Найти в Дзене

Зачем моют самолет перед вылетом, или тайны противобледенительной обработки

Недавно в одном из телеграм-каналов я наткнулся на фото, где пассажир возмущался, что самолет перед вылетом "моют" какой-то жидкостью. Мол, зачем тратить время, если все и так готово к полету? Сейчас я Вам расскажу, что же на самом деле происходит. В холодное время года перед вылетом командир экипажа часто объявляет: «Наш самолет должен пройти противообледенительную обработку». Это важнейшая процедура, обеспечивающая безопасность полетов. Но что самое интересное — она не обязательно происходит в мороз. Более того, в сильный мороз самолёты как раз не обрабатывают. Давайте разберёмся, как, чем и для чего проводится эта процедура. Почему это важно? Обледенение аэродинамических поверхностей (крыло, элероны, рули высоты и направления) изменяет течение воздушного потока, что приводит к снижению подъёмной силы и ухудшению управляемости. Проще говоря, самолёт может стать неуправляемым и начать терять высоту. Кроме того, обледенение таких элементов, как трубки Пито (приёмники давления) или датч

Недавно в одном из телеграм-каналов я наткнулся на фото, где пассажир возмущался, что самолет перед вылетом "моют" какой-то жидкостью. Мол, зачем тратить время, если все и так готово к полету? Сейчас я Вам расскажу, что же на самом деле происходит.

В холодное время года перед вылетом командир экипажа часто объявляет: «Наш самолет должен пройти противообледенительную обработку». Это важнейшая процедура, обеспечивающая безопасность полетов. Но что самое интересное — она не обязательно происходит в мороз. Более того, в сильный мороз самолёты как раз не обрабатывают. Давайте разберёмся, как, чем и для чего проводится эта процедура.

Почему это важно?

Обледенение аэродинамических поверхностей (крыло, элероны, рули высоты и направления) изменяет течение воздушного потока, что приводит к снижению подъёмной силы и ухудшению управляемости. Проще говоря, самолёт может стать неуправляемым и начать терять высоту.

Кроме того, обледенение таких элементов, как трубки Пито (приёмники давления) или датчики угла атаки, может привести к отказу важных приборов. Хотя самолёт всё ещё сможет лететь, пилотам придётся работать в стрессовой ситуации, а использование автопилота станет невозможным.

Когда происходит обледенение?

Обледенение может возникнуть не только в мороз, но и при околонулевых температурах, особенно в условиях высокой влажности. Например:

- Ледяной дождь или мокрый снег: они налипают на поверхность самолёта и замерзают.

- Переохлаждённый дождь: капли дождя замерзают при ударе о поверхность самолёта, даже если температура воздуха выше нуля.

- Охлаждение топлива: после длительного полёта топливо в крыльях может охладиться до -10…-20 °C. В этом случае на поверхности крыла может конденсироваться влага, которая сразу замерзает.

Интересно, что в сильный мороз обледенение происходит реже, так как воздух обычно сухой. А вот летом, при определённых условиях, противообледенительная обработка может понадобиться даже в тёплую погоду!

Как происходит обработка?

-2

Для противообледенительной обработки используют специальные машины, которые в авиации называют «слонами». Раньше для этой цели применяли «Змеев Горынычей» — машины с реактивными двигателями, которые сдували лёд горячим воздухом. Современные «слоны» оснащены резервуарами с горячей водой и противообледенительными жидкостями.

Процедура состоит из двух этапов:

1. Удаление льда (De-icing)

С помощью горячей жидкости типа I (обычно оранжевого цвета) лёд и снег удаляются с поверхности самолёта. Жидкость подаётся под давлением и под углом 45 градусов, чтобы минимизировать её расход.

2. Защита от обледенения (Anti-icing)

После удаления льда на поверхность наносят густую жидкость типа IV (зелёного цвета). Она образует защитную плёнку, которая предотвращает образование нового льда во время взлёта и набора высоты.

Какие жидкости используются?

-3

- Тип I: оранжевая жидкость, используется для удаления льда. Она горячая (60-80 °C) и имеет низкую вязкость.

- Тип II и IV: зелёные жидкости, более густые, используются для защиты от обледенения. Они не нагреваются и не разбавляются водой.

- Тип III: жёлтая жидкость, универсальная, подходит для небольших самолётов.

Что такое «срок годности» обработки?

После нанесения жидкости её защитные свойства сохраняются только определённое время (holdover time). Оно зависит от погодных условий и может составлять от 9 до 160 минут. Если самолёт не успевает взлететь в этот промежуток, обработку приходится проводить заново.

Сколько это стоит?

Расход жидкости зависит от погоды: на Boeing 737-800 может уйти от 100 литров до тысячи. Стоимость литра жидкости — около 100 рублей, а сама процедура обработки обходится авиакомпании в 10-15 тысяч рублей.

Интересные факты

- В тёплых странах «слонов» часто не закупают, так как обледенение там редкость. Но если вдруг случается аномальная погода, обработку проводят вручную — со стремянки и ведром!

- Во время обработки пилоты отключают систему кондиционирования, чтобы пассажиры не вдыхали пары жидкости.

Итог

Противообледенительная обработка — это не просто «мытьё» самолёта, а важная процедура, которая обеспечивает безопасность полётов. Она помогает удалить лёд и предотвратить его образование, что особенно важно при взлёте и наборе высоты. Так что, если в следующий раз увидите, как ваш самолёт «опрыскивают», знайте — это забота о вашей безопасности! 😊

Если у вас есть ещё вопросы, не стесняйтесь спрашивать!

Присоединяйтесь к нашему каналу Между рейсами и улыбками, чтобы первыми узнавать интересное из мира авиации.