Найти в Дзене
Школа фантастики

"Падение луны" - фирменный кошмарик от режиссера фильмов-карастроф

Где Роланд Эммерих – там глобальная катастрофа. Посмотрел «Падение луны». На этот раз старина Ролло превзошел самого себя. Катастрофа получилась эпичненькой. Луна чуть было не упала на Землю, ей оставалось буквально чуть-чуть. И, разумеется, это использовали герои, чтобы спастись.

Кадр из фильма "Падение луны" режиссера Роланда Эммериха
Кадр из фильма "Падение луны" режиссера Роланда Эммериха

В основе – научно-фантастическая идея. Луна – полая, ее создали наши далекие предки, чтобы распространить жизнь по всей вселенной. Но на них напал злой ИИ, представленный обезличенным роем, принимающим разные формы. И все испортил. И теперь этот вражеский ИИ добрался до Земли, и снова хочет все испортить. Но отважные герои ему, разумеется, не дадут. Кто из нас не боится ИИ? Я каждый раз боюсь, когда спрашиваю о чем-нибудь нейросеточку – вдруг она против меня что-то замыслила, а теперь водит за нос?

Мимо фильмов Ролланда Эммериха я не могу пройти, но и назвать их суперскими тоже язык не повернется. Все-таки есть в них какие-то изъянчики. То, что бросается в глаза – антагонист, то есть тот самый злой ИИ – не персонифицирован, то есть не представлен в виде живой и понятной личности. От этого борьба с ним становится слишком абстрактной, она теряет характер противостояния двух психологий. Получается похоже на борьбу с природной стихией, как например борьба пожарного с огнем.

Кадр из фильма "Падение луны" режиссера Роланда Эммериха
Кадр из фильма "Падение луны" режиссера Роланда Эммериха

Личные истории персонажей, их семейные проблемы вроде бы должны придать им глубины, сделать их ближе и понятнее зрителю. Но получается не очень – истории слишком поверхностные и банальные, по-моему они только загромождают сюжет.

Крутой получилась сцена внутри полой луны, где астронавты сталкиваются с технологией наших предков. По классификации Кристофера Воглера – Джозефа Кэмпбелла это этап сюжета, который называется «во чреве кита». Герои оказываются внутри луны, как внутри огромного существа, которое их проглотило.

Кадр из фильма "Падение луны" режиссера Роланда Эммериха
Кадр из фильма "Падение луны" режиссера Роланда Эммериха

В «Звездных войнах» тоже есть аналогичные сцены. В «Новой надежде» герои попадают внутрь Звезды смерти, в «Империи, наносящей ответный удар» Хан Соло и экипаж «Сокола тысячелетия» попадают в кишечник гигантского космического червя. В последнем случае сцена «во чреве кита» реализована буквально.

На мой взгляд, режиссеры увлекаются этой сюжетной схемой напрасно, вернее, они напрасно так буквально ей следуют. Наивные люди думают, будто Джозеф Кэмпбелл, автор «Тысячеликого героя», подсмотрел ее в мифах. На самом деле он высосал ее из пальца, так что если ее сократить или заменить на любую другую, мифологичность истории не пострадает.

Актерский состав очень приличный. Хэлли Берри уже почти 60, а она все еще няшная. Ну а в Джоне Бредли мне никак не удается развидеть Сэма Тарли из «Игры престолов».

Кадр из фильма "Падение луны" режиссера Роланда Эммериха
Кадр из фильма "Падение луны" режиссера Роланда Эммериха

В общем, кино у Роланда Эммериха снова получилось, бум-бум вышел грандиозным, в конце зритель получил чувство облегчения от того, что все обошлось, и всплакнул над героями, которые не дожили до финала – второстепенными, разумеется. С основными, как всегда, ничего не случилось, кроме глубокой внутренней встряски и переживаний. Ну а недостатки – какими были в прошлых лентах этого режиссера, такими и остались. Но ведь получается у него!