Найти в Дзене

Как развивался русский стиль в России?

Еще одна архивная статья с нашего сайта. Пополняем подборку стилей на канале. В свое время она занимала первую строчку в Яндексе по запросам. Статья адресована архитекторам и дизайнерам интерьеров, которые серьезно задумываются о том, как в своих работах использовать и приумножать достижения наших великих предков. Для тех, кто хочет, чтобы Русский стиль развивался и продолжал занимать достойное место в мировой культуре. Начнем с понятия "стиль" в русской архитектуре. Оно возникло в 18 веке, с появлением Барокко, который проник через "прорубленное" царем Петром "окно в Европу". Сам стиль Барокко появился в Италии на два века раньше, когда итальянские мастера начали придавать значимости своей культуре путем добавления вычурности и излишеств. Двухвековое опоздание было с лихвой восполнено российской знатью, которая принялась строить грандиозные дворцы с присущей русским удалью и размахом. Так и вошли в историю Нарышкинское, Строгановское и Галицинское Барокко. При этом, как и любые други
Оглавление
Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Еще одна архивная статья с нашего сайта. Пополняем подборку стилей на канале. В свое время она занимала первую строчку в Яндексе по запросам.

Статья адресована архитекторам и дизайнерам интерьеров, которые серьезно задумываются о том, как в своих работах использовать и приумножать достижения наших великих предков. Для тех, кто хочет, чтобы Русский стиль развивался и продолжал занимать достойное место в мировой культуре.

Начнем с понятия "стиль" в русской архитектуре. Оно возникло в 18 веке, с появлением Барокко, который проник через "прорубленное" царем Петром "окно в Европу". Сам стиль Барокко появился в Италии на два века раньше, когда итальянские мастера начали придавать значимости своей культуре путем добавления вычурности и излишеств.

Двухвековое опоздание было с лихвой восполнено российской знатью, которая принялась строить грандиозные дворцы с присущей русским удалью и размахом. Так и вошли в историю Нарышкинское, Строгановское и Галицинское Барокко. При этом, как и любые другие заграничные культурные веяния, Барокко в России приобрел характерные русские национальные черты и стал резко отличаться от европейского.

Очень краткая история возникновения архитектурных стилей в России

1. Древнерусская архитектура. 10-12 век

"Говорить готов без устали,
Как о кровном, о своем-
О любимом граде Суздале,
Будто жизнь я прожил в нем...
Так близки мне стены белые
Всех его монастырей
И пластины эти целые металлических дверей.
Эти печи изразцовые,
Эта изморозь резьбы,
Ворота эти тесовые
У приземистой избы..."
Николай Флеров.

Древнерусское зодчество... Оно прошло путь в семь столетий!

Дохристианская архитектура складывалась на основе традиций и быта восточных славян и шла из глубины веков. К сожалению, постройки тех времен не сохранились, так как были деревянными. Несмотря на близкое расположение стран Западной Европы, основным путем обмена товарами и людьми в те времена был, так называемый, путь "из варяг – в греки"(морской и речной путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.

Именно по течению Днепра и возникли такие русские города, как Киев, Чернигов и др., на культуру которых безусловное влияние оказала Византия, самое развитое и влиятельное государство того времени.

Очевидно, первые церкви после крещения Руси (866 год, Тмутаракань; 1039 год, Киев, Десятинная церковь.) были построены византийскими мастерами. В стране отсутствовали и сами мастера, и опыт каменно-кирпичной кладки. Но уже в то время киевские постройки отличаются от византийских. Отсутствующий мрамор, к примеру, заменили подкупольными столбами из кирпича, что кардинально изменило внешний вид. А далее эти постройки послужили началом возникновения уже русских национальных традиций.

Ученые отмечают, что иноземные культурные влияния принимались на Руси очень выборочно – воспринималось только то, что соответствовало эстетике русского народа. В реальной жизни процесс развития русской культуры был гораздо сложнее и самобытнее, чем просто "византинизация Руси" и опирался на народные истоки и народное восприятие.

В каждом русском городе складывались собственные неповторимые черты, но особенно яркой была Владимиро-Суздальская архитектура. Впоследствии, в 15-16 веках, после объединения княжеств вокруг Москвы, сформировались общие для Руси архитектурные традиции.

Сложнейшие композиции, живописность, разнообразные и неповторимые архитектурные детали, устойчивые, тщательно просчитанные конструкции, часть которых сохранилась до нашего времени. И ни одной копии, заимствованной у других народов!

Фото из открытых источников. Богородице-Рождественский собор в Суздале
Фото из открытых источников. Богородице-Рождественский собор в Суздале

2. "Нарышкинское" Барокко. 1680-1700 годы

Это некое промежуточное звено между древней русской архитектурой и новым Барокко. Характеризуется традиционной русской нарядностью и богатыми узорами. (1694 год. Церковь Покрова в Филях. Москва.)

Фото из открытых источников. Церковь Покрова в Филях
Фото из открытых источников. Церковь Покрова в Филях

3. Барокко. Первая половина 18 века

Следующий этап развития Барокко в России связан с основанием Санкт-Петербурга. Петропавловский собор – образец "Петровского" Барокко, ориентированного на Запад.

В страну хлынули иноземные архитекторы, но, несмотря на это, складывается архитектурная школа с собственными русскими уникальными традициями. Это плоскостное решение фасадов, простота объемов, четкость деления форм, сдержанность интерьеров.

Фото из открытых источников. Петропавловский собор
Фото из открытых источников. Петропавловский собор

Позднее появляется "Елизаветинское" Барокко, которое связано с именем знаменитого архитектора Растрелли. Оно отличается большей связью с московским. Растрелли спроектировал в Санкт-Петербурге Зимний и Екатерининский дворцовые комплексы, Петергоф. Этим постройкам присущи колоссальные масштабы, театральность, преувеличенный пафос, пышность внутреннего интерьера, золочение фасадов.

Фото из открытых источников. Зимний дворец
Фото из открытых источников. Зимний дворец

4. Классицизм. Вторая половина 18 века – начало 19 века

Классицизм – возвращение к древнегреческим канонам искусства архитектуры, в основе которого лежит ордер (в переводе "строй", "порядок"). Для него характерны симметричные композиции, строгие, логичные, простые формы. Русский классицизм развивался при Екатерине Второй. Его черты – монументальность, гармония и простота, сдержанность убранства помещений. (1784 год. Дом Пашкова. Москва.)

Фото из открытых источников. Дом Пашкова
Фото из открытых источников. Дом Пашкова

5. Национальный романтизм. 1780-1800 годы

Этот этап иначе еще называют "готическим стилем". Он существовал наряду с классицизмом. Примером является Царицынский ансамбль (архитекторы Баженов и Казаков). По поручению Екатерины в его основе должна быть готика, но мастера взяли древнерусские традиции. Белокаменные детали (формы 12 века) причудливо перекликаются на фоне красных кирпичных стен.

Фото из открытых источников. Царицинский дворец
Фото из открытых источников. Царицинский дворец

6. Ампир. 1800-1840 годы

Стиль, основоположником которого был император Наполеон. Массивные монументальные сооружения, пышные и помпезные декоративные элементы, символика в виде лавровых венков, пальмовых ветвей и прочей военной атрибутики. (1819 год. Главный штаб в Петербурге. Архитектор Росси.)

Фото из открытых источников. Главный штаб
Фото из открытых источников. Главный штаб

7. Эклектика. 1830-1890 годы

Это не стиль, это направление в искусстве, где в одном сооружении происходит смешение стилей, взятых в любых сочетаниях и формах. Возникло в виде протеста против классических норм. (1896 год. Успенская церковь в Санкт-Петербурге).

Фото из открытых источников. Успенская церковь
Фото из открытых источников. Успенская церковь

8. Модерн. Конец 19 века – 1917 год

Современный стиль с использованием новейших технических средств того времени. Его характеризуют асимметричность, вялые очертания, плавные формы. Здания проектируются по принципу "изнутри-наружу", то есть форма фасада вытекает из особенностей внутреннего обустройства. (1900 год. Особняк Рябушинского. Москва. Архитектор Шехтель).

Фото из открытых источников. Особняк Рябушинского
Фото из открытых источников. Особняк Рябушинского

9. Ретроспективизм. 1905-1917 годы

Сложнейшее направление в архитектуре. Течение, схожее с поздним модерном. Неспециалисту разницу отличить очень трудно. Оно основано на сочетании традиций и архитектурных приемов прошлых лет, включая древнерусскую архитектуру.

Три основных группы ретроспективизма:

а) Неоклассицизм

Пример такого строения - здание Киевского вокзала в Москве (1914 год. Архитекторы Рерберг, Олтаржевский, Шухов). Композиция из сочетания классицизма и ампира, с квадратной часовой башней и добавлением античных фигур.

Фото из свободного доступа. Киевский вокзал
Фото из свободного доступа. Киевский вокзал

б) Неорусский стиль. Псевдорусский. А-ля-рюс

Считается первым ярким проявлением стиля Модерн. Представляет собой синтез древнерусского и русского зодчества, элементов византийской культуры, являясь искусной стилизацией и интерпретацией русской архитектуры, европейского романтизма и домонгольских построек.

Обсуждение этого стиля вызывает много споров. Некоторые архитекторы считают Неорусский стиль преемником Псевдорусского, другие заявляют об его уникальности. Главные же отличия этих стилей в том, что Неорусский стиль свободно, креативно передает дух Древней Руси, а Псевдорусский – натурально копирует все архитектурные детали строений.

Лучшие творения современных российских мастеров часто выходят за рамки традиций и находят мировое признание. Неорусский стиль появился в Абрамцевском художественном кружке, его основателем считают художника Виктора Васнецова, который писал красоту Древней Руси. Фасад Третьяковской галереи создан по его проекту.

Большой вклад в развитии этого стиля внес архитектор Алексей Шусев, вдохновленный зодчеством Новгорода и Пскова. Его самые значимые творения – Казанский вокзал в Москве и Марфо-Мариинская обитель.

Фото из открытых источников. Третьяковская галерея
Фото из открытых источников. Третьяковская галерея

Яркий представитель Псевдорусского стиля - Иван Ропет (1870 год. Терем в Абрамцево под Москвой).

Фото из свбодного доступа. Терем в Абрамцево
Фото из свбодного доступа. Терем в Абрамцево

Также в Псевдорусском стиле построен Собор Василия Блаженного, считается, что в его основе лежит китчевая эклектика с восточными элементами.

Фото из открытых источников. Собор Василия Блаженного
Фото из открытых источников. Собор Василия Блаженного

в) Неоготика

Прообразом зданий в этом стиле явились готические европейские соборы. Примером служит Католический собор на улице Малая Грузинская в Москве (1901-1911 годы). В нем находится самый большой орган в России.

Фото из открытых источников. Католический собор
Фото из открытых источников. Католический собор

10. Конструктивизм. 1917-1930 годы

В советское время лидирующее позиции занял конструктивизм (четкие, строгие линии, монолитные формы зданий, в основе которых – железобетонный каркас. При проектировании обращается большое внимание на функциональность зданий (дворцы спорта и труда, кинотеатры, дома культуры. Пример конструктивизма с элементами Ар-деко – Мавзолей Ленина.

Фото из открытых источников. Мавзолей Ленина
Фото из открытых источников. Мавзолей Ленина

11. Сталинский стиль. 1930-1950 годы

Монументальность, гигантомания, жестко регламентируемые стандарты используемых материалов и технологий. В строениях присутствуют элементы и Неоклассицизма, и Ар-деко, и Ампира. Здания украшались барельефами, советской символикой, использовались мрамор, лепнина, бронза, ценные породы дерева.

Фото из открытых источников. Сталинская высотка
Фото из открытых источников. Сталинская высотка

Наши годы

Заметим, что все вышеперечисленные исторические стили возникали, как отклик на происходящее, на социально-экономическое, политическое и военное положение в стране и в мире в целом. Какое время – такая и архитектура.

Как и в любом другом виде искусства, современные русские архитекторы и дизайнеры интерьеров, конечно же, должны отражать особенности НАШЕГО времени, реагировать на происходящие события, применять новые возникающие технологии.

О состоянии архитектуры на сегодняшний день идут нескончаемые споры. Можно судить о нем, в том числе, и по дискуссиям в интернете.

Общее мнение сводится к тому, что сейчас происходит ретрансляция и интерпретация общемировых направлений. Так сложилось и зависит от экономических возможностей и менталитета.

Архитекторы считают, что ситуация изменится, когда появятся потребности в переменах. В стремлении к лучшей жизни у русских людей всегда есть готовность и возможность трансформировать свой культурный код.

Друзья, у нас есть еще много интересного для вас. Подписывайтесь и ставьте лайки!

Наш сайт Tinterio

Зайти на наш сайт и почитать другие статьи

Телеграм

Другие статьи про русский стиль: