В каждой статье будут рассматриваться отдельные аспекты истории, географии, политики, культуры всех стран и регионов Земли. Читатели смогут найти для себя самое интересное и использовать этот материал для своих работ, путешествий или просто для приятного времяпровождения. Приятного чтения!
Государственное устройство
Политическая деятельность Финляндии осуществляется в рамках парламентской представительной демократии. Форма правления в Финляндии - республика, главой государства является президент Александр Стубб, который руководит внешней политикой страны и является верховным главнокомандующим финскими силами обороны. Главой правительства является премьер-министр Петтери Орпо, который возглавляет исполнительную ветвь власти страны, называемую правительством Финляндии. Законодательная власть принадлежит парламенту Финляндии (на финском: Suomen eduskunta, на шведском: Finlands riksdag), и правительство имеет ограниченные права вносить поправки или расширять законодательство. Конституция Финляндии наделяет полномочиями как президента, так и правительство: президент имеет право вето на решения парламента, хотя это право может быть отменено большинством голосов в парламенте.
Судебная власть независима от исполнительной и законодательной ветвей власти. Судебная система состоит из двух компонентов: судов общей юрисдикции и административных судов. Две судебные системы возглавляются Верховным судом и Высшим административным судом, соответственно. Административные суды рассматривают дела, в которых оспариваются официальные правительственные решения. В Финляндии нет конституционного суда: конституционность закона может быть оспорена только применительно к отдельному судебному разбирательству.
Граждане Финляндии пользуются многими индивидуальными и политическими свободами и получают избирательное право в 18 лет; финские женщины стали первыми в мире, кто получил неограниченные права как голосовать, так и баллотироваться на государственные должности.
Население страны этнически однородно, в нем нет значительного числа иммигрантов. Между финноязычным большинством и шведскоязычным меньшинством существует небольшая напряженность, и в определенных кругах ведутся дебаты о придании шведскому языку статуса второго государственного.
The Economist Intelligence Unit оценило Финляндию как «полностью демократическую страну» в 2022 году. Согласно индексу демократии V-Dem, Финляндия в 2023 году занимала 13-е место в мире по уровню электоральной демократии.
Действующая редакция Конституции Финляндии была издана 1 марта 2000 года. Первая редакция Конституции была принята 17 июля 1919 года. Первоначальный вариант включал четыре конституционных закона и несколько поправок, которые пришли им на замену.
Согласно Конституции, законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная - Президентом Республики и Правительством, а судебная - независимыми от правительства судами. Верховный суд может запросить принятие законов, которые уточняют или вносят изменения в существующие законы. Судьи назначаются президентом.
В Финляндии реализована парламентская система, даже с учетом того, что президент Финляндии формально отвечает за внешнюю политику. Большая часть исполнительной власти находится в руках кабинета министров (правительства Финляндии), возглавляемого премьер-министром. Ответственность за формирование кабинета министров из представителей нескольких политических партий и согласование его политической платформы возлагается на лидера партии, получившей наибольшую поддержку на парламентских выборах. Этот человек также становится премьер-министром. Однако любой министр и кабинет министров в целом должны пользоваться неизменным доверием парламента и могут быть отстранены от должности, подать в отставку или быть заменены. Правительство состоит из премьер-министра и министров различных ведомств центрального правительства, а также назначаемого канцлера юстиции.
Однопалатный парламент Финляндии, состоящий из 200 членов (Eduskunta (на финском), Riksdag (на-шведском)), является высшим законодательным органом Финляндии. Парламент может внести изменения в Конституцию Финляндии, отправить в отставку правительство и отменить президентское вето. Его действия не подлежат судебному пересмотру. Принятие закона может быть инициировано правительством или одним из членов парламента, которые избираются сроком на четыре года на основе пропорционального представительства по многомандатным округам с открытыми списками. Право на избрание имеют лица в возрасте от 18 лет и старше, за исключением военнослужащих, проходящих действительную службу, и нескольких высокопоставленных судебных чиновников. Обычный парламентский срок составляет четыре года; однако президент может распустить парламент и назначить новые выборы по просьбе премьер-министра и после консультаций со спикером парламента.
С тех пор как в 1906 году было введено равное и всеобщее избирательное право, в парламенте доминируют светские консерваторы, центристская партия (бывший аграрный союз) и социал-демократы. Тем не менее, ни одна из них не получила однопартийного большинства, за исключением выборов 1916 года, на которых социал-демократы получили 103 из 200 мест. После 1944 года коммунисты в течение нескольких десятилетий оказывали значительное влияние на политику страны, и Финская народно-демократическая лига, созданная коммунистами и другими левыми социал-демократами, была крупнейшей партией после выборов 1958 года. В начале 1980-х годов поддержка коммунистов резко снизилась, а позже, в том же десятилетии, защитники окружающей среды сформировали Зеленую лигу, которая в настоящее время является одной из крупнейших политических партий. Шведская народная партия представляет смешанное финно-шведское население, особенно в области языковой политике. Относительные преимущества партий на выборах различаются незначительно из-за пропорционального голосования по многомандатным округам, но есть некоторые заметные долгосрочные тенденции.
Конституционного суда нет; вопросы, касающиеся конституционных прав или конституционного законодательства, рассматриваются Конституционным комитетом парламента (perustuslakivaliokunta). Кроме того, Конституционный комитет обладает исключительным правом передавать дело в Верхвоный суд по импичменту (valtakunnanoikeus) и санкционировать проведение полицейских расследований.
В дополнение к парламенту, Кабинет министров и президент могут разрабатывать нормативные акты (asetus) в рамках процесса нормотворчества. В них содержатся более конкретные инструкции о том, как применять законы, которые часто прямо делегируют регулирование конкретных деталей правительству. Нормативные акты должны основываться на действующем законодательстве, и они могут разъяснять и конкретизировать их, но не противоречить им. Кроме того, права отдельного человека всегда должны основываться на законе, а не на нормативных актах. Часто закон и нормативный акт имеют схожие названия. Например, в законе о начальном образовании перечислены предметы, подлежащие преподаванию, а в нормативном акте указано необходимое количество учебных часов. Большинство нормативных актов издаются Кабинетом министров, но президент может издавать нормативные акты, касающиеся национальной безопасности. До 2000 года президент имел право издавать нормативные акты по вопросам, не регулируемым парламентским законодательством, но это право было упразднено, а существующие нормативные акты были преобразованы парламентом в обычные законы.
Финляндия разделена на 313 демократически независимых муниципалитетов, которые в свою очередь делятся на 70 субрегионов.
На самом высоком уровне, Финляндия разделена на 19 областей.
Муниципалитет в Финляндии может по своему усмотрению называть себя либо «городом», либо «муниципалитетом"» Муниципалитет управляется муниципальным советом (или городским советом), избираемым на основе пропорционального представительства один раз в четыре года. Демократическое принятие решений происходит либо на муниципальном, либо на национальном уровне, за редкими исключениями.
До 2009 года страна была разделена на шесть провинций. Однако в 2010 году провинции были полностью упразднены. На данный момент, местное присутствие государства на материковой части Финляндии обеспечивается 6 региональными государственными административными учреждениями (aluehallintovirasto, avi) и 15 центрами экономического развития, транспорта и охраны окружающей среды (elinkeino-, liikenne-, ympäristökeskus, ely-keskus). Региональные государственные административные учреждения выполняют в основном правоохранительные, спасательные и судебные функции: полиция, пожарно-спасательные службы, обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям, основные службы, выдача экологических разрешений и обеспечение соблюдения законодательства, а также охрана здоровья и соблюдение техники безопасности на производствах. Центр реализует трудовую и промышленную политику, предоставляет услуги по трудоустройству и иммиграции, пропагандирует культурные ценности, поддерживает в рабочем состоянии автомобильные дороги, другие транспортные сети и инфраструктуру, а также защищают, контролируют и управляют окружающей средой, землепользованием и водными ресурсами.