Найти в Дзене
ART_M (AI Management)

Видение для продуктовых команд

Оригинал на английском В этой статье я хочу поговорить о том, как, по моему мнению, генеративный ИИ повлияет на роли в продуктовой команде и на топологию команд в продуктовых организациях. Я пишу это, потому что считаю важным иметь видение того, к чему следует стремиться, а также потому, что вижу множество людей, которые высказывают, на мой взгляд, массу заблуждений по этой теме. Сейчас существует много замешательства и тревоги: одни отказываются принимать реальность, надеясь, что ничего кардинально не изменится, в то время как другие предсказывают конец профессий продукт-менеджеров, дизайнеров и инженеров. Я считаю эту тему важной для обсуждения, но также понимаю, насколько она деликатна. Хотя я давно работаю над этими концепциями, я долго колебался, прежде чем опубликовать это по двум причинам: 1. Предсказание будущего на основе новых технологий — задача крайне сложная. В лучшем случае это трудно, в худшем — опрометчиво. 2. Речь идет о жизнях и карьерах людей. Если мои прогнозы ока
Оглавление

Оригинал на английском

В этой статье я хочу поговорить о том, как, по моему мнению, генеративный ИИ повлияет на роли в продуктовой команде и на топологию команд в продуктовых организациях.

Я пишу это, потому что считаю важным иметь видение того, к чему следует стремиться, а также потому, что вижу множество людей, которые высказывают, на мой взгляд, массу заблуждений по этой теме.

Сейчас существует много замешательства и тревоги: одни отказываются принимать реальность, надеясь, что ничего кардинально не изменится, в то время как другие предсказывают конец профессий продукт-менеджеров, дизайнеров и инженеров.

Я считаю эту тему важной для обсуждения, но также понимаю, насколько она деликатна. Хотя я давно работаю над этими концепциями, я долго колебался, прежде чем опубликовать это по двум причинам:

1. Предсказание будущего на основе новых технологий — задача крайне сложная. В лучшем случае это трудно, в худшем — опрометчиво.

2. Речь идет о жизнях и карьерах людей. Если мои прогнозы окажутся верными, кто-то станет крупным победителем, а чья-то жизнь будет нарушена: им придется повышать квалификацию или даже потерять работу.

Я опасаюсь, что меня могут обвинить в пренебрежении к жизни людей. Также меня беспокоит реакция тех, кто склонен к панике и может чрезмерно отреагировать на возможное будущее, которое я собираюсь описать.

Но я верю, что при появлении разрушительных технологий лучше принять вызов и попытаться направить их в правильное русло, даже если это вызывает дискомфорт.

Однако давайте проясним: я убежден, что существенные изменения неизбежны — и это касается множества продуктовых владельцев, продукт-менеджеров, дизайнеров и инженеров.

---

Временные рамки

Под «видением» я подразумеваю период от 3 до 10 лет.

То, что я собираюсь описать, пока еще невозможно реализовать, но это уже в пределах досягаемости существующих технологий.

Важно отметить, что я не пытаюсь предсказать, как будут выглядеть продуктовые команды за пределами этого десятилетия, так как существует слишком много неопределенностей.

---

Discovery и Delivery

В каждой продуктовой команде есть две ключевые ответственности:

1. Discovery (поиск решений) — понимание проблемы и нахождение подходящего решения.

2. Delivery (доставка решения) — создание, тестирование и внедрение решения для пользователей.

- Discovery в основном связано с исследованием и принятием решений.

- Delivery больше зависит от процесса и выполнения задач.

Большинство новых инструментов фокусируется на Delivery:

- Они помогают продукт-менеджерам создавать артефакты, такие как PRD.

- Дизайнерам — с дизайнерскими активами, wireframe'ами и макетами.

- Инженерам — с кодированием, тестированием и развертыванием.

Однако появляются инструменты, которые также помогают с Discovery: они помогают лучше понимать рынок, тестировать идеи с пользователями и быстро итерационно дорабатывать их.

---

Основное заблуждение

Главное заблуждение заключается в том, что автоматизация задач не равна успеху продукта.

Стив Джобс называл это «заблуждением о том, что великая идея — это 90% работы».

Многие думают, что раз новые инструменты могут автоматизировать определение требований, дизайн и кодирование, то больше не нужны продукт-менеджеры, дизайнеры и инженеры.

Но вопрос не в том, могут ли инструменты автоматизировать задачи, а в том, создадут ли они успешный продукт.

Некоторые считают, что новые инструменты позволят любому человеку выполнять все эти роли:

- Например, технически подкованный продукт-менеджер сможет выполнять задачи инженера и дизайнера.

- Или инженер с бизнес-навыками сможет взять на себя обязанности продукт-менеджера.

- В крайнем случае — любой с идеей сможет стать «солопредпринимателем», использующим ИИ для проектирования и разработки продукта.

Но такие исключительные люди были редкостью в прошлом и останутся редкостью в будущем.

Мы уже несколько лет используем инструменты no-code и low-code, но результаты редко оправдывают ожидания. Всё дело не в инструменте, а в том, как его использовать.

Большинство людей, которые считают, что все эти роли можно автоматизировать, просто не понимают всей сложности этих профессий. Это вечная проблема человеческой природы — думать, что работа других проще, чем твоя.

---

Рост производительности

На данный момент инструменты на базе ИИ повышают производительность инженеров (разработчиков) на 20-30%.

Это приводит к сокращению размеров команд: если раньше в продуктовой команде было 8 инженеров, то теперь нужно 5-6.

Аналогичные изменения начинают затрагивать и дизайнеров.

Однако для продукт-менеджеров ситуация неоднозначная:

- Для Product Owners и Feature Team Product Managers, чья работа в основном связана с Delivery, повышение производительности может привести к автоматизации или исчезновению их ролей.

- Я рекомендую этим специалистам повышать квалификацию, чтобы защитить себя.

---

Размышления против выполнения

Меня больше всего интересует вопрос: как найти оптимальный баланс между человеческим суждением и возможностями технологий?

Chip Huyen, автор книги "AI Engineering", сказала: «ИИ не вводит новую модель мышления. Он показывает, что действительно требует мышления.»

Я полностью с этим согласен. Технологии могут автоматизировать процессы, но суждение остается за людьми.

---

Трансформация продуктовых команд

Я предполагаю, что в ближайшие 3-10 лет Discovery станет основной деятельностью продуктовых команд**, а Delivery будет в значительной степени автоматизировано с помощью ИИ.

В типичной команде останутся три ключевые роли:

- Продукт-менеджер — отвечает за бизнес-ограничения.

- Дизайнер — за пользовательский опыт.

- Инженер — за технологические решения.

---

Последствия для штата и экономики компаний

Средняя продуктовая команда сократится с 8 человек до 3.

Для компании это приведет к значительной экономии затрат, а также к росту числа стартапов, так как «входной порог» для запуска продукта снизится.

---

Заключение

Я могу ошибаться в прогнозах, но уверен, что значительные изменения в продуктовых командах неизбежны в ближайшие 10 лет.

Это принесет как преимущества (увеличение инноваций, автономности и удовлетворенности работой), так и негативные последствия (массовое изменение рынка труда и необходимость переквалификации).

Но изменения неизбежны, и лучше подготовиться к ним заранее.

Marty Cagan

Founder, Partner - Product at SVPG