«Быстро вернутся те, кто и не уходил никуда»
Аналитик считает, что исключениями станут только отдельные отрасли. Например, некоторые компании, связанные с производственными мощностями, теоретически могли бы вернуться, это автопроизводители и электротехнические компании, такие как Robert Bosch, которые сохранили заводы в России. В то же время, по его словам, даже здесь бизнес сталкивается с серьезными юридическими и экономическими рисками, а окупаемость инвестиций в текущих условиях остается под большим вопросом.
Он также считает, что, несмотря на появляющиеся заявления о возможном возвращении крупных западных брендов на российский рынок, «реальная картина говорит об обратном»:
— Ожидать массового возвращения компаний в обозримом будущем не приходится, и на это есть несколько ключевых причин.
В первую очередь они связаны с политическими и репутационными рисками. Эксперт отмечает, что большинство западных компаний ушли из России не столько из-за санкционного давления, сколько по собственной инициативе. Это было обусловлено следующими причинами:
- нежелание работать в стране, ведущей военные действия: компании не хотят ассоциироваться с конфликтом, который наносит репутационный ущерб;
- изменение правил собственности: иностранные инвесторы столкнулись с тем, что их активы могут быть экспроприированы или переданы без их согласия; даже если ситуация вернется к уровню начала 2022 года, доверие инвесторов подорвано; компании, потерявшие миллионы на вынужденном уходе, не спешат повторно заходить в рынок, где их активы не застрахованы;
- экономическая нецелесообразность: рынок России хотя и крупный, но не является критически важным для большинства глобальных корпораций.
В итоге, по его словам, ключевыми аргументами против возвращения остаются высокие риски и непредсказуемость, снижение платежеспособности населения, высокие затраты на восстановление бизнеса.
— На данном этапе ни один крупный бренд не рассматривает Россию как приоритетный рынок для возобновления деятельности. Таким образом, заявления о возвращении западных компаний в Россию в 2025 году остаются скорее желаемым, чем реальным сценарием. Бизнес, который уже пережил потери, вряд ли захочет вновь рисковать, заходя на рынок с высокими репутационными и финансовыми угрозами, — подчеркивает специалист.
Каким может быть возвращение?
Экономист считает, что потребители будут только рады возвращению брендов в Россию, ведь они получат и привычные товары, и снижение цен.
— Если иностранные бренды конкурируют с российскими, то импортозамещение обнуляется, но потребитель получает более качественные изделия за более низкую цену. Противовес импортозамещению, где более дорогие изделия более низкого качества, — предполагает он.
В первую очередь это коснется рынка легкой промышленности, «где никакого импортозамещения так и не состоялось». Собеседник отмечает, что в этой сфере импортные товары и сейчас поставляются в рамках схемы легального и полулегального импорта, поэтому их возвращение официально на российский рынок будет воспринятым восторженно.
По его словам, европейские бренды, скорее всего, начнут возвращаться тоже, но это будет происходить фрагментарно, в основном в сферах машиностроения, сервисов, а также одежды и обуви, причем некоторые страны могут сдерживать этот процесс. На это влияет то, что в Европе складываются две противоположные позиции: осторожные и консервативные Великобритания, Франция и Германия, которые будут сдерживать возвращение компаний, и более лояльные к России Будапешт, Рим и Вена, где местные производители готовы к быстрой экспансии.
Эксперт из сферы ритейла в разговоре подчеркнул, что он и коллеги следят за возможным возвращением ушедших брендов, так как они сами являются потребителями и им «самим хочется иметь больший выбор и видеть больше новых тенденций». Сам он считает, что возврат вполне реален, «но понятно, что все ушедшие будут возвращаться на каких-то других условиях, не тех, что были раньше».
— Возможно, это будет обязательное партнерство с кем-то имеющим гражданство РФ, не менее 51% (как, например, в ОАЭ или других странах). Возможны другие варианты, чтобы обезопасить себя от внезапного ухода, как это уже случилось. А возможно, кто-то захочет и проучить, пускать сюда с еще более суровыми условиями, — предполагает он.
Если же бренды всё-таки вернутся, то, по мнению эксперта, это будет не быстрый процесс, который изменит рынок fashion-ритейла в России, но «не революционно». «Возвращенцам» потребуются совсем другие бюджеты на маркетинг, нежели были раньше, к тому же ТЦ могут быть не так лояльны:
— Да и роль ТЦ снижается: покупатель уходит в онлайн. За пять лет прогнозируют, что там будет 80% покупок. А не все западные бренды пока у себя готовы и умеют в онлайне торговать.
Россия на пятом месте в мире по доле онлайна. И еще у нас большая особенность: нигде в мире нет такого низкого процента выкупа. Готовы ли западники к этому? Рынок уже не тот, что был до 2022 года.
С другой стороны, эксперт не отрицает, что у иностранных брендов есть огромный опыт и ассортимент, а значит, совсем без покупателей они не останутся.
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах