Найти в Дзене

Чего стоит независимая Ассоциация шахматистов? Какую сторону выберет элита – ФИДЕ или Карлсена?!

Около ста лет назад чемпионы мира Ласкер и Капабланка, состояние которых изрядно потрепала Первая мировая война, выступили с инициативой организации шахматного профсоюза. Созданная вскоре после этого ФИДЕ, по их мнению, не обладала ни авторитетом ни необходимым для этого опытом. И вот, в феврале 2025 года разговоры об этом вспыхнули с новой силой. Как и прежде, их инициатором стал сильнейший игрок мира – теперь Карлсен. Надо сказать, что попытки мериться силами между «официальной» и «чемпионской» позицией не раз возникали в шахматном мире нередко приводя не только к разногласиям, но к настоящим войнам. В довоенную «эпоху героев» все попытки ФИДЕ взять власть в свои руки были заранее обречены на провал: публика видела в них не более чем кучку энтузиастов, которые не облечены никакой властью. Они проводили турниры наций, назначали официальных претендентов на матчи на первенство мира… с которыми никто не собирался играть. Ведь у них не было денег! Но как только в 1946 году членом ФИДЕ ста

Около ста лет назад чемпионы мира Ласкер и Капабланка, состояние которых изрядно потрепала Первая мировая война, выступили с инициативой организации шахматного профсоюза. Созданная вскоре после этого ФИДЕ, по их мнению, не обладала ни авторитетом ни необходимым для этого опытом. И вот, в феврале 2025 года разговоры об этом вспыхнули с новой силой. Как и прежде, их инициатором стал сильнейший игрок мира – теперь Карлсен.

Надо сказать, что попытки мериться силами между «официальной» и «чемпионской» позицией не раз возникали в шахматном мире нередко приводя не только к разногласиям, но к настоящим войнам. В довоенную «эпоху героев» все попытки ФИДЕ взять власть в свои руки были заранее обречены на провал: публика видела в них не более чем кучку энтузиастов, которые не облечены никакой властью. Они проводили турниры наций, назначали официальных претендентов на матчи на первенство мира… с которыми никто не собирался играть. Ведь у них не было денег!

Но как только в 1946 году членом ФИДЕ стала советская шахматная федерация, а СССР фактически стал гарантом ее финансового благополучия, ситуация коренным образом изменилась. Теперь мировыми шахматами рулили уже чиновники, а Ботвинник диктовал механизмы управления, установив «справедливую» систему престолонаследия… Потребовалось четверть века советской гегемонии, чтобы нашелся кто-нибудь, кто восстал против ее диктата. Увы, Фишер, который «лучше чем вся ваша ФИДЕ» знал, что надо делать, не был командным игроком – хотя Спасский и называл его «председателем шахматного профсоюза», – и его демарш не был подержан шахматным миром.

Чтобы вскрыть проблемы, потребовался Каспаров, с кровью вырвавший у системного Карпова свой титул. Тогда его жажда в профессионализации была вызвана как личной ненавистью к Кампоманесу, сделавшего все, чтобы он не смог взойти на шахматный трон, так и попыткой реформировать шахматы на фоне стремительного менявшейся (и богатевшей) индустрии спорта во всем мире. Он активно вкладывался в создание Ассоциации гроссмейстеров и профессиональные союзы, но ведущие шахматисты, опасавшиеся, что потеряют даже те крохи, что перепадали им с барского стола, испугались пойти за ним до конца, – и Гарри остался в одиночестве. Он тогда «с горя» заключил сделку с Шортом, вышел с ним из ФИДЕ, разыграл корону вне ее рамок, не просчитал очевидный «ответ» Кампо, – и вверг шахматный мир в десятилетие хаоса и, в конце концов, сам же поплатился за допущенную ошибку…

В 2002 году ФИДЕ приложила все силы, чтобы обезопасить себя от подобных выходок со стороны чемпионов мира: скрепив подписями Карпова, Каспаров и Крамника официальный договор, получила в безраздельное пользование титул. Но чиновники не учли того, что лучший игрок мира может и отказаться от своих «королевских» привилегий – так поступил Карлсен, причем дважды. Сперва, будучи первым номером рейтинга, отказался участвовать в цикле, а спустя десять лет отказался и от самого титула, когда ему стало неинтересно играть по таким правилам.

Кейс Магнуса оказался настолько неожиданным, что международная федерация просто не знала, что делать. Она не только никогда не сталкивалась с таким, так еще получила карикатурного чемпиона мира, который не выиграл вообще ничего! На этом фоне все попытки ФИДЕ сделать вид, что ничего не произошло, выглядели забавно.

А не успели они сделать хорошую мину, как бывший чемпион нанес новый удар… Все знали, что Карлсен способен не только лучше всех в мире управляться с черно-белой армией, но и создавать работающие проекты. Он запустил ряд онлайн-инициатив, которые вскоре ставших брендами, активно продвигал темы, к которым быстро примыкали все ведущие игроки мира, – и было странно, что ФИДЕ никак не отреагировала на его попытку «приватизировать» всеми забытие шахматы Фишера. Всполошилась в тот момент, когда новая организация, обладавшая серьезными ресурсами, обмолвилась о том, что в их планах – разыгрывать звание «чемпиона мира» по Freestyle Chess.

В последнее время вы уже не раз слышали о взаимных заявлениях и нотах протеста, угрозах ФИДЕ и контругрозах «фристайлеров». Но все это было лишь на уровне слов, которые в шахматном мире слишком часто так и остаются словами, не превращаясь в реальные дела. Как говорится, «угроза страшнее исполнения»! Но… не сейчас.

Важно, что инициатором по разгону конфликта с ФИДЕ стал не Карлсен, а Бюттнер, без которого никакой Freestyle Chess просто не было бы. Важно понимать, что именно Ян-Хенрик нашел Магнуса, когда хотел организовать нечто особенное, а не наоборот (норвежец в последние два года, когда отделался от короны, жил в свое удовольствие, а тут такой неожиданный проект), он не просто как-то там «денежный мешок» как Слейтер при Фишере или Кок при Каспарове, он – полноценный актор. В конце концов, вся лавочка фристайлеров существует за его его счет.

Так вот Бюттнер после нескольких попыток найти общий язык с ФИДЕ – он хотел выкупить право на использование титула, но не сошлись в цене; собирался нанимать юристов для игроков, когда федерация пригорало запретить им играть в «альтернативном» чемпионате; на время отказался от использования в серии нейминг «чемпион мира» – заявил, что она недоговороспособна, и… резко сменил риторику. Отныне никаких компромиссов не будет!

На первом Freestyle Chess Grand Slam в Вайссенхаусе с призовым фондом в €660,000 (это на четверть больше, чем в турнире претендентов) он собрал участников, среди которых был действующий чемпион мира и шесть игроков из первой десятки, и… предложил создать независимую (от ФИДЕ?) Ассоциацию ведущих шахматистов мира.

В чем будет проявляться независимость, каково ее назначение и план действий пока что не до конца понятны, но в отличие от прочих Ассоциаций, той же АГ Каспарова из 1980-х – это будет не просто сообщество ведущих игроков, лишенных общих целей, от которой им ни жарко, ни холодно. Поскольку Бюттнер говорит про квалифицированную команду юристов, которая будет стоять в ее основе, речь о их лояльности и праве делать то, что они хотят. Ведь за редким исключением большинство шахматистов не только не умеет отстаивать свои права, оно просто не знает об их существовании (речь, понятно, не столько о «контрактах» ФИДЕ). Совершенно очевидно, что таким заявлением немец проводит очевидную черту, заставляя игроков определиться, с какой те стороны: за него или ФИДЕ?

И хоть с момента судьбоносного совещания игроков в Вайссенхасе прошло чуть больше недели, уже очевидно, что реплика исполнительного директора ФИДЕ о том, что во всех конфликтах между чемпионами и организацией верх в конечном итоге всегда брала последняя, можно внести уточнение: в тех случаях, когда игрок представлял только самого себя (ведь все шахматисты – прямые конкуренты), но… не в случае, когда за ним стояла иная сила.

А такая сила теперь, безусловно, есть! Более того, у ФИДЕ нет никаких рычагов давления на Карлсена, Накамуру и ряд других шахматистов, и они запросто могут пойти до конца. В такой ситуации «битва за элиту», которой в этом конфликте будет не только что потерять, но, учитывая финансовую мощь Freestyle Chess, и что приобрести!

Текст: Евгений Атаров
Фото: Леннар Оотс