О деятельности спецподразделения армии Японии – отряда 731 – мир мог не узнать никогда. Однако профессор Университета медицинских наук Кацуо Нисияма добился того, чтобы японский архив обнародовал данные о кошмарных опытах.
Ученый и его соратники не сомневались: люди должны знать, как все было на самом деле, чтобы не допустить повторения этого сценария.
Цель оправдывала средства. Судя по всему, именно этим убеждением жил «Отряд 731» - 52 хирурга, 38 медсестер, 49 инженеров и 1117 военных врачей. Их цель – создание мощного биологического оружия, которое будет способно уничтожить планету. Средства – граждане Китая, СССР или Кореи.
Отряд существовал девять лет. Данные о количестве погибших разнятся. Одни источники утверждают, что японцы загубили три тысячи жизней. Другие называют число в десять тысяч и более.
В стенах лагеря не только занимались созданием биооружия, но еще и изучали, сколько человек сможет прожить под воздействием экстремальных факторов.
В таком случае нескончаемые смерти – вполне закономерное следствие. Никто не покинул «отряд 731» живым. А попасть туда было не сложно, ведь мучители постоянно нуждались в новом материале для своих кровавых экспериментов.
Кухня дьявола
Япония решила, что ей нужно иметь в арсенале биологическое оружие, когда находилась на пике своего роста – в конце 1920-х годов.
Тогда у страны восходящего солнца было несколько влиятельных противников: господствующие в регионе США и Великобритания, а также окрепший после гражданской войны Советский Союз.
Японцы не были уверены, что культура самураев – достойный инструмент. Они не хотели, чтобы это был их потолком. Тогда появился Сиро Исии – японский микробиолог.
К тому времени он успел посетить ведущие бактериологические лаборатории Европы и «вдохновиться». Впрочем, не он один мечтал о создании биологического оружия как главного преимущества для Японии.
Доклад Сиро Исии произвел мощное впечатление на его руководство. Все они были в восторге.
«В отличие от артиллерийских снарядов оно не способно мгновенно убивать живую силу, зато эти снаряды, начиненные бактериями, без шума поражают человеческий организм и животных, принося медленную, но мучительную смерть.
Производить снаряды необязательно, можно заражать вполне мирные вещи, — одежду, косметику, пищевые продукты и напитки, съедобных животных — можно распылять бактерии с воздуха», - рассуждал Исии.
Военный министр Садао Араки в 1932 году дал указание выделить средства на строительство специального комплекса по разработке биологического оружия. В тот период Япония оккупировала китайскую провинцию Манчжурию, расположенную в 20 километрах от города Харбин. «Отряд 731» расположился именно там.
Расположение было выбрано неспроста. Во-первых, Манчжурия находилась вдали от крупных населенных пунктов. Это значительно снижало риски в случае утечки смертельно опасных образцов.
Во-вторых, объектом экспериментов по большей части становились китайцы, к которым жалости и сочувствия японские власти не испытывали.
Сиро Исии возглавил отряд. Себе в подчиненные он набрал лучших выпускников престижнейших вузов Японии. Комплекс быстро построили, он получил официальное название «Главное управление по водоснабжению и профилактике Квантунской армии». Курировал территорию принц Такэда.
В 1936 году начались работы. Им удалось положить конец только после наступления Красной армии в 1945 году.
«Бревна»
Жители Манчжурии в 1936 году испытывали панический ужас, глядя на возведенный оккупантами завод. Слухи о нем ходили нехорошие. Мол, предприятие «перерабатывает» людей тысячами, чтобы создать нечто, способное за несколько месяцев уничтожить всю планету.
Опыты проводились на «бревнах». Так истязатели называли людей, попавших на территорию «отряда 731» в качестве «сырья» для экспериментов.
«Мы считали бревна ниже скотов», - рассказывали на допросе японские ученые.
Сиро Исии особенно сильно интересовался чумой. В Средние века этой болезни было под силу уничтожать страны, но японцу было этого мало. Он смог вывести штамм, который превосходил изначальную версию в 60 раз. Ради этого в невероятных мучениях погибло множество людей.
Подопытных заражали. Затем отслеживали, как протекает болезнь. Для этого больных заживо вскрывали и доставали внутренние органы. Анестезия не использовалась, потому что японские ученые были уверены в том, что она влияет на результаты эксперимента.
Жертвам не давали умереть. Их жизнь усиленно продлевали, прибегая к поддерживающей терапии. Конечно, мотивы были даже близко не гуманными – напротив, пленные страдали еще сильнее.
Когда подопытных вскрывали, в операционную приглашали художников. Их задачей было изображать внутренние органы зараженных. Черно-белые рисунки Сиро Исии не признавал, он требовал ярких, красочных и максимально приближенных к действительности изображений – чтобы «задокументировать процесс».
Было в «отряде 731» особое подразделение. Его задачей являлось выяснить каковы пределы человеческого организма. С этой целью пленные подвергались бесчеловечным, страшным пыткам.
Например, отрубали рук и ноги, обмораживали конечности и поджигали, а затем – наблюдали за тем, как развивается гангрена.
Нечеловеческие крики жертв записывали. Старики и женщины не становились исключением, даже беременные: еще не появившийся на свет плод заражали новым штаммом опасным болезни, а затем наблюдали, как протекает беременность и первые годы жизни младенцев. Конечно, никому из них было не суждено столько прожить.
Еще одно активное направление деятельности в «отряде 731» - вивисекция. Пленные лишались жизненно важных органов и конечностей, а затем отправлялись в различные лаборатории, чтобы в муках умереть под чутким присмотром своего истязателя.
В стенах этого заведения порой случалось чудо: людям удавалось перебороть болезнь. К сожалению, для них это означало не долгожданное возвращение домой, а повторное заражение, которое никто их подопытных уже пережить не мог.
Никто не вышел из комплекса живым. Пленными Сиро Исии становились в большинстве своем китайцы – их было 70%. Нашлись 30% граждан СССР. Остальные – это маньчжуры, монголы, британцы и австралийцы.
Помимо чумы, ученые «отряда 731» работали также над сибирской язвой, оспой и ботулизмом. Их ожидал «успех» во всех начинаниях, в конце концов Япония получила в распоряжении все, что хотела.
Символическое наказание
Биологическое оружие испытывалось не только в стенах лаборатории, но и в тылу китайских войск. Японская армия то и дело выражала «отряду 731» свою благодарность. Сиро Исии уже в деталях представлял, как будет устраивать диверсии с помощью оружия.
Ударить тогда планировали усиленным штаммом чумы. Под прицел попали Хабаровск, Благовещенск и Чита. Также, конечно, Япония долго размышляла, куда ударить США, чтобы добиться наибольшей эффективности от своего детища.
И план, без сомнения, был бы осуществлен, если бы не вмешательство премьер-министра Японии Хидэки Тодзио. Последний считал войну оконченной и, как огня, боялся того, что оппоненты начнут мстить.