В этом убеждён Павел Кострица из станицы Северской, который проходил срочную службу в рядах воздушно-десантных войск в 2021-2022 годах. Пока в памяти свежи армейские воспоминания, он охотно поделился ими с читателями нашей газеты.
– Павел, расскажи, где прошло твоё детство, чем запомнилась юность?
– Я родился в Республике Коми, но с четырёх лет живу в станице Северской. Учился в школе №43, где был почти отличником. В свободное от учёбы время занимался футболом, вольной борьбой, ходил в тренажёрный зал. После девятого класса поступил в Краснодарский машиностроительный колледж.
– Повестка в армию застала врасплох или ты был готов?
– Не поверите, я о ней мечтал! Просто к тому моменту всех моих друзей уже призвали в армию, а меня всё никак... В течение трёх месяцев я регулярно наведывался в военкомат с просьбой отправить на службу. И, наконец, осенью 2021 года мне вручили повестку.
– Где проходила служба?
– Первые два месяца мы проходили курс молодого бойца в Рязани, а затем – воздушно-десантные войска в Туле. Хочу отметить, КМБ – это совсем не то, что мы проходили на занятиях по довоенной подготовке в школе. В армии всё намного серьёзнее. Нам приходилось копать окопы под проливным дождём со снегом, притом что почва там была преимущественно глиняная и поддавалась с большим трудом. В одной руке – лопата, в другой – автомат и граната. Ложишься в вырытый окоп, сверху над тобой проходит настоящий танк, а тебе надо успеть перезарядить автомат замёрзшими руками. Это, конечно, запомнятся на всю жизнь.
– Как скоро после призыва перестал скучать по дому?
– В армии скучаешь не столько по дому и «маминым борщам», сколько по беззаботной жизни на гражданке и времени, которое ты тратил, как хотел. Поначалу, конечно, была тоска по всему этому, но недели через две прошла, закрутились армейские будни. Связь с родными много значит для солдата, без неё было бы морально сложнее.
– Служба службой, но ведь солдатам положены и увольнительные. Как ты их проводил?
– У меня их было два, и они совпали с днём принятия присяги в Рязани. И всё бы хорошо, но из-за акклиматизации я сильно заболел и присягу принимал с высокой температурой. Увольнительные терять не хотелось, и даже в таком состоянии вместе с сослуживцем мы погуляли по городу, сходили на каток и вернулись обратно в часть.
– Расскажи, как проходила твоя служба в Туле?
– Наша военная часть располагалась в лесополосе. За каждым военнослужащим была закреплена машина, которую он должен своевременно обслуживать. Мне достался КамАЗ. Пару раз удалось поездить на нём по полигону. Наш майор – офицер парашютно-десантного комплекса – был человеком жёстким и с рядовыми особо не церемонился. Но со временем мы нашли к нему подход. «Дедовщины» в армии не было, хотя случались небольшие перепалки, но это, думаю, есть везде. С некоторыми сослуживцами-земляками общаемся и сейчас, видимся в Краснодаре.
Кормили в армии весьма сносно, я там даже заметно поправился. Но чего не хватало, так это сладостей. Хотя на территории части и находился армейский магазин, выбор продуктов был весьма скудный.
Навсегда запомнятся прыжки с парашютом. Я прыгал дважды, и могу сказать, во второй раз было страшнее, чем в первый, потому что ты уже знаешь, чего ждать. Полюбоваться видами сверху не удалось, ведь за эти несколько секунд, что ты проводишь в полёте, нужно успеть раскрыть парашют и безопасно приземлиться. Прыжков могло быть и больше, но в связи с началом СВО их запретили. А вот стрельб было много.
– Твоя служба совпала с началом спецоперации. Как вы об этом узнали?
– Отлично помню этот день. Майор позвонил дежурному по части и приказал всех собрать у телевизора, и из выпуска новостей мы узнали о начале СВО. Пару недель мы были в подвешенном состоянии, поскольку оставался открытым вопрос: отправят ли «срочников» в зону спецоперации. А потом в нашу часть прибыли контрактники.
– Что служба в армии дала лично тебе?
– По сути, самое интересное – учения, прыжки с парашютом и стрельбы длились месяца четыре, а всё остальное время мы просто охраняли часть, стояли на КПП и ждали дембеля. Пару раз было острое ощущение бездеятельности, когда вся планета крутится, все чем-то заняты, а ты – в лесу.
Но в этом есть и плюсы. В армии ты начинаешь больше ценить своё время. Там воспитывается зрелость мышления и умение расставлять приоритеты. Теперь я с уверенностью могу сказать, что из армии вчерашний парень возвращается мужчиной.
– Ты вернулся домой в 2022 году. Как сложилась жизнь после службы?
– Первым делом я начал искать работу. Устроился на предприятие по производству биодобавок, затем купил машину, встретил хорошую девушку, и мы поженились. В ближайших планах поступить в вуз, хочу работать в нефтяной промышленности.
Беседовала Яна Богатырёва
Фото автора и из личного архива П. Кострицы