ИИ (AI – Artificial Intelligence англ.) – это такая тема, о которой не пишет только ленивый. Но, то ли пишут непонятно, то ли не о том, то ли не так, но у людей остаётся много вопросов по поводу ИИ.
Что это такое само по себе? Это широкий термин, который объединяет в себе непосредственно искусственный интеллект (как программу, имитирующую/заменяющую человеческий интеллект) и его составляющую, называемую нейросеть. Разница между ними в технологиях и назначении. То есть инструментальный подход. У нейросети узкая область действия, у искусственного интеллекта более широкая. И вообще, ИИ – это инструмент.
И для каких-то целей где-то нужен ИИ, где-то нужна нейросеть, где-то и то и другое, а где-то их применение избыточно и не требуется.
Это технологический инструмент, который предназначен решать какую-то задачу, как и всё, что разрабатывает человек. И у этого есть, как всегда две стороны. Первая сторона – это гуманистическая. Вторая сторона – военная.
В каждую историческую эпоху был свой «ИИ». Здесь я имею в виду, что была некая прорывная технология, которая затмевала собой всё вокруг. Во что люди верили, как в спасение от всех бед. Сперва люди «жили в лесу и поклонялись колесу». Потом было приручение лошади, придумали лук и стрелы, изобрели металлургию. Из ближайшей истории – это изобретение антибиотиков, атомная энергия, прорыв в изучении психологии и мозга человека, полёт человека в космос, интернет, стволовые клетки, клонирование.
Под определение «прорывных технологий» подходят также и идеи сами по себе. Например, теория создания демократического общества, различные философские течения, социализм и коммунизм, теория эволюции, религиозные течения, психоанализ Фрейда и так далее. Причём у каждого знания, как будто бы есть своё сознание, которое живёт по своим законам, обретая силы при рождении, находя сперва своих первых адептов, постепенно вовлекая всё новых и новых людей в свою информацию, увлекая своей энергией и перспективами своего развития и применения в будущем.
Это похоже на некую систему самосохранения, ведь для того чтобы знание жило ему нужно постоянно проникать во всё новые и новые сознания людей из поколения в поколения.
И, возможно, эти области знания таким образом проходят естественный отбор между собой, когда выживает сильнейшее знание. Напитывая определенное необходимое количество людей своей информацией эти знания и существуют. Необходимо чтобы кто-то из представителей человечества ими занимался. Вкладывал в развитие идей свои силы и энергию. Потом оно, будучи по-настоящему полезным и прорывным, проникает в нашу жизнь в виде прикладных технологий и устройств, а если же знание ничего не даёт в практическом плане, то оно медленно умирает и забывается, уходит.
Как пример можно привести Стахановское движение. То есть нужно было чтобы в определённый момент истории оно стало массовым, и все болели этим и ставили производственные рекорды. Но ведь не все поголовно в СССР были Стахановцами. То же самое с движением ГТО. Многие сдавали эти нормативы, но не все поголовно. Однако это движение закрепилось и худо-бедно существует до сих пор.
После полёта Юрия Алексеевича Гагарина «все» захотели стать космонавтами, и для развития космонавтики нужно было определённое количество людей вовлечь в эту деятельность, чтобы дать революционный скачок в развитии человечества и космонавтики в частности.
Думаю, суть моих размышлений понятна.
И если перейти в этом контексте к ИИ, то получается, что сейчас нужно вовлечь в его развитие определённое количество людей, так как эта технология, видимо, необходима для выживания нашего вида, как носителя этой информации. Получается симбиоз, при котором знание живёт и позволяет своему носителю жить за счёт его использования. Но носитель может использовать знание, как во благо, так и во вред.
Сейчас перед нашими глазами встала угроза самоуничтожения с помощью ядерного оружия. Хотя мирный атом, например, незаменим, а основанная на нём технология ядерного синтеза, может перевернуть историю и дать человечеству бесконечный источник «бесплатной» энергии, если мы доведём её до ума.
ИИ и нейросети сами по себе вызывают в обычном человеке общий праздный интерес, это в лучшем случае. Как и электричество в Ленинградской области в какой-нибудь хрущёвке, которое вырабатывается на Ленинградской АЭС. Но какая-нибудь прекрасная девушка, которая сидит на кухне вечером и пьёт чай, вряд ли даже задумывается о том, откуда берётся свет. Но даже если подспудно она понимает, знает, что электричество даёт АЭС, то вряд ли это возбуждает в ней желание пойти учиться на физика-ядерщика чтобы разобраться в законах деления атомных ядер и совершенствовать технологии. То же самое и с технологиями ИИ. Они нужны для расчётов, основанных на огромных объёмах данных, для прогнозирования, моделирования, поиска информации, генерации информации (текст, изображения, музыка, видео и т.п.). Кого-то они очаровывают и заставляют погружаться в них, что становится делом жизни. Силами таких адептов появляются голосовые помощники - колонки с Алисой и Марусей, Шедеврумы, GPTChatы и т.д. Нейросети помогаю диагностировать онкологию, пишут книги, помогают программировать. Но не каждый поголовно этим занимается. В качестве примера можно привести героя Марвел Тони Старка и его ИИ–помощника Джарвиса. Их взаимодействие снято настолько талантливо и заразительно, что каждому (по крайней мере, мальчикам точно) хочется также взаимодействовать с неким виртуальным мега-сознанием, что-то создавать и геройствовать.
Но есть одно маленькое «но». В мире «Марвел» Тони Старк – уникум, гений. Он такой один. Он знает, как создавать ИИ (он создал Джарвиса). Он знает, как его использовать в научных исследованиях. И Тони является оператором ИИ, он отдаёт команды. Сам по себе Джарвис, как помощник может только выполнять эти самые команды.
То же самое можно сказать о деятельности нашей компании. Программисты используют нейронку ради ускорения кодирования. Но нужно знать, как её использовать. А потом ты всё равно должен понимать, что она тебе выдала в качестве результата запроса. И если выдано что-то не то, то программист должен мочь скорректировать запрос и запустить процесс обработки данных заново и так до победного пока он не будет удовлетворён результатом или ответом нейронки. То есть опять нужен умный компетентный человек. Который использует этот инструмент и сделает с его помощью какое-то открытие, проведёт исследование или просто эффективно качественно и своевременно выполнит свою работу.
Если говорить глобально относительно опасности применения ИИ, то если будет такая необходимость, военные люди сделают крайне опасный ИИ, который сможет потенциально всё уничтожить на Земле. Как и с атомным оружием.
Замечу, что ещё в 1963 году, когда случился Карибский кризис между СССР и США, то никакой ИИ там замечен не был, а люди сами подвели мир к грани самоуничтожения. И те же самые люди и вывели мир из кризиса. Поэтому ИИ, считаю, нужно воспринимать, как прекрасный инструмент и явление, которое может как спасти, так и причинить вред. И зависит это от того в чьих руках он окажется.
Статья, как видите, философская, понятийная. Очень интересно услышать ваше мнение по поводу моей точки зрения.
Технологии ИИ и нейросетей я опишу во второй статье.
С уважением, директор по развитию ООО "Флексайтс" Некрасов Иван. Шестая статья.