Найти в Дзене
Родом из тундры

Как я, Максим и Аляска к Ичинской сопке путешествовали

Я не очень люблю привязываться к датам и памятным событиям, но почему-то они время от времени, неожиданно всплывают в голове. Так произошло и в этот раз, когда тянулись последние минуты в ожидании смены, чтобы направиться в общежитие отдыхать перед следущей ночью. Теперь, когда сна не видать минимум два часа, а воспоминания еще достаточно отчетливо отражены в голове, я с удовольствием сажусь за написание небольшого очерка - отчета о нашем походе с Максимом и Аляской к подножью Ичинской сопки, и ее окрестностям. Раньше возникал вопрос - нужно ли это делать, потому что, все в целом изложено на просторах соц.сетей, но именно сейчас пришло понимание, что если эта статья поможет или смотивирует хотя бы одного путешественника, то все это точно будет не зря. А еще это возможность поблагодарить всех тех, кто нам в этом помог. Начать попробую издалека.

В 2018 году, находясь на склоне Ключевской сопки и сбиваясь со счета от количества вулканов, я случайно смог разглядеть вдали одинокую белую точку, которая расположилась на юго-западе, окруженная одеялом из облаков. Наверно тогда впервые я услышал имя этому вулкану - Ичинская. После того раза, название вулкана позабылось, вернее тихо и мирно отложилась в чертогах памяти, ожидая своего часа.

Белая точка по линии горизонта справа - далекая Ичинская сопка.
Белая точка по линии горизонта справа - далекая Ичинская сопка.

В декабре 2019 года, находясь на ночной смене, листая спутниковые карты на компьютере в поисках чего-то интересного, взор снова наткнулся на нее. Наверно именно в этот момент я загорелся желанием попасть к ее подножью, чтобы рассмотреть ее знаменитую ледовую шапку, которая не сходит столетиями. Сон как рукой сняло и я начал искать более подробные отчеты об этом месте. На удивление - в сети не так много хороших и интересных описаний путешествий к подножью вулкана, но главное то, что это реально.

Первые наброски контрольных точек.
Первые наброски контрольных точек.

После решения, что это возможно, началось более вдумчивое изучение места, следуя из описаний. Самым сложным казалось понимание того, откуда все-таки нужно стартовать, так как отметки близ лежащих важных вершин почему-то не сходились с тем, что были на фотографиях других путешественников. В последствии я сделал «сенсационный» вывод о том, что на картах Google и FatMap, одна из гор-ориентиров проставлена не правильно. И так, наброски плана есть, дальше компания.

Планировать путешествие на конец лета, когда на носу новогодние праздники - дело авантюрное и почти несерьезное. Но душа горит и желание сорваться в путь, наступило тот час. Ради таких ощущений стоит жить. Сразу же, в 2 часа ночи я написал Леше, своему боевому товарищу, с кем я прошел не один десяток километров по лесам и горам, о своем невообразимом желании попасть в эти края. Ожидать положительного ответа я и не думал, но желание «заразить» товарища - дело благородное. Но увы, обстоятельства сильнее нас, и через некоторое врем было ясно, что у Леши не получается из-за работы. У Максима на тот момент еще давала о себе знать травма колена, которая появилась после восхождения на Вилючик.

Единственной хорошей новостью было то, что Андрей, с которым мы были знакомы только благодаря инстаграму, достаточно уверенно изъявил интерес к моему предложению. Это вселяло оптимизм на будущее.

Прошло 7 месяцев. За это продолжительное время я не раз возвращался к описаниям маршрута, каждый раз находя между строк какие либо мелочи или тонкости, которые старался себе отметить на будущее, которое было неопределенным. Желание есть и с каждым разом только возрастало, но неуверенность в себе давала о себе знать.

Переломный момент наступил неожиданно. Прогулка с Максимом в центре, разговоры о горах и мое фанатичное желание попасть на Ичинскую сопку. Зная о проблеме Максима с коленом, я малость стеснялся предложить ему составить нам компанию. Не знаю, не помню, как это произошло, но обсуждая нашу поездку к Хангару, я постепенно перевел разговор в другое русло.

"Так ты же хочешь на восхождение?" - спросил Максим.

"Я? На восхождение? На Ичинскую? Неее, это для меня точно через чур. Мне будет достаточно подойти к ней, переночевать, да прогуляться до Черпука, вот он, на фотографии, посмотри какая гора" - показывал я, фанатично листая картинки на телефоне.

"Так это другое дело, это вполне реально" - холодно ответил Макс, как не в чем не бывало…

Поверьте, в тот момент у меня пробежали мурашки и о полете на Хангар я почти забыл. Я остановился, еще раз переспросил, понимает ли он о чем речь.

"Вообще не вижу никаких проблем, - парировал мои опасения Максим. Главное не перегружать ногу и никуда не спешить."

Я готов был обещать нести его и его рюкзак, но вовремя сдержался. Моей радости не было предела.

Уже через час мы сидели у меня дома, попивали кофейный напиток и обсуждали главные моменты предстоящих открытий! А Через пару недель я познакомился с Андреем, на закупке провианта перед походом.

За несколько дней до отъезда, я поехал брать разрешение в "Геотехнологии". Сразу хочу отметить несколько моментов: сильной необходимости в этом нет, но если каждый день на счету и весь путь до подножия вулкана нужно сократить, то оно будет очень полезно. Если же нет, то старт начнется перед въездом за шлагбаум, у кордона Кетачан, откуда путь нужно закладывать на один день больше. В Геотехнологиях пропуск дают только по предъявлению разрешения Быстринского природного парка, которого у меня, увы, не оказалось. Признаюсь, плохо подготовился, растерялся, но спасибо ведущему инженеру, что поверил мне на слово, что стрелять баранов и ловить рыбу мы не собираемся. Признаюсь еще раз - за день до регистрации маршрута в парке было объявление о том, что он закрывает посещение по причине пожарной опасности. Ответственно заявляю, что мы не сожгли ни одной веточки и не оставили ни одного фантика, а все своё и даже чужое - унесли с собой.

Все, разрешение на проезд у меня, прогноз вроде хороший, все идет своим чередом. Но нет, не все так гладко. Простуда подкосила Андрея. Обещает закинуться таблетками, но рисковать своим здоровьем, тем более в наше необычное время не нужно. Теперь нас осталось двое и собака. У Аляски это первый серьезный поход. Если бы осознавала, то наверно был тоже переживала.

Стартуем 21 августа, после обеда. Держим курс на север. Проведаем захворавшего товарища, а там с ночевкой видно будет. Дорога на Мильково - как отдельный вид путешествия. Перед нашей поездкой окончательно доделали дорогу и теперь она стала настоящим скоростным хайвеем. Мчим со скоростью 100 км/час и не осознаем цифры на спидометре. Камчатские чудеса. По пути пару раз остановились подышать воздухом.

Мильково встречает солнечной погодой и празднованием днем своего рождения. Голова немного гудит от дороги и названий рек. Самые необычные названия - Адаможец, Каханок, Кувагдач и наша любимая - Эстребокос!

Находим адрес Андрея, надо бы зайти на минутку, отметиться, да искать место для ночлега. Хозяин по-королевски встречает путников и накрывает праздничный стол. А нам даже как то и не ловко. Еще и собаку впустил.

«А как же болезнь и страх заразиться»? - спросите вы. Ну вот так, безрассудно, согласен. Но мы же едем в такое место силы, а там болезням не бывать. Остальное на ваше осуждение. Повторюсь - мы так были шокированы тем, как нас встречал Андрей, что мне до сих пор не ловко, но приятно от того, что так бывает. Вот она - сила путешествий. Она объединяет.

До поздней ночи мы сидели и обсуждали мембранную одежду, лыжи, соцсети, музыку, предпочтения в еде и мои вредные привычки. Спать мы легли наверно ближе к утру.

Да и какой же это сон, когда в душе уже свербит.

Подавайте нам горы.

В путь, в дорогу.

Будильник зазвенел так громко, что я испугался, что проснутся соседи. В чувства пришел уже на прогулке с собакой. На улице ни души и прохладная тишина лета. Сразу вспоминаются детские годы, когда с раннего утра уже мчишься на речку жечь костёр. Андрей тем временем на кухне уже творит гастрономические чудеса. Позавтракав и попрощавшись - мы начали наше путешествие. Машина заправлена, провиант укомплектован, батарейки заряжены, курс на рудник Шануч взят!

Автомобильная часть пути составляет примерно 132 километра на запад. Выезд из села Мильково особо не примечателен, так как первые 40 километров проходят по пыльной гравийной дороге, спрятанной в алее деревьев, но в целом она хороша. Глубокие ямы не встречаются, да и разогнаться местами даёт. Уверенность в том, что ее обслуживают - есть. Изредка проносятся встречные машины. Но вот мы приближаемся к Срединному хребту путь преображается!

Вдоль дороги появляются, до этого не знакомые, речки и ручьи. Порядком утомительная равнина сменяется на неожиданные подъемы и не менее закрученные спуски. С каждым километром на запад, летний лес постепенно сменяется на ярко-оранжевые краски осени. Временами открываются, невиданные до этого момента, вершины. Ощущение, будто мы перенеслись в пространстве и катим по бесконечным извилистым дорогам Канады. Я не был в Канаде, но почему-то мне кажется, что там именно так.

Дорога на рудник Шануч.
Дорога на рудник Шануч.

«Макс! Проснись! Вот она!» - я спешно останавливаю машину, для того чтобы выйти и разглядеть появившуюся красоту, боясь, что она может куда то исчезнуть. Перед нами явился, прикрытый облачной шапочкой, самый высокий вулкан Срединного Хребта. Теперь я точно уверен, что он существует по настоящему и мы к нему попадём.

Примерно за 10 км до предполагаемого окончания пути, нам повстречался (блокпост) шлагбаум, для которого необходим пропуск. Следовательно ближайший съезд вправо - и есть дорога на Кетачанский кордон. Все сходится.

По началу нас встретила огромная Кавказская овчарка. По размерам она мало уступала моему джипу, поэтому выйти ее и погладить не решились. От ее лая в салоне все вибрировало, а через мгновение она могла приступить к поеданию нашей машины. Но тут вмешался сторож. На удивление, это оказался приятный мужчина, средних лет. Как нам показалось, он был очень рад нас видеть и ему очень хотелось поговорить подольше. Встречал он нас в стильных солнечных очках. А под ними пряталась огромнейшая шишка с пол головы. Он сразу дал понять, что «это все мошка, аккуратнее там мужики»! Сверив пропуск и записав наши данные, он поспешил удалиться, так как его товарищ уже заскучал и звал его продолжить отмечать полугодичное окончание смены.

«Бойтесь мошки»!

Панда - так вроде звали огромную собаку - отпустила нас с миром. Довольные тем, что Рубикон пройдет, отправились на встречу к приключениям!

Маршрут. День 1.
Маршрут. День 1.

Через час, припарковав машину на небольшом съезде с дороги, начали сверяться с маршрутом. На улице гуляет легкий ветерок, греет солнышко, но от природы уже веет осенью, в общем благодать, красота и умиротворение. Ручей Птичий найден. От него и стартуем на северо запад. Сначала встречается маленькое болотное озеро. Тундра влажная, поэтому сразу срезаем правее, ближе к лесу. Уже через первые триста метров вдали видим какое-то животное, не то лошадь, не то… Олень? Да, точно олени, даже несколько. Еще через пару десятков метров обращаем внимание, что  рядом с животными расположилось стойбище. Вот это удача. Сразу отмечаем себе пунктик о том, что надо постараться невзначай наведаться к ним в гости. А вдруг повезет? Но это потом, на обратном пути, если так же повезёт. Сейчас воображаемый трек уводит нас правее, в легкие дебри.

Точного маршрута мы не имеем, поэтому идем скорее по направлению и по карте. Так же из ориентиров - выбитые то ли медведями, то ли табунами - тропы, которые ведут нас к следующей контрольной точке.

Тымкыгытгын.
Тымкыгытгын.

Через час достигаем озеро Тымкыгытгын. Озеро не особо примечательное, поэтому остановились только перевести дух и попить водицы. Вся прибрежная тундра полностью выбита копытными. Дальше небольшой перевал, набор высоты в несколько сотен метров. Решаем уйти чуть левее, в более пологом месте. Ландшафт полностью состоит из кустов жимолости и кочки. А вот с верхней точки начали открываться все близлежащие красоты.

Озеро Арбунат.
Озеро Арбунат.

Прямо перед нами раскрылась Ичинская сопка. Нет, правильнее будет сказать - огромная, Ичинская сопка. Прямо под ней раскинулся многокилометровый лавовый поток, образовавшейся от излияния лавы Северного Черпука. А в самой низине начало виднеться красивейшее озеро Арбунат с невозможно-бирюзовым цветом воды. На нем, без сомнения, можно устраивать дневку и ночевку, чтобы обойти его вокруг в поисках красивых ракурсов для фотографии. В отличии от предыдущего, озеро Арбунат - результат вулканических процессов. При его обходе и более детальном осмотре, оказалось, что все дно усеяно вулканической породой, что придает его воде такую чистоту и прозрачность. Сразу же появляется желание окунуться, но постойте, не раздевайтесь раньше времени. Вода ледяная, что рука через пару секунд онемеет. Чудеса, да только. Здесь мы устроили мини пикник. В меню сладкие ягоды! А по периметру все также усеяно следами невиданных зверей. Нам уже здесь нравится.

-8
-9
-10
Аляске здесь определённо нравится.
Аляске здесь определённо нравится.
-12

Далее по курсу полчища кедрача и сплошной ягодной кочки. Казалось бы - плёвое дело, но как раз здесь мы засели по полной. Гулять по лабиринту стланика оказалось совсем не просто, как может показаться. Тропа то и дело, теряется в сумбурных зарослях, поэтому решили рискнуть напролом. Через час неладная завела к бурному ручью, покрытому высокой травой и камнями. Намучилась мы на нем изрядно. Рано расслабляться - после него нас ждал затяжной подъем на бровку лавового потока. Эх, не хватило нам силенок на шару и с разбегу взять его. Останавливаемся и как следует обедаем.

Со стратегической точки зрения, мы все сделали абсолютно не правильно: нашли безветрие, подальше от воды, прямо перед самым подъемом. Точно к обеду и подоспела мошка. Здесь она достигает каких то невообразимых размеров и главное - никакой черный репеллент берет. Как говорил Андрей ( еще раз передаю тебе привет) нужна дэта, но обязательно на водной основе. Запомнил, отметил. Кушаем, пьем чай, отплёвываемся от гнуса и злые рвем когти вверх.

Взошли. Равнина, тайга. Новый мир. Сильный западный ветер приветствует нас. Мошка и растительность осталась внизу. Теперь перед нами десятки километров лавового потока и горных образований, вызванных вулканической деятельностью. Ходить с рюкзаком здесь - непередаваемое удовольствие. Набрав крейсерскую скорость, направились по направлению к стоянке оленеводов - юрте, где обычно становятся лагерем многие путники.

Кедрач остался за спиной.
Кедрач остался за спиной.
Кто ходил, тот поймет.
Кто ходил, тот поймет.
-15
Лавовый поток.
Лавовый поток.

Ровно к 18.00 мы прибыли на место нашей ночевки и стоянки. Путь, длинной в 16 километров, мы преодолели за световой день, в принципе не сильно напрягаясь. Если бы не кедрач и желание срезать путь, управились бы еще быстрее. Но так же не интересно.

-17

Сама юрта расположена под самым лавовым потоком, в полукилометре от озера Кетачан. Внутри сооружения нет ничего примечательного, за годы она сильно обветшала. Из удобств только подобие буржуйки и пары охапок дров. При сильной непогоде можно обосноваться внутри, но нам это ни к чему.

На другой стороне строения уже стояли лагерем путешественники - семейная пара. Они ждали своих товарищей, которые ушли на юго-запад, чтобы сделать большой круг. Они, в силу возраста, решили обосноваться и ждать их здесь, совершая радиалки по местности. Приятные и доброжелательные люди, ранее жившие или работающие на Камчатке, но уехавшие на материк в поисках лучшей жизни. Обменявшись парой фраз и планами на ближайшие дни, мы нацелилось на установку палатки, а также приготовлением ужина. Сегодня заслужили!

-18
-19

Поужинав и обосновавшись, решили погулять по округе. Здесь она и в правду какая-то особенная. Это место мне сразу же напомнило что-то до боли знакомое, но такое далекое, с самого детства. Закатное солнце, скрывающееся в темно-синих тучах, нагнетающих холодный западный ветер. Все это я уже неоднократно проживал, тогда, когда проводил все выходные с отцом или дедом на охоте. Пара мгновений и солнце растворяется в тучах, оставляя нас наедине с вулканом. Перемещаемся ближе к лагерю, завариваем победный кофе и греемся разговорами и кипятком у палатки. Здесь уже давно хозяйничает осень и температура падает с каждой минутой.

Ичинская сопка.
Ичинская сопка.
Северный Черпук.
Северный Черпук.
Лавовый поток Северного Черпука. Точки справа по середине - наш лагерь.
Лавовый поток Северного Черпука. Точки справа по середине - наш лагерь.
Лавовый поток и наш лагерь, вид сбоку.
Лавовый поток и наш лагерь, вид сбоку.
Озеро Кетачан.
Озеро Кетачан.
Аляска и Ичинская.
Аляска и Ичинская.
В поисках света
В поисках света
"Пограничники на посту"
"Пограничники на посту"

Ночь выдалась лунной звездной и спокойной. В этот раз лень нас победила и звездным небом наслаждались прямо из палатки.

Продолжение уже на подходе!