Найти в Дзене
Корни Ищу

Зачем генеалогу ЗАГС?

Можно с уверенностью сказать, что любой генеалогический поиск неизбежно приводит исследователя в ЗАГС. Именно там регистрировались и регистрируются самые важные события в жизни человека, изучив которые можно воссоздать его жизненный путь. В этой статье хочу рассказать, чем ЗАГС будет полезен генеалогу и как туда обратиться. НЕМНОГО ИСТОРИИ В дореволюционной России функция записи актов гражданского состояния у православного населения была полностью возложена на церковь. С 1722 года все браки, рождения и смерти подлежали обязательному внесению в особые реестры – метрические книги. С приходом советской власти церковь была отделена от государства и отстранена от регистрации актов гражданского состояния. 17 декабря 1917 года был подписан Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», который не только отменял ведение метрических книг, но и передавал регистрацию рождений, браков и смертей волостным, уездным или городских управам. Этот документ полож

Можно с уверенностью сказать, что любой генеалогический поиск неизбежно приводит исследователя в ЗАГС. Именно там регистрировались и регистрируются самые важные события в жизни человека, изучив которые можно воссоздать его жизненный путь. В этой статье хочу рассказать, чем ЗАГС будет полезен генеалогу и как туда обратиться.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В дореволюционной России функция записи актов гражданского состояния у православного населения была полностью возложена на церковь. С 1722 года все браки, рождения и смерти подлежали обязательному внесению в особые реестры – метрические книги. С приходом советской власти церковь была отделена от государства и отстранена от регистрации актов гражданского состояния.

17 декабря 1917 года был подписан Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», который не только отменял ведение метрических книг, но и передавал регистрацию рождений, браков и смертей волостным, уездным или городских управам. Этот документ положил начало государственной системе регистрации актов гражданского состояния в советской России.

Конечно, метрические книги не перестали вести одномоментно. В некоторых церковных приходах такая практика сохранялась до 20-х, а то и 30-х годов. Однако, с точки зрения закона, событие не считалось действительным без регистрации в государственных органах.

ФУНКЦИИ ЗАГС

Сегодня ЗАГС не только регистрирует важнейшие события (рождение, смерть, брак, расторжение брака, смена имени, фамилии, отчества, усыновлении/удочерении и т. д.), но и занимается хранением данных.

Книги актов гражданского состояния хранятся в архивах ЗАГС 100 лет, а затем передаются в государственные архивы. На данный момент бОльшая часть книг, составленных до 1926 года, уже находится в региональных архивах и доступна как для самостоятельного просмотра, так и для запроса на копирование данных.

Актовые книги, всё ещё хранящиеся в архивах ЗАГС, генеалогам недоступны, с ними нельзя поработать лично. Поэтому для получения необходимой информации любому исследователю родословной необходимо оформить запрос на предоставление данных.

ЧТО МОЖНО ЗАПРОСИТЬ И КТО МОЖЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ

Скан-копию записи из актовой книги ЗАГСы, к сожалению, не выдают, но вы можете обратиться с запросом на получение повторного свидетельства или справки. Генеалогу, на мой взгляд, всегда целесообразнее заказывать справку, т. к. она содержит больше сведений из оригинальной записи.

Для подачи запроса необходимо использовать установленные Министерством юстиции бланки заявлений. Найти их можно по этой ссылке: clck.ru/3GVgvn (формы № 25 - 30).

При заполнении бланка заявления настоятельно рекомендую не оставлять пустой строку «Прошу указать следующие иные сведения». Заполнение именно этой строки дает генеалогу возможность получить наиболее полную информацию из актовой книги. Так какие же сведения запросить?

Дело в том, что за всё время существования органов ЗАГС бланки актовых книг неоднократно менялись. В разные периоды в них заносили разные сведения: род занятий лица, причастного к событию, адрес его проживания, место работы, национальность и др. Важно ознакомиться с законодательством нужного вам периода, понять, какие данные заносили в актовые книги на тот момент, и затребовать их в строке об иных сведениях.

Получить такой документ, однако, не так-то просто. Если актовая запись была сделана в отношении покойного (ключевое условие!) члена вашей семьи, подавая заявление на выдачу справки/повторного свидетельства будьте готовы доказать с ним родство. Для этого необходимо предъявить цепочку документов (оригиналов или нотариально заверенных копий), устанавливающих родственные связи между вами. При этом первым звеном цепочки должен быть ваш паспорт, а финальным – свидетельство о смерти того, о ком запрашивается информация.

