Как снимали клип на романс «Лунною Дорогою»
Последствия одной песни.
"Итак, давно что-то у нас не было шедевра", - подумал как-то я. И решил продолжить создание нетленки. Но на сей раз снять простой музыкальный клип показалось слишком лёгкой задачей. "А не замахнуться ли нам на Вильяма, нашего, понимаете ли, Шекспира"? Отчего же не замахнуться? Была поставлена задача снять не просто короткий клип, а небольшой фильм, с сюжетом, с выразительными персонажами, о чувствах, которые преодолевают века, разлучая и соединяя людские души. Поэтому короткий фильм, мы его будем по старинке называть клипом, занял времени намного больше, чем предыдущие работы. Снимался по всё той же многострадальной «Летописи Вятичей», по сюжету 5-ой главы до сих пор неизданной 2-ой части книги. Фильм разбит на пять эпизодов, с диалогами и, конечно же, песней - романсом "Лунною дорогою" (слова и музыка народные). Это шутка, не народные. К работе над фильмом были привлечены как профессионалы, так и любители. В съёмках было задействовано более пятидесяти человек.
Сюжет
Клип "Лунною дорогою". По сюжету в дом полковника Николая Александровича К*****ого, командира 9-го пехотного полка, собираются гости. И во время застолья рассказывают "анекдотец" о том, как солдаты из 2-го батальона на манёврах, во время рытья окопа, нашли клад. Клад у них отобрал старший унтер-офицер 6-ой роты и затем пропил с компанией унтеров и фельдфебелем. Кстати, история не совсем выдуманная. Клад был найден на самом деле и даже в качестве реквизита "участвовал" в съёмках клипа.
Далее поручику Лихонину А.А. из той же 6-ой роты снится странный сон, который он принимает за театральную постановку МХТ на историческую тему. В итоге оказывается, что солдаты потревожили древнюю могилу и сон как бы не совсем сон. Потом началась война, потом его ранили и, очнувшись в Львовском лазарете в марте 1915 года, он понимает, что мир вокруг нас не совсем такой, каким мы его видим. Это если коротко пересказать сюжет 5-ой главы.
Грим
О работе гримёра. Как из девушки-студентки XXI века сделать девицу начала века XX-го? Для этого нужен грим и реквизит. А также умелые руки. Умелые руки Ксении Бакуткиной и... Оп ля... Режиссёрским хотением и Божьим соизволением студентка превращается... Превращается студентка... В даму сердца подпоручика 2-го батальона 9-го пехотного полка... Ловкость рук и никакого мошенничества. Было. Стало. А вот и другая студентка попадает в умелые руки... И оп ля... Было. Стало.
Аранжировка
Продолжаю серию о съёмках короткометражки (клипа) по романсу "Лунною дорогою" (слова и музыка, как вы уже знаете, почти народные). Пишу это для того, друзья, чтобы вы представляли сложности съёмок и вообще всего процесса создания такого произведения. От А до Я. То, что мелькает на экране в течение пары секунд, может готовиться несколько месяцев. Потому что какая-то досадная мелочь может разрушить всё впечатление от проделанной работы.
Например, первую аранжировку романса создавал Николай Цмыг под мужской голос, потом изменилась задача и под исполнение для актрисы губернского театра аранжировку переделали. Затем вновь изменилась задача и петь романс должна была уже не актриса губернского театра, а просто гостья в доме полковника. Переделали ещё раз, затем переделали и перезаписали в первом куплете стаккато на легато. Кроме того, нужно не просто петь, а войти ещё и в образ.
Представьте себе, приходите вы после своей основной работы на съёмки и тут вам срочно надо оказаться в мае 1913 года по делу. Ну очень срочно. Например, чтобы побыть городовым какое-то время или женой полковника царской армии, или вообще коллежским советником, чиновником губернской почты. Что делать? Есть ли выход? Есть. С вами работает актриса Нового калужского театра им. Н.В. Демидова Татьяна Ларина , погружая вас в нужный образ и, что самое главное, выгружая вас обратно. А то, знаете ли, остаться городовым образца 1913 года в 2024 году чревато. В клипе Татьяна блестяще сыграла супругу полковника.
Столовая
"Когда доктор сыт, так и больному легче"(с) Это крылатое выражение можно с тем же успехом отнести и к работе съёмочной группы. Когда артисты сыты, то и зрителю гораздо легче. Голодный артист постоянно норовит выпасть из кадра, с вожделением поглядывая на реквизит в виде плюшек или домашней колбасы, вместо того, чтобы смотреть на камеру.
Поэтому съёмочную группу из тридцати человек надо кормить. И Елена Сохта спешит на помощь, бережно подхватывая падающего в голодный обморок актёра и наделяя оного в изобилии приготовленным ею же салатом "Русская красавица", холодцом с хреном, курицей в сливочном соусе с картофельным пюре, копчёной нарезкой, салом, кровяной колбасой, компотом из груш и пирогом с яблоками. И только слегка подкрепившись всем вышеперечисленным, актёр, немного оживившись, уже может исполнять свои обязанности.
Реквизит
О, реквизит, как много в этом звуке для сердца зрителя слилось! О реквизите можно говорить долго и красочно. Как снять исторический фильм без реквизита? Никак. Будет пшик, а не исторический фильм. С другой стороны, неправильно подобранный реквизит, может сделать из трагедии комедию низкого пошиба. Или вообще сделать так, что фильм не захочется смотреть.
Например, когда в советском фильме "про войну" в 1941-ом году появляются красноармейцы в погонах, которых поддерживают в бою танки Т-34-85, героически подбивающие немецкие "тигры", представляющие собой обшитые фанерой советские Т-55, это смешно и грустно одновременно. Поэтому мы постарались подобрать такой реквизит, чтобы у критиков было как можно меньше поводов для этой самой критики. Хотя, надо сказать, что у нас-то как раз не исторический фильм, а всего-навсего музыкальный клип. Поэтому кое-какие вольности остались.
К примеру, наряды середины нулевых начала XX века были задействованы в съёмках 1913 года. Руководила перевоплощением костюмер Анна Тюина, собравшая дюжину костюмов под соответствующую эпоху. И всё это с предварительными примеркам, заменой образов. В качестве военных костюмеров помогали Юрий Нефедов и Дмитрий Бабенко, облачая в форму, соответствующую эпохе, "господ офицеров". Ну и, конечно, нельзя не сказать пару слов о "съедобном" реквизите. Ирина Казакова испекла русский именинный пирог, на стол была выложена настоящая "голова" коричневого тростникового сахара с щипцами для колки, а в качестве кускового белого сахара был задействован настоящий, правда, советский, рафинад выпуска 1974 года от коллекционера Виталия Шарова (кстати, тот рафинад выгодно отличается по вкусу от современного рафинада и непонятно почему).
Для сцены кутежа в кабаке были задействованы настоящие дореволюционные игральные карты, подлинная посуда той эпохи сочеталась с современными напитками, например, портвейном из калины или бочковым ромом. Даже, чтобы подчеркнуть привязку к 1913 году, на стол были выложены конфеты "Мишка косолапый", выпущенные фабрикой "Эйнемъ" как раз в 1913 году. Сейчас это фабрика "Красный Октябрь".
Массовка
Продолжаем тему создания шедевров. Как создать шедевр? У всех разные способы. Огюст Роден просто брал глыбу мрамора и отсекал от неё всё лишнее. Но это не наш способ! Мы не ищем лёгких путей. У нас всё гораздо сложнее. Наша задача – собрать всё лишнее в одну кучу и сделать так, чтобы зрители, которые посмотрят клип, спросили: "И это всё? А где посмотреть весь фильм"? И для этого нам нужно создать у зрителя впечатление, что это вовсе не клип, а нарезка кадров из какого-то исторического фильма. А какой фильм без массовки?
«Массовка – люди, специально нанятые для того, чтобы создать иллюзию, видимость чего-то» (с). Цель массовки в нашем случае создать видимость оживлённой улицы губернского города начала XX века. Для этого были приглашены люди из Клуба исторических танцев "ВДОХНОВЕНИЕ" г.Калуга. И среди них профессиональные актёры. То есть, это как бы даже и не массовка/групповка, а актёры второго плана. Туда же, к дому полковника, стоявшему на "оживлённой улице", на усиление был направлен городовой и дворник.
Важность массовки трудно недооценить. Представьте себе, что «Война и мир» Сергея Бондарчука снят без массовки. Одинокий Пьер Безухов бегает по Бородинскому полю от одного редута к другому и надрывно кричит в камеру: «Скоро тут будет не протолкнуться от французов! Вот-вот они ворвутся на батарею»! Слышна дробь барабанов, рассеивается дым от взрывов гранат и из дыма никто не выходит. Ну, то есть, там вообще никого нет, даже ассистента режиссёра. Представили? То-то же!
Лица предположительно цыганской национальности
Какой же кутёж господ офицеров в кабаке без милых дам, карт, вина и развлечений в виде плясок? Поскольку ещё в XVII веке русских скоморохов извела церковь (в 1648 году, например, при царе Алексее Михайловиче, только в Москве было отобрано у русских скоморохов и сожжено пять возов музыкальных инструментов), то "свято место" надолго пустым не задержалось и было занято лицами цыганской национальности.
Невольные заменители русских скоморохов пользовались бешеной популярностью среди городского населения империи, исполняя русские романсы в своей особой национальной манере. Русские романсы "Очи чёрные" Евгения Гребёнки, "Дорогой длинною" Константина Подревского, "Две гитары" Аполлона Григорьева и другие стихи русских поэтов навсегда остались в памяти наших соплеменников благодаря цыганским исполнителям. Да, собственно, мало кто сегодня помнит, что это на самом деле русские романсы.
Поскольку дипломатия предполагает принцип взаимности, мы решили в качестве цыганских танцовщиц привлечь русских танцовщиц, одетых по цыганской танцевальной моде начала XX века, что и было сделано при содействии Надежды Черюкановой
Режиссёр
Самый бесполезный участник съёмочной группы, с точки зрения занятых в съёмках актёров, это режиссёр. Если посмотреть на процесс съёмок изнутри, то основное предназначение режиссёра – выслушивать предложения актёров и полномочных представителей массовки о том, как именно они должны сыграть тот или иной эпизод.
Режиссёр же зачастую упирается, ссылаясь на то, что он якобы всю ночь сидел за раскадровкой эпизода и всё рассчитал по секундам, кто куда идёт и что говорит. Смешно, право слово. Экспромт – вот в чём сила настоящего артиста! А не в этих вот ваших сценариях, раскадровках и прочей бюрократии.
И потом, если режиссёр ещё и по совместительству оператор, то это вообще ни в какие ворота не лезет. Его постоянно нет на месте. Он то свет ловит, то разбегающуюся массовку, то пытается уговорить артиста не менять свою роль и не вносить изменения в сценарий, то втолковывает что-то второму оператору.
В нашем шедевре несчастье быть режиссёром выпало Татьяне Беловой, а вторым оператором угораздило стать Любовь Белоусову. Если бы эти сёстры по несчастью не мешали артистам, снуя туда-сюда со своими камерами и запечатлевая на них всё происходящее на съёмочной площадке, то клип получился бы гораздо лучше.
Певица
Как же я забыл про певицу-то? Вроде про всех рассказал, и про массовку, и про лиц предположительно цыганской национальности, и про кокоток с поручиками, и даже про режиссёра с оператором. А исполнительницу не упомянул. А у нас всё же музыкальный клип. С другой стороны, перефразируя известное изречение уголовника Промокашки из "Место встречи изменить нельзя", петь сможет каждый. От дворника до городового. Не велик труд. Та же режиссёр запросто могла бы исполнить романс, она всё равно не снимается. Или осветитель.
Но я почему-то, не знаю даже почему, наверное, исходя из каких-то соображений гуманитарного характера, пошёл на риск и решил всё же доверить исполнение не осветителю, а Ольге Левашовой, которая уже имеет опыт исполнения песен из книги "Летопись вятичей". Благодаря стараниям гримёра и реквизитора, певицу с большим трудом удалось состарить на 111 лет и поместить аккурат в май 1913 года, попутно выдав замуж за чиновника губернской Почтовой конторы.
Те из съёмочной группы, кто слышал исполнение романса Ольгой на съёмках, все как один утверждали, что получилось довольно неплохо. Конечно, не так хорошо, как если бы романс исполняла режиссёр или осветитель, но тоже ничего.
Оператор.
Закадряну, Внекадренко, Плёнкин-Заэкранный, Тележкин, Дольщиков, Бубликов-Дырский – всё это фамилии известных исключительно только в операторской среде операторов, целые операторские династии, в какой-то степени причастные к созданию кинофильмов со времён прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота в 1896 году.
Как появились такие фамилии? Дело в том, что в старину, когда операторы только начинали свою деятельность, ими мало кто интересовался, кроме, разве что, режиссёра. На съёмочной площадке они были малозаметны за громадными камерами, из-за которых была видна только вращающая механизм камеры рука, а после съёмок операторы куда-то исчезали, пока актёры синематографа праздновали удачный съёмочный день. Возможно, что они вовсе и не исчезали, а просто выходили из-за камеры, но так их никто в лицо не узнавал, то операторы терялись на съёмочной площадке в толпе различных помощников, статистов и осветителей. Поэтому, когда приходил срок писать в титрах фамилию оператора, никто не мог вспомнить не только как того зовут, но и как он вообще выглядит. И спросить было не у кого. Чтобы как-то выйти из положения, в титрах писали наиболее, как казалось съёмочной группе, подходящие фамилии.
Как правило, работа оператора не видна и непонятна широкому зрителю. По мнению же актёров, основная задача оператора говорить слово «Мотор» в самое неудобное для актёра время. Например, когда тот пережёвывает ломтик ветчины, выложенной на стол в качестве реквизита. Но это, как вы понимаете, является довольно распространённым заблуждением. На самом деле основная задача оператора заключается в том, чтобы с помощью хитроумной оптики собрать в кадре разбегающихся в разные стороны актёров.
В принципе, научно доказано, что фильмы можно снимать и без оператора. Для этого достаточно включить камеру и с помощью громкоговорителя ассистента режиссёра направлять актёров то к камере, то от неё, то в сторону и т.п. Поэтому профессия оператора в современном кинематографе, это, скорее, дань традиции, нежели острая необходимость. Только из уважения к традиции, в съёмках нашего шедевра были задействованы, по старинному обычаю, целых два оператора. Но кто они и как выглядят, нам, к сожалению, так и не удалось разузнать.
Актёры
Основа любого фильма – актёр. Можно снимать художественный фильм, и тому есть множество примеров, без звука, без режиссёра, без оператора, без сценария, без сюжета, даже без бюджета, но без актёра – нельзя! Конечно, если вы не снимаете фильм в Антарктиде, но и там место актёра может внезапно занять какой-нибудь любопытный пингвин. Зритель может не знать фамилию оператора, продюсера, режиссёра, но фамилию актёра, сыгравшего главную роль, зритель в большинстве случаев помнит. Больше того, зритель зачастую уверен, что в реале герой выглядел именно так, как того сыграл тот или иной актёр. И очень удивляется тому, что, оказывается, подлинный группенфюрер Мюллер отчего-то совершенно не похож на Леонида Броневого.
Да и кто бы знал про этого самого Мюллера, если бы не Броневой! Кто бы знал про Наполеона Бонапарта, не сыграй его в фильме «Война и мир» Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, кавалер ордена Ленина, Владислав Стржельчик? Правильно, никто. Ну, может, пара-тройка зануд-историков. А так, благодаря блестящей актёрской игре Владислава Игнатьевича, Наполеон получил хоть какую-то известность.
Автор.
"Вот он, змей, в окне маячит, за спиною штепсель прячет..." Это всё о нём, об авторе.
Не каждый писатель автор. Если вы, к примеру, переписали "Удивительного волшебника из страны Оз", превратив его в "Волшебника изумрудного города", то вы, конечно, писатель. Писали ведь, чернила тратили. Но вы не автор. Увы...
Автор же существо иного плана. Властитель душ человеческих в каком-то смысле. Он один может заставить рыдать и смеяться миллионы людей по всему миру. На нём лежит огромная ответственность за судьбы поколений.
Зачастую авторы этой ответственностью пренебрегают, нанося неизлечимые травмы читателям. Почему ты, говорят мне читатели, убил главную героиню в такой-то главе? Ведь у них же всё могло сложиться иначе! Она могла выйти замуж за героя, и они были бы счастливы всю оставшуюся жизнь. Почему в книге Летопись Вятичей так мало счастливых судеб? Можно же было по-другому всё написать?
Можно, конечно, можно! Но у авторов отчего-то весьма вредная натура. Им чужды чаяния читателей. Автор сочиняет не так, как нужно читателям, а так, как нужно ему. Казалось бы, ну помести ты железнодорожного рабочего рядом с поездом, под который бросилась Анна Каренина. Всего делов-то? Успел бы он в самый последний момент ухватить Анну за ногу и оттащить на запасной путь. Так нет же, в столь ответственный момент никого рядом не оказалось.
Или что мешало Достоевскому организовать нападение на недоучку Раскольникова дворников-мигрантов прямо перед входом в подъезд к старушке-процентщице? Лень, обычная лень писателя и пренебрежение к судьбам героев. А как было бы хорошо, поступи он по-человечески. Ну дали бы дворникам-мигрантам срок за хулиганское нападение, а то и вообще просто пожурили бы и выслали в Кокандское ханство.
Раскольников не загремел бы в Сибирь благодаря дотошному Порфирию Петровичу, а отделался бы телесными повреждениями средней тяжести. И старушка-процентщица осталась бы жива, вышла бы замуж за какого-нибудь гвардейского офицера, документально подтверждая свою молодость и красоту его долговыми расписками, а её внучка потом смогла бы пойти по стопам бабушки, начать служить по финансовой части и даже стать председателем Госбанка.
Надо же думать, что пишешь, если ты автор! Думал ли автор, сколько детей будет рыдать, оплакивая гибель собачки Муму? Что тебе, автор, мешало задействовать в сцене с Герасимом плывущего в пруду на глубине пол сажени обыкновенного бобра? Перегрыз бы бобр в самый последний момент верёвку с камнем и всё закончилось бы хорошо! Муму бы выплыла на берег, убежала от предателя Герасима в город и жила бы там счастливо, питаясь на помойке у трактира.
Но нет... У авторов чёрствые, как пряники в привокзальном ларьке, сердца. Так вот и этот автор, сидит, мрачно уставившись на дверь, и о чём-то думает. Наверняка замышляет какую-нибудь очередную пакость героям. Или ещё того хуже, задумывает сцену, снять которую без огромного количества реквизита и массовки будет невозможно, создавая, таким образом, на ровном месте головную боль сценаристу, режиссёру и продюсеру.
Но, с другой стороны, без авторов никуда. Авторы нужны для того, чтобы давать работу огромному количеству людей, от работников типографии до критиков. Ну и, опять же, скучно без них. Так уж и быть, пусть остаются.
Зритель.
Зритель – это высшая судебная инстанция. Ни заваленный оператором горизонт, ни неправильно выставленный свет, ни недочёты в реквизите, ни прочие заумности никак не повлияют на окончательный приговор. Зрителю работа либо понравится, либо нет. Я не знаю, понравится ли наша работа зрителю, поэтому оставляю последний абзац неоконченным. Пусть за меня его допишет зритель. Спасибо за понимание!
Вадим Казаков, Калуга, май 2024 года.