Оригинал на английском
В этой статье я хочу поговорить о том, как, по моему мнению, генеративный ИИ повлияет на роли в продуктовой команде и на топологию команд в продуктовых организациях.
Я пишу это, потому что считаю важным иметь видение того, к чему следует стремиться, а также потому, что вижу множество людей, которые высказывают, на мой взгляд, массу заблуждений по этой теме.
Сейчас существует много замешательства и тревоги: одни отказываются принимать реальность, надеясь, что ничего кардинально не изменится, в то время как другие предсказывают конец профессий продукт-менеджеров, дизайнеров и инженеров.
Я считаю эту тему важной для обсуждения, но также понимаю, насколько она деликатна. Хотя я давно работаю над этими концепциями, я долго колебался, прежде чем опубликовать это по двум причинам:
1. Предсказание будущего на основе новых технологий — задача крайне сложная. В лучшем случае это трудно, в худшем — опрометчиво.
2. Речь идет о жизнях и карьерах людей. Если мои прогнозы окажутся верными, кто-то станет крупным победителем, а чья-то жизнь будет нарушена: им придется повышать квалификацию или даже потерять работу.
Я опасаюсь, что меня могут обвинить в пренебрежении к жизни людей. Также меня беспокоит реакция тех, кто склонен к панике и может чрезмерно отреагировать на возможное будущее, которое я собираюсь описать.
Но я верю, что при появлении разрушительных технологий лучше принять вызов и попытаться направить их в правильное русло, даже если это вызывает дискомфорт.
Однако давайте проясним: я убежден, что существенные изменения неизбежны — и это касается множества продуктовых владельцев, продукт-менеджеров, дизайнеров и инженеров.
---
Временные рамки
Под «видением» я подразумеваю период от 3 до 10 лет.
То, что я собираюсь описать, пока еще невозможно реализовать, но это уже в пределах досягаемости существующих технологий.
Важно отметить, что я не пытаюсь предсказать, как будут выглядеть продуктовые команды за пределами этого десятилетия, так как существует слишком много неопределенностей.
---
Discovery и Delivery
В каждой продуктовой команде есть две ключевые ответственности:
1. Discovery (поиск решений) — понимание проблемы и нахождение подходящего решения.
2. Delivery (доставка решения) — создание, тестирование и внедрение решения для пользователей.
- Discovery в основном связано с исследованием и принятием решений.
- Delivery больше зависит от процесса и выполнения задач.
Большинство новых инструментов фокусируется на Delivery:
- Они помогают продукт-менеджерам создавать артефакты, такие как PRD.
- Дизайнерам — с дизайнерскими активами, wireframe'ами и макетами.
- Инженерам — с кодированием, тестированием и развертыванием.
Однако появляются инструменты, которые также помогают с Discovery: они помогают лучше понимать рынок, тестировать идеи с пользователями и быстро итерационно дорабатывать их.
---
Основное заблуждение
Главное заблуждение заключается в том, что автоматизация задач не равна успеху продукта.
Стив Джобс называл это «заблуждением о том, что великая идея — это 90% работы».
Многие думают, что раз новые инструменты могут автоматизировать определение требований, дизайн и кодирование, то больше не нужны продукт-менеджеры, дизайнеры и инженеры.
Но вопрос не в том, могут ли инструменты автоматизировать задачи, а в том, создадут ли они успешный продукт.
Некоторые считают, что новые инструменты позволят любому человеку выполнять все эти роли:
- Например, технически подкованный продукт-менеджер сможет выполнять задачи инженера и дизайнера.
- Или инженер с бизнес-навыками сможет взять на себя обязанности продукт-менеджера.
- В крайнем случае — любой с идеей сможет стать «солопредпринимателем», использующим ИИ для проектирования и разработки продукта.
Но такие исключительные люди были редкостью в прошлом и останутся редкостью в будущем.
Мы уже несколько лет используем инструменты no-code и low-code, но результаты редко оправдывают ожидания. Всё дело не в инструменте, а в том, как его использовать.
Большинство людей, которые считают, что все эти роли можно автоматизировать, просто не понимают всей сложности этих профессий. Это вечная проблема человеческой природы — думать, что работа других проще, чем твоя.
---
Рост производительности
На данный момент инструменты на базе ИИ повышают производительность инженеров (разработчиков) на 20-30%.
Это приводит к сокращению размеров команд: если раньше в продуктовой команде было 8 инженеров, то теперь нужно 5-6.
Аналогичные изменения начинают затрагивать и дизайнеров.
Однако для продукт-менеджеров ситуация неоднозначная:
- Для Product Owners и Feature Team Product Managers, чья работа в основном связана с Delivery, повышение производительности может привести к автоматизации или исчезновению их ролей.
- Я рекомендую этим специалистам повышать квалификацию, чтобы защитить себя.
---
Размышления против выполнения
Меня больше всего интересует вопрос: как найти оптимальный баланс между человеческим суждением и возможностями технологий?
Chip Huyen, автор книги "AI Engineering", сказала: «ИИ не вводит новую модель мышления. Он показывает, что действительно требует мышления.»
Я полностью с этим согласен. Технологии могут автоматизировать процессы, но суждение остается за людьми.
---
Трансформация продуктовых команд
Я предполагаю, что в ближайшие 3-10 лет Discovery станет основной деятельностью продуктовых команд**, а Delivery будет в значительной степени автоматизировано с помощью ИИ.
В типичной команде останутся три ключевые роли:
- Продукт-менеджер — отвечает за бизнес-ограничения.
- Дизайнер — за пользовательский опыт.
- Инженер — за технологические решения.
---
Последствия для штата и экономики компаний
Средняя продуктовая команда сократится с 8 человек до 3.
Для компании это приведет к значительной экономии затрат, а также к росту числа стартапов, так как «входной порог» для запуска продукта снизится.
---
Заключение
Я могу ошибаться в прогнозах, но уверен, что значительные изменения в продуктовых командах неизбежны в ближайшие 10 лет.
Это принесет как преимущества (увеличение инноваций, автономности и удовлетворенности работой), так и негативные последствия (массовое изменение рынка труда и необходимость переквалификации).
Но изменения неизбежны, и лучше подготовиться к ним заранее.
Marty Cagan
Founder, Partner - Product at SVPG