Скажите, а вы помните эту актрису? Ну наверняка ведь смотрели и "После бала", и "Ларец Марии Медичи", и "Курьер"...
Я вот до сих пор помню, какое впечатление на меня произвела её роль в "Ларце Марии Медичи". На меня с экрана смотрела настоящая дворянка, на которую хотелось походить, которой хотелось подражать... Роль аристократки Веры Фабиановны Чарской, хранительницы старого ларца, переданного ей отцом, просто великолепна!
Кто же знал тогда, в советское время, что актриса и правда была из русских дворян?
Евдокия (Эдда) Юрьевна Урусова родилась и умерла в Москве. А вот между этими событиями в её 88 летней жизни было огромное количество испытаний.
Княжна Эдда Урусова родилась в очень интересной семье, где не кичились многовековым достоинством, но уважали достоинство человека.
Представительница ярославских князей Урусовых она всегда помнила, что её отец князь Георгий Урусов был когда-то на короткой ноге с Сергеем Львовичем Толстым и был вхож в семью знаменитого графа. Дед - князь Дмитрий Семёнович Урусов, был русским шахматистом, действительным статским советником, одним из организаторов Петербургского общества любителей шахматной игры (1853), членом комиссии по выработке уставов шахматной игры 1854 и 1857 годов. По матери Эдда была внучкой исторического романиста Салиаса-де-Турнемира, правнучкой писательницы Евгении Тур.
При рождении ей дали имя Эдда, хотя в советское время в документах она его "потеряет" - была княжна Эдда Георгиевна Урусова, станет - гражданка Евдокия Юрьевна, слава Богу фамилию не поменяли - Урусовой осталась.
К девяти годам она знала английский и французский, пела, играла на фортепьяно и постоянно читала. С самого детства талантливая "княгинюшка" занималась в частной танцевальной школе, принадлежащей Маргарите Зелениной, дочери Марии Ермоловой. Ещё не закончив среднюю школу, юная княжна Эдда Урусова решила посвятить свою жизнь театру. Её принимала во МХТ комиссия во главе со Станиславским, но когда уже её кандидатура была практически утверждена, выяснилось, что у будущей актрисы нет документов об образовании. Ей предложили сначала окончить школу...
После начала революционных событий родители буквально спрятали десятилетнюю Эдду в монастыре. За стенами древнего Николо-Угрешского монастыря находилось нечто подобное Институту благородных девиц. Предполагалось, что выпускницы его станут после непременного свержения советской власти элитой буржуазной России... Однако в 1922 году институт был закрыт, поскольку образование, получаемое в институте, не соответствовало советским стандартам, а девушка вернулась домой.
Ну а дальше была Школа-студия МХАТ и, после её окончания, работа в театре имени Марии Ермоловой, где она впервые вышла на сцену в 1928 году. Среди тех, кто поддерживал её и смягчал классовые различия, была Надежда Михайловна Вахтангова, супруга Евгения Багратионовича Вахтангова. Тогда же Эдда стала активно участвовать в съемках в немом кино, чтобы поддерживать свою семью. Её первой киноролью стал эпизод в фильме 1928 года "Ледяной дом", где она танцевала в паре, открывая бал при дворе Анны Иоанновны.
Юная актриса привлекала к себе внимание своим природным обаянием и талантом. Она замечательно пела, танцевала, декламировала стихи и прозу. Все, кто её знал отмечал её красоту, стать, образованность. Прекрасная русская речь, величественная осанка выдавали в ней породу. Врождённый аристократизм и красивейший тембр голоса привлекал к актрисе слишком много внимания. Когда её называли княгиней, она спокойно поправляла: "Княгиня - это супруга князя, а я - дочь, значит, княжна!"
В том же 1928 году в театре Эдда познакомилась с актёром Михаилом Унковским, который вскоре стал её мужем. В 1932 супруги стали родителями сына Юрия. И несмотря на то, что мальчик появился на свет с заячьей губой и перенёс три операции подряд, это время для них было самым счастливым и спокойным.
Однако её блестящая родословная оказалась главной причиной всех бед и гонений, случившихся с актрисой при советской власти. За своё совсем непролетарское происхождение она поплатилась слишком сурово - провела 17 лет в ссылках и лагерях, потеряла всех родных и мужа.
1935 год принёс множество несчастий. В начале года по сфабрикованному "кремлевскому делу" за участие в заговоре против властей были арестованы её отец и сестра, Елена Раевская, с мужем. Никто из них не признал вины, но их посадили в тюрьму, а потом расстреляли. В 1936 в лагеря отправили родителей актрисы и её старшего брата. В 1938 году арестовали супруга Урусовой и ещё нескольких ведущих артистов театра. Михаила вынудили признаться в террористическом заговоре против власти. (Официальное извещение о смерти мужа актриса получила только в 1942 году, когда находилась в лагере)
В это время оставшиеся рядом близкие люди настаивали, чтобы Евдокия вместе с сыном уезжала из столицы куда-нибудь в глушь. Но она не чувствовала за собой вины и не верила в грозящую ей опасность. При этом ещё и была представлена к званию Заслуженной артистки РСФСР, утверждена на новые роли в спектаклях...
