Еще одна архивная статья с нашего сайта. Пополняем подборку стилей на канале. В свое время она занимала первую строчку в Яндексе по запросам.
Статья адресована архитекторам и дизайнерам интерьеров, которые серьезно задумываются о том, как в своих работах использовать и приумножать достижения наших великих предков. Для тех, кто хочет, чтобы Русский стиль развивался и продолжал занимать достойное место в мировой культуре.
Начнем с понятия "стиль" в русской архитектуре. Оно возникло в 18 веке, с появлением Барокко, который проник через "прорубленное" царем Петром "окно в Европу". Сам стиль Барокко появился в Италии на два века раньше, когда итальянские мастера начали придавать значимости своей культуре путем добавления вычурности и излишеств.
Двухвековое опоздание было с лихвой восполнено российской знатью, которая принялась строить грандиозные дворцы с присущей русским удалью и размахом. Так и вошли в историю Нарышкинское, Строгановское и Галицинское Барокко. При этом, как и любые другие заграничные культурные веяния, Барокко в России приобрел характерные русские национальные черты и стал резко отличаться от европейского.
Очень краткая история возникновения архитектурных стилей в России
1. Древнерусская архитектура. 10-12 век
"Говорить готов без устали,
Как о кровном, о своем-
О любимом граде Суздале,
Будто жизнь я прожил в нем...
Так близки мне стены белые
Всех его монастырей
И пластины эти целые металлических дверей.
Эти печи изразцовые,
Эта изморозь резьбы,
Ворота эти тесовые
У приземистой избы..."
Николай Флеров.
Древнерусское зодчество... Оно прошло путь в семь столетий!
Дохристианская архитектура складывалась на основе традиций и быта восточных славян и шла из глубины веков. К сожалению, постройки тех времен не сохранились, так как были деревянными. Несмотря на близкое расположение стран Западной Европы, основным путем обмена товарами и людьми в те времена был, так называемый, путь "из варяг – в греки"(морской и речной путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.
Именно по течению Днепра и возникли такие русские города, как Киев, Чернигов и др., на культуру которых безусловное влияние оказала Византия, самое развитое и влиятельное государство того времени.
Очевидно, первые церкви после крещения Руси (866 год, Тмутаракань; 1039 год, Киев, Десятинная церковь.) были построены византийскими мастерами. В стране отсутствовали и сами мастера, и опыт каменно-кирпичной кладки. Но уже в то время киевские постройки отличаются от византийских. Отсутствующий мрамор, к примеру, заменили подкупольными столбами из кирпича, что кардинально изменило внешний вид. А далее эти постройки послужили началом возникновения уже русских национальных традиций.
Ученые отмечают, что иноземные культурные влияния принимались на Руси очень выборочно – воспринималось только то, что соответствовало эстетике русского народа. В реальной жизни процесс развития русской культуры был гораздо сложнее и самобытнее, чем просто "византинизация Руси" и опирался на народные истоки и народное восприятие.
В каждом русском городе складывались собственные неповторимые черты, но особенно яркой была Владимиро-Суздальская архитектура. Впоследствии, в 15-16 веках, после объединения княжеств вокруг Москвы, сформировались общие для Руси архитектурные традиции.
Сложнейшие композиции, живописность, разнообразные и неповторимые архитектурные детали, устойчивые, тщательно просчитанные конструкции, часть которых сохранилась до нашего времени. И ни одной копии, заимствованной у других народов!
2. "Нарышкинское" Барокко. 1680-1700 годы
Это некое промежуточное звено между древней русской архитектурой и новым Барокко. Характеризуется традиционной русской нарядностью и богатыми узорами. (1694 год. Церковь Покрова в Филях. Москва.)
3. Барокко. Первая половина 18 века
Следующий этап развития Барокко в России связан с основанием Санкт-Петербурга. Петропавловский собор – образец "Петровского" Барокко, ориентированного на Запад.
В страну хлынули иноземные архитекторы, но, несмотря на это, складывается архитектурная школа с собственными русскими уникальными традициями. Это плоскостное решение фасадов, простота объемов, четкость деления форм, сдержанность интерьеров.
Позднее появляется "Елизаветинское" Барокко, которое связано с именем знаменитого архитектора Растрелли. Оно отличается большей связью с московским. Растрелли спроектировал в Санкт-Петербурге Зимний и Екатерининский дворцовые комплексы, Петергоф. Этим постройкам присущи колоссальные масштабы, театральность, преувеличенный пафос, пышность внутреннего интерьера, золочение фасадов.
4. Классицизм. Вторая половина 18 века – начало 19 века
Классицизм – возвращение к древнегреческим канонам искусства архитектуры, в основе которого лежит ордер (в переводе "строй", "порядок"). Для него характерны симметричные композиции, строгие, логичные, простые формы. Русский классицизм развивался при Екатерине Второй. Его черты – монументальность, гармония и простота, сдержанность убранства помещений. (1784 год. Дом Пашкова. Москва.)
5. Национальный романтизм. 1780-1800 годы
Этот этап иначе еще называют "готическим стилем". Он существовал наряду с классицизмом. Примером является Царицынский ансамбль (архитекторы Баженов и Казаков). По поручению Екатерины в его основе должна быть готика, но мастера взяли древнерусские традиции. Белокаменные детали (формы 12 века) причудливо перекликаются на фоне красных кирпичных стен.
6. Ампир. 1800-1840 годы
Стиль, основоположником которого был император Наполеон. Массивные монументальные сооружения, пышные и помпезные декоративные элементы, символика в виде лавровых венков, пальмовых ветвей и прочей военной атрибутики. (1819 год. Главный штаб в Петербурге. Архитектор Росси.)
7. Эклектика. 1830-1890 годы
Это не стиль, это направление в искусстве, где в одном сооружении происходит смешение стилей, взятых в любых сочетаниях и формах. Возникло в виде протеста против классических норм. (1896 год. Успенская церковь в Санкт-Петербурге).
8. Модерн. Конец 19 века – 1917 год
Современный стиль с использованием новейших технических средств того времени. Его характеризуют асимметричность, вялые очертания, плавные формы. Здания проектируются по принципу "изнутри-наружу", то есть форма фасада вытекает из особенностей внутреннего обустройства. (1900 год. Особняк Рябушинского. Москва. Архитектор Шехтель).
9. Ретроспективизм. 1905-1917 годы
Сложнейшее направление в архитектуре. Течение, схожее с поздним модерном. Неспециалисту разницу отличить очень трудно. Оно основано на сочетании традиций и архитектурных приемов прошлых лет, включая древнерусскую архитектуру.
Три основных группы ретроспективизма:
а) Неоклассицизм
Пример такого строения - здание Киевского вокзала в Москве (1914 год. Архитекторы Рерберг, Олтаржевский, Шухов). Композиция из сочетания классицизма и ампира, с квадратной часовой башней и добавлением античных фигур.
б) Неорусский стиль. Псевдорусский. А-ля-рюс
Считается первым ярким проявлением стиля Модерн. Представляет собой синтез древнерусского и русского зодчества, элементов византийской культуры, являясь искусной стилизацией и интерпретацией русской архитектуры, европейского романтизма и домонгольских построек.
Обсуждение этого стиля вызывает много споров. Некоторые архитекторы считают Неорусский стиль преемником Псевдорусского, другие заявляют об его уникальности. Главные же отличия этих стилей в том, что Неорусский стиль свободно, креативно передает дух Древней Руси, а Псевдорусский – натурально копирует все архитектурные детали строений.
Лучшие творения современных российских мастеров часто выходят за рамки традиций и находят мировое признание. Неорусский стиль появился в Абрамцевском художественном кружке, его основателем считают художника Виктора Васнецова, который писал красоту Древней Руси. Фасад Третьяковской галереи создан по его проекту.
Большой вклад в развитии этого стиля внес архитектор Алексей Шусев, вдохновленный зодчеством Новгорода и Пскова. Его самые значимые творения – Казанский вокзал в Москве и Марфо-Мариинская обитель.
Яркий представитель Псевдорусского стиля - Иван Ропет (1870 год. Терем в Абрамцево под Москвой).
Также в Псевдорусском стиле построен Собор Василия Блаженного, считается, что в его основе лежит китчевая эклектика с восточными элементами.
в) Неоготика
Прообразом зданий в этом стиле явились готические европейские соборы. Примером служит Католический собор на улице Малая Грузинская в Москве (1901-1911 годы). В нем находится самый большой орган в России.
10. Конструктивизм. 1917-1930 годы
В советское время лидирующее позиции занял конструктивизм (четкие, строгие линии, монолитные формы зданий, в основе которых – железобетонный каркас. При проектировании обращается большое внимание на функциональность зданий (дворцы спорта и труда, кинотеатры, дома культуры. Пример конструктивизма с элементами Ар-деко – Мавзолей Ленина.
11. Сталинский стиль. 1930-1950 годы
Монументальность, гигантомания, жестко регламентируемые стандарты используемых материалов и технологий. В строениях присутствуют элементы и Неоклассицизма, и Ар-деко, и Ампира. Здания украшались барельефами, советской символикой, использовались мрамор, лепнина, бронза, ценные породы дерева.
Наши годы
Заметим, что все вышеперечисленные исторические стили возникали, как отклик на происходящее, на социально-экономическое, политическое и военное положение в стране и в мире в целом. Какое время – такая и архитектура.
Как и в любом другом виде искусства, современные русские архитекторы и дизайнеры интерьеров, конечно же, должны отражать особенности НАШЕГО времени, реагировать на происходящие события, применять новые возникающие технологии.
О состоянии архитектуры на сегодняшний день идут нескончаемые споры. Можно судить о нем, в том числе, и по дискуссиям в интернете.
Общее мнение сводится к тому, что сейчас происходит ретрансляция и интерпретация общемировых направлений. Так сложилось и зависит от экономических возможностей и менталитета.
Архитекторы считают, что ситуация изменится, когда появятся потребности в переменах. В стремлении к лучшей жизни у русских людей всегда есть готовность и возможность трансформировать свой культурный код.
Друзья, у нас есть еще много интересного для вас. Подписывайтесь и ставьте лайки!
Зайти на наш сайт и почитать другие статьи
Другие статьи про русский стиль: