будучи известным мастером, Микеланджело получил предложение завершить грандиозную статую библейского Давида. Первоначально этот проект был задуман 40 лет назад в рамках серии статуй для Флорентийского собора, однако сменившиеся скульпторы так и не смогли довести работу до конца.
К тому моменту в мастерской уже долгое время лежал огромный блок мрамора. Он был частично обработан, но всё никак не находился мастер, способный с ним справиться. После триумфа «Пьеты» Микеланджело получил этот заказ
Работа над «Давидом» длилась с 1501 по 1504 год. Скульптор тщательно готовился, работая с масштабными моделями и чертежами, прежде чем приступить к высечению фигуры из гигантской глыбы мрамора, прозванной «Гигантом». Он трудился с исключительной точностью.
Это не тот случай, когда можно просто взять молоток и начать ваять. Он проделал колоссальную подготовительную работу, прежде чем приступить к созданию статуи. Микеланджело настолько стремился к совершенству, что даже изготавливал собственные инструменты.
Завершённый «Давид» достигал 5,18 метра в высоту. Разумеется, он оказался слишком тяжёлым, чтобы установить его на крыше собора, как было задумано. Начались споры о том, где разместить статую.
В итоге было принято решение установить «Давида» на главной площади Флоренции — перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где заседало правительство Флорентийской республики.
Означала ли статуя «Давид» неприязнь Микеланджело к семье Медичи?
Главным героем мраморной статуи Микеланджело стал библейский Давид — юный пастух, который победил гиганта Голиафа, используя лишь пращу и камень.
Эта статуя имела огромное значение в иконографии Флоренции того времени: она символизировала свободу города. В политическом контексте можно увидеть в ней критический выпад против Медичи и их иностранных союзников, поскольку они воспринимались как тираны, стремившиеся подчинить себе город.
С момента создания «Давид» стал символом свободы и независимости Флорентийской республики. И когда во многих странах мира шла борьба за независимость, республиканское правление и освобождение от монархии, пример Флоренции и её противостояния Медичи имел серьёзное политическое значение.
Были ли Микеланджело и Леонардо да Винчи соперниками?
Эти два великих мастера впервые встретились в 1504 году, когда Леонардо да Винчи вошёл в состав комиссии, которая решала, где именно установить статую «Давид». Несмотря на разницу в возрасте, между ними быстро разгорелось соперничество.
На протяжении многих лет Микеланджело и Леонардо следили за работами друг друга. В 1549 году, когда Микеланджело спросили о давнем споре о превосходстве живописи или скульптуры, он язвительно ответил: «Если тот человек [Леонардо], который писал, что живопись благороднее скульптуры, знал бы так же мало в других областях, о которых он писал, моя служанка написала бы лучше!»
Тем не менее, их отношения были сложнее, чем просто соперничество. Они не только конкурировали, но и вдохновляли друг друга, подталкивая к новым творческим высотам.
Что Микеланджело изобразил на потолке Сикстинской капеллы?
После успеха «Давида» Микеланджело всё чаще получал масштабные заказы. В 1505 году Папа Юлий II пригласил его в Рим для создания 40 скульптур в натуральную величину для собственного мавзолея. Однако работа затянулась на четыре десятилетия, так как художник постоянно отвлекался на другие проекты.
Наиболее значимыми среди них стали две фрески в Сикстинской капелле: Роспись потолка (1508–1512) и «Страшный суд» (1536–1541)
Фреска на потолке вошла в историю как один из величайших шедевров Возрождения. В её центре находится знаменитая сцена «Сотворение Адама», где Бог протягивает руку к первому человеку. Вокруг расположены восемь других эпизодов из Книги Бытия, а также образы из античной мифологии.
Это был колоссальный труд. Сам Микеланджело рассказывал, что после её завершения он был согнут, как лук.
До сих пор ведутся дискуссии о том, насколько ему помогали ассистенты. В одном из документов того времени говорится, что он нанял 12 помощников. Но остаётся вопрос: что именно он им позволял делать? Ведь он был жёстким перфекционистом, который всё контролировал.
Что нам известно о сексуальности и личной жизни Микеланджело?
Поскольку Микеланджело большую часть жизни провёл в одиночестве, подтвердить его сексуальную ориентацию довольно сложно. У него не было романтических связей до довольно позднего возраста.
Однако известно, что в зрелые годы он написал обширный цикл сонетов, адресованных значительно более молодому мужчине, итальянскому дворянину Томмазо деи Кавальери. Как и в случае с любыми историческими однополыми отношениями, всегда возникает вопрос: были ли они на самом деле парой или просто друзьями? В данном случае нужно решить, достаточно ли выраженного чувства влечения в сонетах, чтобы преодолеть религиозные убеждения того времени, согласно которым содомия считалась грехом.
Однако эротический подтекст этих сонетов говорит о том, что Микеланджело испытывал сексуальное влечение к мужчинам.
Как умер Микеланджело?
Микеланджело скончался в Риме 18 февраля 1564 года после непродолжительной болезни, в возрасте 88 лет. Всего за шесть дней до смерти он ещё работал над своей последней скульптурой — «Пьета Ронданини».
В последние два десятилетия жизни он всё больше сосредотачивался на архитектуре, и его самым значительным проектом в этот период стало завершение строительства собора Святого Петра в Ватикане.
Где похоронен Микеланджело?
Несмотря на то, что он скончался в Риме, его останки были перевезены во Флоренцию, где он был похоронен в Базилике Санта-Кроче. Этот храм служит усыпальницей многих великих флорентийцев и итальянцев — здесь находятся монументы Макиавелли и, позднее, Галилео Галилея.
И вот Микеланджело вернулся в свой родной город — во Флоренцию. Думаю, это говорит о его глубокой связи с этим местом, несмотря на то, что большую часть жизни он провёл вдали от него.