Приведу пример. Чтобы получить справку о рождении моего прадеда по отцовской линии мне потребовалось предъявить:

- паспорт;

- свидетельство о рождении (устанавливает связь между мной и отцом);

- свидетельство о рождении отца (устанавливает связь между отцом и его матерью/моей бабушкой);

- свидетельство о рождении бабушки (устанавливает связь между бабушкой и её отцом/моим прадедом);

- свидетельство о браке бабушки и деда (так можно проследить смену фамилии у бабушки);

- справку о смерти прадеда.

Если какие-то документы для подтверждения родства отсутствуют, придется восстановить их заблаговременно или параллельно с запрашиваемым документом. Так, свидетельства о смерти прадеда у меня изначально не было, и, поскольку в отделение ЗАГС я обращалась очно, сотрудник сразу выдала мне справку о смерти, а уже затем справку о рождении, за которой я обратилась.

Полный список документов для подтверждения родства представлен в приказе Министерства юстиции № 194: clck.ru/3GVhad.

Ещё раз подчеркну, что получить справку/повторное свидетельство таким образом можно только в отношении лица, которого уже нет в живых. Если же документ касается человека ныне здравствующего, есть только два пути:

1. попросите его подать заявление на выдачу документа самостоятельно, т.к. каждый гражданин имеет право запросить сведения относительно самого себя;

2. оформите нотариальную доверенность, которая даст вам возможность подать заявление от лица того, о ком запрашиваются сведения.

КАК ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ

1. Лично. Для подачи заявления на выдачу справки/повторного свидетельства достаточно обратиться в ближайшее отделение органов ЗАГС.

С 2018 года на территории нашей страны действует Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС). В настоящий момент реестр содержит полный объем сведений о записях актов, зарегистрированных органами ЗАГС с 1926 года, а любой сотрудник ЗАГС имеет онлайн-доступ к ранее составленным актовым записям независимо от места их нахождения на территории РФ. Это значительно сокращает время оказания услуги, и зачастую получить требуемый документ можно уже в день обращения, хотя официальный срок исполнения запросов составляет до 30 дней.

При личном обращении в органы ЗАГС сформировать заявку вам поможет сотрудник, который также проверит наличие документов, подтверждающих родство, и квитанции об оплате госпошлины. Оплатить госпошлину можно в ближайшем отделении банка или на портале ЕГР ЗАГС: https://zags.nalog.gov.ru/services/duty.

2. Почтовой связью. В данном случае запрос направляется туда, где был зарегистрирован акт гражданского состояния.

Актовые книги всегда ведутся в двух экземплярах: один из них хранится в отделении ЗАГС по месту регистрации записи, второй же передаётся в управление ЗАГС, находящееся в региональном центре. Направить почтовый запрос на выдачу документа можно в любое из этих отделений, вложив в конверт заявление установленной формы и квитанцию об оплате госпошлины. В случае необходимости можно приложить к заявлению сопроводительное письмо с указанием каких-либо особенностей запроса.

Выдаст готовую справку/повторное свидетельство ближайшее отделение ЗАГС, если вы предоставите документы, подтверждающие родство.

3. Через портал «Госуслуги». Для подачи заявления в таком формате вам потребуется подтверждённая учётная запись на портале. Если таковая уже есть, нужно всего лишь найти и заполнить несложную форму, попутно оплатив госпошлину. Оформляется такой запрос в несколько кликов и в этом его большой плюс. Однако есть и минус: отсутствует возможность прикрепить сопроводительное письмо. Кроме того, посетить отделение ЗАГС всё равно придется, ведь ни архивные справки, ни повторные свидетельства не выдаются в электронном виде. Забрать готовый документ можно только лично.

Подводя итог, еще раз скажу, что обращение в органы ЗАГС – неотъемлемая часть работы любого исследователя родословной. Генеалогический поиск в рамках советского периода подразумевает многочисленные запросы справок, благодаря которым возможно узнать ключевые даты, места и имена, необходимые для дальнейшего исследования. Именно поэтому генеалогу так важно знать, как эффективно взаимодействовать с органами ЗАГС, извлекая для себя максимум ценных сведений.

О том, с какими сложностями сталкивается генеалог при обращении в ЗАГС читайте в этой статье: https://dzen.ru/a/Zczx6hR9D0NeZ6s_.