Летом 1938 года их труппа собралась на гастроли в Ленинград, и прямо на вокзале актрису арестовали, обвинив в связях с фашистами. Сама она тогда даже плохо представляла, что такое фашизм, и никак не могла понять, в чём заключается её преступление. Лишь годы спустя Урусова узнала, что тогда на неё написали донос коллеги по театру.
В таёжном Дальлаге актриса работала дояркой, топографом, перевозила уголь в тяжеленных тачках. Потом её отправили на лесоповал.
«Это были самые тяжёлые дни в моей жизни. Всё время болело сердце, происходящее казалось каким-то ужасным кошмаром… Мне сразу разъяснили, что работа зимой на лесоповале для непривычного человека – это гибель. Свалишься на третий день, и тогда конец. Лес валили привыкшие к физической работе молодые здоровые девушки, в основном из семей раскулаченных. Остальная масса уголовных сидела у костров и не работала. Охранник, один солдат на весь отряд, даже и не пытался их заставлять. Я сидела вместе с ними. На ногах у нас были матерчатые чуни, которые постоянно промокали. Мы придвигались как можно ближе к костру, стараясь вобрать в себя всё идущее от него тепло, чтобы согреться» - вспоминала актриса.
Пережить годы ссылки помог перевод в женскую колонию, где Урусова стала работать в театре культурно-воспитательного отдела Управления Бамлага. Она увлечённо трудилась над каждой ролью, над постановкой новых пьес, на время забывая о голоде, холоде, язве, цинге и выпавших зубах.
***
Здесь она даже встретила нового спутника жизни - Александра Блохина, который был осуждён на 10 лет как "социально опасный элемент".
Сын Урусовой Юрий тогда тоже отбывал срок в ссылке вместе с бабушкой, которая стала его опекуном после ареста дочери. Они все встретились только в 1949 году, незадолго до второго ареста Евдокии Юрьевны.
***
Ей удалось досрочно в 1947 году выйти на свободу, после чего она трудилась в Угличском театре. Евдокию Юрьевну Урусову арестовали прямо на сцене, во время спектакля, после чего её снова отправили в ссылку. Весной 1950 года, узнав о трудном положении актрисы, коллеги из Норильского театра организовали её вызов в Норильск. Там она сотрудничала с Иннокентием Смоктуновским и Георгием Жжёновым, также оказавшимися в тех же местах.
Александру Блохину удалось разыскать её только в начале 50-х, а в 1954 году навестить её в Норильск приехал сын Юрий, который уже оканчивал Ленинградский морской технический университет. Весной 1955 года Эда Юрьевна с мужем вернулись в Москву с чистыми паспортами, получили комнату в коммуналке, стали налаживать быт. Она тут же попала в больницу с язвой, цингой и дистрофией последней степени. После длительного курса лечения в Институте имени Склифосовского она вернулась на сцену своего театра и даже начала сниматься в кино. По закону о реабилитации её обязаны были восстановить в театре, но при этом долгое время ролей всё равно не давали.
Будучи в преклонном возрасте актриса говорила: "В моей жизни было много счастливых случаев и людей, которые меня спасли от худшего. И именно это я вспоминаю! Тому, что осталась жить, я обязана своей профессии и людям, которые меня окружали".
Но она снова в театре М. Ермоловой. Урусова будет в нём служить до конца жизни - почти 40 лет! Здесь она сыграла более 200 ролей.
Коллега Урусовой, актриса Татьяна Говорова рассказывала: "Однажды я задала ей вопрос о ссылке, однако Эда Юрьевна тактично увела разговор в другое русло. Но не была грустной и отстраненной от всех… За ней часто приходил в театр сын, чтобы отвести домой – ноги были совсем больные. Но она никогда не просила о помощи и не жаловалась".
В 1980 году Эдда Урусова заслуженно получила звание Народной артистки. Свою старость она встретила с приличной пенсией и в уютной квартире. Даже когда ноги уже совсем не ходили актриса продолжала работать в театре сидя в коляске. В последний год она перешла на сцену драмтеатра к Борису Львову-Анохину, который специально под артистку сделал спектакль - "Письма Асперна". Это был её последний выход на сцену. Эдде Урусовой было 88 лет. Она ушла из жизни 23 декабря в 1996 году, как истинная интеллигентка - тихо и спокойно.
Похоронена актриса на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.
Княжна Урусова, она не только родилась аристократкой, но и оставалась до последнего часа олицетворением лучших черт русской аристократии. До последнего дня она была верна профессии. Семнадцать лет лагерей не ожесточили эту удивительную женщину. Несмотря на все несчастья, Евдокия Юрьевна ни разу не пожаловалась на судьбу, ни одним словом не оскорбила советскую власть, и никогда не говорила, что её в жизни чего-то лишили. Наоборот, была светлым, жизнерадостным и самоироничным человеком. Уже в 1990-х она дала интервью, где и сказала:
Это сегодня я считаюсь российской интеллигенткой, а будь я актрисой при царе, от меня не только бы отреклись родственники, но и, возможно бы, прокляли.
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!