История начинается с деталей. О деталях, раскрывших славную историю московских промышленников поговорим в этой статье.
Расследование истории инженера Самуила Борисовича Фалькевича началось весьма неожиданно, со случайно отвалившегося куска штукатурки от дома №14 по Кривоколенному переулку — серый мрачный дом, понятный только историкам и любителям модерна, вмиг стал городской достопримечательностью.
Инженерный тандем
1904 год. Юноша по имени Самуил Фалькевич приезжает в Москву и поступает на учёбу в Императорское Московское Техническое училище, известное сегодня как МГТУ им. Баумана. После выпуска молодой инженер успешно устраивается на Кислородный завод Ивана Мохова, а спустя всего два года становится его совладельцем и постоянным членом Московского отделения Императорского русского технического общества.
В Техническом обществе Фалькевич знакомится с промышленным инженером Яковом Древицким, страстно увлечённым новинкой XX века — автомобилями. Его считают одним из пионеров автомобильного дела в России. В то время в Москве открывается одна из первых автошкол, известная под названием «Московские автомобильные курсы Я.Ив. Древицкого».
Яков Иванович лично принимал участие в нескольких автомобильных гонках. Его отец, Иван Яковлевич, был купцом первой гильдии, потомственным почётным гражданином, основателем Азово-Черноморского пароходства, промышленником.
Сдружившись, инженеры решают сделать ставку на технологии будущего: в 1911 году они открывают Торговый дом «Фалькевич и Древицкий» . Новоиспеченные компаньоны принимают генеральное представительство в России германского автозавода Norddeutsche Automobil-Werke (NAW), выпускающего в то время малолитражные автомобили под марками COLIBRI и Sperber (с нем. - Ястреб).
Параллельно они открывают в Москве "Техническую контору Фалькевича" — пункт обслуживания, "всякого ремонта" и эксплуатации автомобилей. Именно эта инженерная контора получает адрес: Кривоколенный переулок, д.14.
В 1913 году прибыль от автоторговли стала снижаться. Но техническая контора в Кривоколенном продолжила работать, изменилась лишь вывеска.
Контора Фалькевича
Теперь над входом значилась надпись: «Заводско-техническая контора. Инженер Фалькевич». Стоит сказать, что в этот момент пути партнёров Фалькевича и Древицкого расходятся
Контора оперативно перепрофилировалась на продукцию того самого Кислородного завода, совладельцем которого являлся Фалькевич. Здесь проводились инженерные изыскания и технические расчеты по использованию кислорода. Кстати, сам Фалькевич живёт в соседнем Потаповском переулке.
Параллельно, предприимчивый инженер активно развивает направление торфоразработок, понимая, что в начале XX века именно торф считается самым перспективным топливным материалом. Первая Мировая война и Революция накладывают свои отпечатки на деятельность предприятия.
Древицкий
В 1914 году Якова Древицкого мобилизовали в армию, где остро стоит необходимость в создании автомобильных войск, а значит и в первоклассных специалистах автомобильного дела. До 1917 года Древицкий руководил авторемонтной мастерской и служил водителем. В Москву он вернётся только в 1920-х. Автомобилями он больше никогда не занимался. В 1927 году Яков Древицкий арестован органами ОГПУ. Его необоснованно обвинили в связях с белыми и антисоветчине. В том же году его освободили, но лишив права проживания в Москве. Местом ссылки он избрал Саратов.
Осенью 1938 года Древицкого снова арестовали. В 1939 году «за антисоветскую агитацию» он был осуждён на 5 лет. В конце 1942 года, находясь в заключении, на 61-м году жизни Яков Иванович умер. Он будет реабилитирован Верховным судом РСФСР уже во время «перестройки», 29 июля 1987 года.
Что с конторой?
Тем временем в начале 1920-х на выручку предприятия Фалькевича в Москве приходит его «побочная» деятельность: трест «Гидроторф», созданный для решения энергетических проблем молодой страны, становится главным партнёром завода Самуила Борисовича.
В 1924 году его предприятие — лишь часть советского треста «Сжатый газ», который через год полностью поглотил заводско-техническую контору Фалькевича в Кривоколенном переулке. Здесь теперь выпускали сжатый газ для технических и медицинских нужд.
Доходный дом
Стоит сказать, что дом №14, где находилась Контора был построен в 1912 году архитектором Иваном Кондратенко. Доходный дом принадлежал Евгению Скальскому, дворянину и предпринимателю, одному из совладельцев Торгового дома «В.И. Кашкаров и Ко» при губернской земской управе по работам водоснабжения и отопления.
Само здание — яркий образец многоэтажного доходного домостроения начала XX века, с элементами модерна и неоклассики: выступающие гранёные эркеры, разбросанные по фасаду массивные балконы и лепнина над подъездами, парадные из дерева и стекла.
Вспомнить всё
В Москве вывесок эпохи НЭПа практически не сохранилось, все, что мы видим сейчас, восстановлено активистами трудкоммуны (так они сами себя называют) "Вспомнить всё".
Осенью 2012 года были отреставрированы вывески «Аптека» на Малой Бронной (дом № 22), а годом позже — «Булочная и кондитерская» на Покровке (дом № 1), затем фасад «Чайной» в Подколокольном переулке (дом №10) и множество других культурных объектов. Все работы велись на средства неравнодушных к истории москвичей.
В 2015 году силами специалистов удалось раскрыть вывеску той самой конторы Фалькевича. А спустя почти несколько лет на фасаде дома №14 по Кривоколенному переулку нашлась и вывеска «Сжатый газ. Объединение государственных заводов» — новая бесценная работа реставраторов.
Обе эти работы уникальны и интересны своими шрифтами. Его аналогов не было найдено в России, а в иностранных версиях — только фрагментарно. Вывеска бережно передаёт эстетику модерна, популярного в начале XX века.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski