Рассказываю по порядку, как моделировал, собирал и отделывал отличные стерео-колонки, которые звучат не хуже моих фирменных bowers&wilkins 684 за $1300, а главное про звук, стоимость, и почему решил сделать.
Посмотрите видео и всё поймёте (не забудьте включить звук):
Предыстория
Когда-то давно я планировал собрать колонки своими руками, наивно полагая, что это так же легко, как собрать компьютер. Но уделив достаточно времени экспериментам с кроссоверами в разных колонках, осознал сложность создания акустики, не имея измерительного оборудования и большой номенклатуры деталей для опытов. Потом долго не посещали такие идеи. Тем более, давно есть нормальные фирменные колонки B&W 684, которые превзойти даже и мысли не было.
Но чуть больше года назад заметил привлекательное объявление о продаже не дешёвых, но давно снятых с производства встраиваемых стереосистем JAMO 6.5K4 для установки в полотолок или стену, которые продавец отдавал всего за 800 рублей. Оказалось, примерно в 2011-2012 такие динамики стоили около 12000 рублей за пару (целых $400 по курсу, сейчас можно в каталогах встретить цены 15-20 тысяч ЗА ШТУКУ, а не за пару, но приобрести их новыми, скорее всего, уже давно нельзя, да и слишком дорого). В любой фирменной акустике динамики составляют примерно 10% от их цены (то есть, если бы это были готовые колонки, то стоили бы они точно не меньше 100000).
Моё внимание зацепили кроссоверы: катушка с воздушным сердечником, плёночный конденсатор, и высокий порядок фильтров. Такие кроссоверы не делают для простых динамиков, поэтому сразу понял, что это халява! Сами динамики оказались из кевлара, а магнит у ВЧ динамика неодимовый!
Когда подключил их дома к усилителю первый раз, просто положив на угол между стеной и полом, то в сравнении с моими напольными B&W 684, звук стал светлее! Несмотря, что корпуса не было, я заметил отличный объём, который даже мои фирменные колонки не давали. Когда после них я снова включил свою фирменную акустику, то не получил удовлетворения! Bowers&Wilkins будто померкли после этих светлых динамиков...
Тогда я понял, что точно хочу сделать колонки! Но всё ещё помнил, что сделать колонки совсем непросто. Однако кроссовер не нужно было разрабатывать самостоятельно, а звук даже без корпуса зарядил меня лавиной энтузиазма!
Разработка корпуса
Я не полагался на удачу, когда выбирал объём корпуса. Просто нашёл на сайте производителя информацию о бэк-боксах (коробка для установки в потолок или стену), которые фирма выпускала под эти динамики, и рассчитал примерный объём. Вышло примерно 21,5л. Разумеется, учитывал толщину стенок и наличие внутри рёбер жесткости, полагаясь на интуицию, поэтому точно рассчитать было невозможно. Изначально хотел сделать закрытый ящик, поскольку всегда было интересно, как он звучит (ведь фирменные решения стоят очень дорого, я ни разу не видел доступных колонок в таком акустическом оформлении), но позже сделал фазоинвертор (об этом будет дальше).
Внутренние габариты моих колонок соответствуют правилу золотого сечения (а значит, принципам красоты и математической гармонии). Разумеется, при расчёте объёма учитывал объём всех распорок, рёбер по периметру внутри ящика и всего остального. Сделал параметрическую модель корпуса в T-Flex (чертил дней 10, до ощущения "хочу вот так!").
Я смотрел на готовую 3D-модель, и думал только о том, как бы поскорее их сделать! Даже спать не мог! Просто лежал, и хотел материализовать эти колонки! Это как бешеная труднодостижимая идея, но она меня не отпускала, потому что я точно знал, что осуществлю задуманное! Сколько бы не понадобилось энергии.
Материал корпуса выбрал ОСП, посколько уже приходилось с ним работать, когда сооружал часть стены во время ремонта. Тогда я и заразился идеей сделать из него акустику. Ведь ОСП - материал неоднородный, что положительно скажется на звуке. А ещё это интересный эксперимент, ведь среди фирменных решений корпуса из ОСП не встречаются.
Толщину корпуса выбрал 12мм (спереди 2 слоя), поскольку материал продаётся большими и тяжёлыми листами (даже 12мм весит целых 27кг), а толщину считаю достаточной. Тем более, в корпусе столько распорок, что он получился очень жестким без избыточной толщины! Лист распилил ножовкой в магазине и по частям принёс домой, чтобы не платить за доставку (стоил 1327 рублей).
Компоновка деталей
Расположение ВЧ динамика не симметрично сделано не случайно. Я подсмотрел это решение у фирмы Proac, и понял, зачем они его используют, когда послушал готовые колонки.
Если слушать колонку со стороны динамика, то звук гуще, а с другой стороны он размытый и рыхлый. То есть, такое решение делает звук со стороны динамика гуще, чем когда тритер по центру. Дело в интерференции волн: отражённых от корпуса (сдвинутых по фазе) и идущих от динамика. Когда динамик сбоку, то волны кратно меньше отражаются от фронтальной панели, и звук меньше поглощается интерференцией волн.
Фильтры НЧ/СЧ- и ВЧ-секций разнесены максимально далеко друг от друга и от динамиков, поскольку никто не отменял внияние магнитной индукции катушек друг на друга. Обычно кроссоверы собирают на одной плате, просто поворачивая оси катушек, но мой личный эксперимент показал, что даже в этом случае часть сигнала из одной полосы проникает в другую! Поэтому так важно для меня было их развести внутри корпуса. Фильтр ВЧ упирается катушкой в самый дальний верхний угол, а катушка НЧ/СЧ находится внизу на одном из рёбер, на противоположной стороне.
Фазоинвертор сделан в днище, поскольку форма подставки позволяет это сделать, а ещё прочитал, что в этом случае уменьшаются рупорные резонансы.
Синтепона внутри нет. Когда сделал фазоинвертор, без него оказалось гораздо лучше! Но когда был закрытый ящик, много экспериментировал. Хотя обыватели считают, что в закрытом ящике синтепон не будет играть роли - это вообще не так! На слух было ясно, что меняется резонансная частота, и благодаря синтепону можно неплохо подстроить звучание! Его использовал совсем немного, хотя оказалось, что влияет не только его количество, но и место.
Совсем без синтепона в закрытом ящике было хуже (акцент ставился не там), а большее количество синтепона будто приподнимало звук, но и бас тоже уменьшался. В общем, всего нужно в меру!
Изготовление и сборка корпуса (без отделки)
Всё рассказывать не буду, основные моменты. Специальных инструментов у меня было, поэтому пришлось обходиться уровнем, ножовкой по дереву и дрелью. Разумеется, невозможно ровно распилить обычной ножовкой лист ОСП так, чтобы у него были ровные края, которые могли бы выступать базовыми элементами при сборке! Поэтому продумал технологию сборки, которая оказалась состоятельной.
1) Сначала изготавливал совместно боковые панели (прибивал на них рёбра гвоздями для фиксации по периметру так, чтобы левая и правая панель при наложении полностью совпадали, и соблюдались перпендикулярность и расстояния), а выступающие за пределы рёбер края стачивал наждачной бумагой. Получились ложементы для остальных панелей. Само собой, после этого панели окончательно собирались с помощью саморезов, под которые сверлились отверстия и делались заглубления для шляпки.
2) Поперечные распорки не просто дают жесткость, но и задают ширину. Было трудозатратно изготовить 22 бруска с максимально ровными торцами и одной длины одновременно. Приходилось отрезать с избытком, долго точить и сверяться с эталоном. Кстати, на все рёбра понадобилось 6 брусков 20x20x2м (около 500 рублей).
3) Собираем бруски с боковушками, и вот уже почти готовая колонка!
4) Фронтальная панель состоит из 2 склеенных слоёв.
С большим отверстием под НЧ/СЧ динамик пришлось повозиться 2 дня без электролобзика. Я сделал приспособу, которая представляет из себя брусок с 2 саморезами на расстоянии радиуса, и долго выцарапывал 4 отверстия. Способ подсмотрел в интернете, он не вызывал доверия, но оказался вполне рабочим! Правда, пальцы потом болят и времени нужно много (около 40 минут при толщине 12мм на каждое отверстие).
Затем, 2 слоя склеивались, отверстие под ВЧ динамик вырезалось обычной коронкой на 50мм (подошло с небольшой доработкой наждачкой). Затем туда вклеивался ВЧ динамик на эпоксидный клей, и с обратной стороны заделывался пробкой и герметиком (чтобы звук изнутри колонки не сочился через него наружу).
6) Перед установкой верхней, нижней, тыловой и фронтальной панелей, стыки обильно промазывались герметиком по всему контуру (ушло 2 тюбика целиком - 360 рублей), а затем фиксировались на саморезы, пока герметик не засох (под каждый саморез сверлил, делал ямку под шляпку и закручивал). Выбирал заранее такой шаг, чтобы саморезы не пересекались друг с другом от разных панелей в одном ребре, но при этом шаг был равномерный по всей длине панели. Ушло 260 саморезов!
7) Когда корпуса были в целом уже собраны, шляпки от саморезов заливал эпоксидной смолой, а после застывания стачивал излишки напильником. Это долго и трудоёмко, ведь каждую сторону надо делать отдельно (около 8 часов ждать затвердевания смолы).
В целом, корпуса были собраны, и можно было наконец установить динамики и послушать звук! От покупки ОСП до этого момента у меня ушло около полутора месяцев. Я не мог делать целый день, уделяя по 2-3 часа днём и вечером. Однако, по затратам без отделки сначала получалось всё очень радужно!!! Колонки без отделки из голого ОСП обошлись менее 4000 рублей!
Первое прослушивание
Когда я решил их первый раз послушать после черновой сборки, то очень переживал, что у меня ничего хорошего не выйдет! Вернее, я верил в успех, и очень старался каждую секунду, когда с надеждой делал их, но был готов получить удар судьбы. У меня для них не было даже подставок, я их просто поставил на табуретку и стул на одинаковой высоте, подложив куски ОСП.
Это был просто космос! Они звучали просто прекрасно!!! Это был тот самый звук, о котором я и мечтать не мог сделать сам! Я снова услышал тот самый светлый звук и объем! Я был удовлетворён, все страхи и переживания растворились, и я просто был счастлив! Для меня они в тот момент звучали минимум на 250 тысяч! Мне казалось, что они звучат как sonus faber olympica, как я их себе представлял.
Однако, мне не нравился их незаконченный внешний вид, но я был полон решимости их доделать!
Отделка корпуса
Вот с этого момента и начались самые большие траты. Отделать колонки оказалось не так дёшево, как я представлял. Кроме того, нужно было изготовить подставки и грили на магнитах.
Отделка корпуса выполнялась в такой последовательности (цены 2024 года):
1) Сначала на корпус наносилась в 1 слой грунтовка "бетон-контакт", потому что только она подходит для ОСП, но маленькими баночками она не продаётся (от 3кг примерно 600 рублей). Излишки продать не получилось.
2) Затем на корпуса наносилась в 2 слоя шпаклевка по дереву. Шпаклевки оказалось нужно в разы больше, чем я предполагал! Покупал 5 баночек по 200гр, и ещё 3 раза по 75гр (потратил 1300 рублей).
3) Шпаклевка шлифовалась ручной вибро-шлифмашинкой (её потом продал чуть дешевле), однако это непростое занятие. Не получается сделать идеально ровно, и остаётся очень много царапин. Приходится снова замазывать и доводить вручную.
Если где-то есть горочка, то она просто так не убирается, а стачивается всё вокруг, а горочка просто становится пониже, поэтому большие неровности необходимо убирать наждачкой вручную.
Это не только отнимает много времени, но и очень грязная работа! Вся квартира была в пылище (жаль, не осталось фото)! Однако, я справился! Это было самое трудное.
4) Слои шпаклёвки несколько раз пропитываются грунт-праймером. Хорошо, что хотя бы он дешёвый (130 рублей)
5) Красил колонки в 2 слоя обычной глянцевой черной краской, однако краски тоже ушло намного больше, чем я предполагал. На колонки и подставки понадобился почти целый литр! Но это терпимо, ведь колонки сразу приняли совершенно другой вид всего за 300 рублей.
6) Очень долго ждал весны, чтобы наконец покрыть их глянцевым финишным лаком из баллончика в 3 слоя. Выглядит это действительно намного красивее, чем просто краска, которая к тому же потеряла глянец через месяц. Но ушло целых 2 баллона по 300 рублей на корпуса и подставки. Я считаю, это слишком дорого на такую небольшую площадь (не для любых работ оправданы такие траты, для каких попало колонок я бы не тратился).
7) Дошла очередь до установки магнитов под грили. Сделал углубления сверлом по дереву на 12мм (магниты 10мм), днище залил эпоксидкой и дал затвердеть (чтобы было хорошее сцепление), положил на дно кусочек холодной сварки, забазировал магнит. Когда сварка затвердела, залил эпоксидкой магнит намертво. Да, магниты пришлось потом наращивать, чтобы выступали из кожзама, в общем потратил около 400 рублей именно на сами магниты.
8) Пришло время заняться фасадом. С самого начала хотел сделать фронтальную поверхность из кожзама не только для красоты, а так было технологически проще.
5 сторон покрасить одновременно можно, а ещё одну пришлось бы красить и сушить отдельно. Либо пришлось бы подвешивать колонку, но я думаю, обычной кисточкой красить было бы неудобно из-за раскачивания, а краско-пульта у меня нет.
Кроме того, кожа - это отличная вибропоглощающая прокладка между корпусом и динамиком.
Клея тоже понадобилось много! Ушёл целый большой тюбик "Момента суперпрочного" дороже 300 рублей! Но результатом доволен. До сих пор ничего не отклеилось! Края кожзама промазал черной краской по периметру. Очень боялся промахнуться с отверстиями. Под ВЧ вырезал ножницами сразу, а отверстия под магниты выполнял самодельным пробойником (до приклеивания), ну а под НЧ/СЧ-динамик обрезал кожзам уже после приклеивания, как и края по периметру фасада. Кстати, кожзам совсем не дешёвый (1200 за метр), хотя для колонок надо немного, пускай 400 рублей.
Грили и подставки
С грилями пришлось повозиться, так как негде было купить акустическую ткань, поэтому купил 2 штуки похожих в магазине тканей по 200 рублей. Сделал 2 слоя (представьте уровень мастерства!), но у меня получилось с первой попытки! Ткань сначала натягивал нитками (оба слоя по очереди), потом фиксировал на эпоксидку по периметру, а после застывания целиком всю рамку покрывал клеем ПВА. Места морщин в углах отрезал, отгибал и фиксировал мебельным степлером. Потом очень аккуратно отрезал излишки по периметру (это самый большой экстрим, чтобы не зацепить ткань с лицевой стороны). Но получилось я считаю супер, особенно для первого раза! Но очень дорого, только на грили потратил около 2000.
Высоту подставок выбрал не случайно, а сначала на табуретках подкладывал под них вещи, а потом измерил безупречную для меня высоту. Детали подставок стягивал 2 саморезами (делал ямку под шляпку, но не заливал потом эпоксидкой, а заклеивал холодной сваркой, вместе с сучками и другими дефектами). Под 2 слоями шпаклевки и краски ничего не видно. Несмотря на кажущуюся простоту, у меня ушла неделя на их изготовление. Кстати, не так просто было найти ровные бруски в магазине. Если купить какие попало, то и подставки выйдут такие же кривые. Брус 40x40x3м за 2 штуки обошелся около 550 рублей, ну а сами подставки с отделкой - около 1000 (притом, что специально для них ничего не докупал).
Важный момент с прокладками под колонки. Сначала я ставил резиновые сантехнические прокладки, но оказалось, что через день-два они меняют свои свойства под нагрузкой, и бас вообще пропадает. Я это понял, когда купил другие помягче, и офигел от разницы! Но потом снова звук был не тот. Оказалось, дело не в других прокладках, а в деформации под давлением (оказалось, старые сначала играют не хуже). Когда купил фетровые набойки для мебели, то всё встало на места - звук не портится со временем, и в целом оставляет только приятные впечатления. Хотел наклеить такие же набойки на дно подставок, но это оказалось чересчур (всего нужно в меру).
Апгрейды (улучшения)
Мне было интересно, а что если поменять хорошие биполярные, хотя и дешёвые даже сейчас (около 100 рублей) электролитические конденсаторы bennic в фильтре на "плёнку"? mundorf m-cap (которые раньше у меня были) подорожали на целый порядок, но любопытство взяло верх, и купил неплохие Audiocore S-line по 700 рублей. Бросается в глаза размер! Разница в разборчивости звука заметная, хотя и электролиты играли неплохо (с ними звук был как будто дальше и более размытый, но при этом немного бархатистый, в этом тоже есть свой шарм). Однако, плёночный конденсатор однозначно лучше звучит и выносливее к нагрузкам, хотя и дороже.
Фазоинвертор. Часто гости говорили, что в колонках не хватает баса (хотя и в любых фирменных им его тоже всегда мало!). Но это был закрытый ящик. Я сам никогда не испытывал недостатка баса, просто слушал, моё внимание фокусируется на красоте голоса! Но со временем, набрался смелости и решил сделать фазоинвертор.
Высверлил отверстие в днище корпуса (подставки позволяют это сделать) и пробовал трубу разной длины. В итоге оказалось, лучше совсем без трубы, просто отверстие в корпусе! И точно лучше, чем было в закрытом ящике. Теперь действительно появился бас, которого я не ждал от этих колонок. Однако, конечно, он не как в сабвуфере, а как в любых нормальных колонках!
Возможно, в бэк-боксе, который был взят за основу, тоже был фазоинвертор, просто не знал о нём.
Крошечный усилитель BRZHIFI infineon merus 12070 (покупал за 2500 с блоком питания) отдельно от колонок выглядит не солидно и использовать не очень удобно, поэтому решил закрепить его под правой колонкой в специальном крепеже. Он представляет из себя "сендвич", в который помещается усилитель и стягивается болтами.
Также сделал подставку для смартфона в стиле самих колонок, из тех же материалов. Подставку можно ставить как сверху на правую колонку, так и на стол, что очень удобно.
Затраты
Я потратил на материалы, комплектующие и инструменты для этих колонок более 15 тысяч рублей, включая усилитель. Даже учитывая, что продал шлифмашинку и остатки ОСП. Для изготовления колонок нужно всего по многу, поэтому необходимо учитывать цену расходных материалов: шлифлистов (покупал 3 штуки разной зернистости) и клея (их использвал 4 вида практически на 100%, а любой клей сейчас стоит дорого: эпоксидный, холодная сварка, момент 88 суперпрочный, столярный ПВА), крепежей (гвозди, саморезы, винты). Плюс нужен инструмент, который есть не у всех, а продать будет сложно. Например, сверло по дереву на 12мм, мебельный степлер. Также не нужно забывать, что это процесс творческий, и часто не знаешь, что подойдёт, а можно так накосячить, что потом переделывать не будет смысла. Иногда покупаешь не то, что тебе не надо, или оказывается лишним.
Однако нужно помнить, что динамики мне достались почти даром! Если бы я их покупал новыми в магазине (при условии, что они бы сейчас продавались), то изготовить эту акустику обошлось бы в 3 раза дороже! Не хочется сейчас заниматься подсчётами, но в следующий раз колонки буду делать только из фанеры, поскольку отделать ОСП стоит очень дорого. К сожалению, нельзя сделать корпуса на халяву, и часто сделанное своими руками оказывается дороже в 2-3 раза, чем рассчитывал. Главное - они оправдали ожидания! На них стоило потратить эти деньги!
Итог
Учитывая, что делал с первой попытки, и не было профессиональных инструментов (струбцин, нормального угольника, электролобзика и даже шуруповерта), я считаю корпус получился очень круто! Отчасти благодаря продуманной долгими зимними вечерами технологии сборки. А столько терпения мало у кого хватит до финального конца, а не накосячить и испортить вообще мало кто сможет!
Звук у колонок получился однозначно достойный даже с простыми источниками (смартфон, ноутбук). Они заиграли с откровенно дешёвым усилителем в классе D и обычными проводами так, что мне не хочется даже думать о другом брендовом усилителе или ЦАПе для этих колонок (совсем за другие деньги)! Думаю, и в паре с умной колонкой в качестве источника тоже будет играть достойно! В этом небольшом бюджете я получил много звука! Сказать "плохой" язык не повернется! Нет никакого сомнения, что это hi-fi. И хотя затраты превзошли мои ожидания в несколько раз, нет нигде в мире фирменных колонок за эту цену, которые могли бы сравниться по звуковым качествам! Ну и просто я люблю вещи, которые сделал и выстрадал сам.
Они меня даже вдохновили на новый проект, который я уже почти похоронил из-за сложности изготовления и дороговизны. Однако, придёт время, и я к нему вернусь и напишу в своём блоге! Подпишитесь, чтобы не пропустить!
P.S. Если Вам интересно послушать мои колонки, живёте в Комсомольске-на-Амуре и так же увлекаетесь звуком, то с удовольствием покажу их! Хотел бы найти хотя бы одного друга, с которым я бы мог делиться кайфом, и который бы тоже мог показать что-нибудь новенькое для меня.