Идут и идут со своими "пятитысячными". МильОнеры, не? В темах, так или иначе связанных с оффлайн-магазинами, регулярно всплывает вопрос наличности и сдачи с оной в нужных объемах.
Это холивар похлеще "пешеходы-против-автомобилистов". Покупатели в основной массе вполне законно уверены в том, что они «право имеют», продавцы возмущенно ругаются на тех, кому «право» важнее здравого смысла и собственного времени. А подчас этим правом банально злоупотребляют.
Стоп. А что там с законом?
Покупатель всегда прав, да. Покупка товара в любом магазине происходит на основании публичной оферты, а потому отказ от выполнения такого договора из-за отсутствия сдачи является нарушением закона. В соответствии с пунктом 3 статьи 426 Гражданского Кодекса РФ, предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора, если у него есть возможность предоставить товары или услуги потребителю.
Следовательно, отказать по причине "Нет вам сдачи" в продаже товара НЕ МОГУТ.
А вот вопрос наличия сдачи регулируется уже совсем «скромным» документом. Согласно типовым правилам эксплуатации контрольно-кассовых машин, утвержденным Минфином РФ 30.08.1993 № 104 (хотя эти правила сегодня и не обязательны к применению), на индивидуального предпринимателя или администрацию магазина возлагается обязанность обеспечить кассира необходимыми разменными деньгами (п. 3.8.1).
Роспотребнадзор, если что, будет гонять не за нарушение правил торговли, а именно за отказ в продаже.
Получаем интересную ситуацию, когда законом обязанность иметь размен нигде не прописана, но отказать ввиду его отсутствия продавец не имеет права – именно на основании ГК РФ.
Можно, конечно, бухтеть на продавца, только вот размен - это задача руководства магазина. Если вы столкнулись с проблемой отсутствия сдачи, не стоит предъявлять претензии непосредственно кассиру или продавцу, которые тоже могут оказаться в неудобном положении. Лучше направить жалобу руководству магазина или его владельцу, так как именно они несут ответственность за обеспечение торговой точки всем необходимым для нормального обслуживания клиентов.
Так… а автор-то что?
По закону покупатель, разумеется, прав. Уже выше сказал. Продавец обязан/вынужден найти ему сдачу хоть из-под земли. Кто спорит с этим – неправ априори.
Только вот есть еще здравый смысл. По здравому смыслу я лично уже последние лет так 10 сократил наличный оборот до минимума. На кармане пара тысяч рублей, да и то – не всегда. В основном валяются в машине для визита в места, где по-прежнему строго наличка. Но таких все меньше, а к большинству уже из принципа не хожу. Ибо незаменимых нет.
И я пребываю в легком (мягко говоря) недоумении от граждан, которые прутся в магазин с 5000-рублевой купюрой именно с целью РАЗМЕНА, упиваясь острым осознанием своей правоты.
Нет, я могу понять еще ситуацию, когда ты выехал из дома куда-то, где нужна будет «мелкая наличность», забыл все поменять, а по пути лишь пара супермаркетов, да заправка, ближайший же банкомат в нескольких километрах с непростым маршрутом.
В такой ситуации я сам, грешен, заходил в магазины ради размена. Раз так 5 может за… последние 10 лет. И все они были где-то в глубокой дали от цивилизации.
Сейчас же один сетевик, открытый практически в каждом населенном пункте от 1000-2000 человек, вообще предлагает услугу снятия наличных на кассе. Пользуюсь периодически – нереально удобно. Сильно ее не пиарят, по понятным причинам, но как намекнули знакомые сотрудники – за счет этой услуги увеличился объем наличности вроде как, которую можно хранить в магазине.
Сам же от налички открещиваюсь при походе в сетевики категорически. Первая и главная причина – это просто НЕУДОБНО.
Найди. Отсчитай. Как приличный человек – подумай об удобном размене для продавца (да, при чеке в 555 рублей я дам 660, чтобы всю мелочь не выгребать и получить 105 р, а не 45 "звонкой монетой"), дождись поиска размена и так далее.
Продавец спешит, очередь бурчит.
Я, как ратующий за здравое общество, стараюсь минимизировать неудобства остальным членам оного.
Но то я. Мы же идем дальше? В статье про «любимых покупателей» были упомянуты персонажи, которые тут же, рядом с входом в магазин снимают крупную купюру и прутся в магазин требовать сдачу.
Несмотря на в приличной части спорные выводы продавца – с непониманием упертых «наличманов» я согласен. С ними явно что-то не так.
А уж те, кто упивается своей правотой и угрозами делать это УМЫШЛЕННО…
Вот как прекрасный экземпляр отметился там же:
Вот именно по мотивам статьи и подобных комментариев еще одна читательница прислала весьма забавное письмо. На тему того, как у них в дружном коллективе лечат слишком сильно размахивающих правами любителей размена.
Это надо видеть. И я, грешен, ржу и поддерживаю подобные методы… История подправлена, где-то основательно-структурно.
На абордаж наличности!
Прочла я вашу статью, а в комментариях под ней часто вижу то, что мне надоело на моей работе. Защита святого права разменять 5000-рублевую купюру любой ценой. Их не так уж и много. Примерно столько же их среди покупателей...
Я в торговле тоже много-много лет. В самых разных магазинах, и в младшем руководстве. Признаюсь, что имела среднее-специальное образование, «вышку» получила заочно уже на четвертом десятке лет и ради руководящей должности.
За эти годы выработала несколько прекрасных приемов, которые позволяют бороться с покупательским вредительством. Использую их сама. Учу сотрудников. И даже на неофициальном обмене опытом делюсь. Многие их знают, но или боятся использовать или не хотят. Очень и очень зазря!
Для упрощения читателям и чтобы в ваш блог вписаться, расскажу сперва историю.
Меняй быстро!
Был у нас полгода назад один «меняла» на постоянной основе…
Повадился к нам в сетевик ходить с 8 до 9 утра владелец торговой точки неподалеку. Он начинал с момента нашего открытия в 8 утра и до 9 часов заходил к нам раз 5-6. Покупал бутылку воды за 30 рублей, жвачку, пакетик растворимого кофе Каждый раз что-то одно и расплачивался «пятеркой». Он так себе на весь день размен обеспечивал за наш счет. Открывался в 9 часов и успевал так тысяч 30-35 обменять, просто начисто высушив все кассы и наличность у сотрудников.
Пытались поговорить – сразу рот как у кита и ор с упоминанием Роспотребнадзора и всех кар с неба. В соседнем здании 2 банкомата – иди ты там меняй. А он картами не пользуется, и вообще ему так проще, а мы обязаны.
Хорошо.
На него применили самый эффективный прием.
Пообщались коллективом, все вспомнили про свои домашние копилки, родственников опросили. Через несколько дней собрали более 8 тысяч монетами самого различного номинала, и еще тысяч 6 десятками и полтинниками бумажными. Неприкосновенный запас.
День Х. Гражданин-меняла уже купил водичку и шоколадку. Делает третий заход за жвачкой…
- Галя, размен кончился! Да, совсем кончился…
Стоит ли говорить, что потребность в жвачке тут же пропала, когда ему вынесли потрепанную пачку десяток и кучу пакетов по 1-2 рубля.
- Пересчитывать будем? – мрачно спросила кассирша. - Они фасованы по 100 рублей.
- Конечно, считайте! – улыбнулся «меняла». - Я откуда знаю, что там 100 рублей.
Вызывает сотрудника.
- Выйди на кассу, у меня пересчет! Переходите туда... – мрачно отправляет коллега уже скопившуюся очередь и радостно вывалила первую 100-рублевую фасовку «однорублевок».
- Э-э-э… может с крупных начнем?
- Ими закончим, их там рублей на 400 только бумажками, в кассе еще может 500. А вот рублей и двушек как раз тысячи три с половиной будет….
Первый раз ушел. Второй раз устроил скандал. А что скандалить?! Мы же не отказались! Мы готовы, все резервы ради него отдаем. Вот же они!
Третий раз аж убежал с матом.
Звонил на горячую линию, жаловался, что «над ним издеваются». Супервайзер даже звонил, поговорил, запросил видео с камер и всё. «Потребителю» ответили, что «магазин принял все возможные меры…ничего не нарушено… отказа в предоставлении товара нет… металлические монеты являются законным средством платежа».
Понравилось ему так, что больше не приходил. Иногда днем мог забежать разок и все. Но это без претензий, к середине дня уже обычно норма.
Мы не злые!
Чтобы вы меня правильно поняли, это не для всех и каждого. В обычном режиме на 10 покупателей 60/40 карта/наличка (но суммы по безналу всегда выше!) и один с "пятаком". Или даже реже. Всегда почти расходимся мирно!
Этот именно для «систематических» менял и принципиальных скандалистов. И для экстренных случаев. Когда пробежало 5-6 человек с «пятитысячными» с утра и просто высушили весь резерв. Вот он следующий стоит опять с "пятеркой" – а давать ему сдачу нечем! Нечем и все. Негде ее взять. Только в нарушение всех правил брать «казенные» деньги и идти через свой счет в банкомате разбивать.
Но мы это делать не обязаны, можете жаловаться руководству. Да и на что жаловаться?! Мы же не отказываем. Вот паренек принес две коробки с «фасованной» мелочью по 1-2-5 рублей. Сейчас будет считать. И еще «десяток» бумажных. Что не так? Что злитесь? Деньги ведь!
Я даже скажу вам больше, вся эта тема со сдачей сильно раздута. В больших магазинах никаких проблем нет!
Большинство покупателей вменяемые, стараются выдать сумму максимально близко к чеку, «добавляют» для упрощения сдачи, сами предлагают списать бонусы для круглой и удобной суммы. Никаких проблем!
Все проблемы создают те, кому не «права нарушили», а кто сознательно шел ими злоупотреблять и отыгрываться.
Есть еще и дополнительные приемы. Применяем их в комплексе. По очереди…
Первым делом всегда предупреждаем, что нормального размена нет. Просим пойти навстречу, иначе просто будет мелочь. Нормальный сразу решает проблему сам. А вот все прочие лыбятся и соглашаются.
Щаз… жди…
1. «Давление толпы».
Собирается очередь, кассир один, вызывает второго, но двое покупателей уже все выложили и злобно сопят, поглядываю на ждущего размена покупателя. Да, случается, что начинает и очередь на нас орать. Но обычно этому предшествуют встречные просьбы поискать под расчет или дать помельче купюры, которые ЯВНО видны в кошельке! Если человек улыбнулся ехидно и отказал – оставляем за собой право немного его воспитать.
Двойное бинго, если на второй кассе что-нибудь повиснет. "Менялу" сами покупатели вразумят. Или помогут с разменом.
2. Борьба с фальшивками
Практически в каждом магазине есть неотмененный атавизм в виде «журнала 5000-рублевых купюр». Его уже не спрашивают наши проверяющие. Но он есть и заводился не просто от балды, а по рекомендации МВД! И если кто-то прохлопает фальшивку – то будет ее эквивалент вносить сам. То есть руководство имеет полное право требовать от продавцов регистрации номеров таких купюр.
Есть машинка для проверки, но она может купюру "не увидеть". Не буду говорить как и почему. Не видит и всё! Наверное, подделка. Придется записывать в журнал! С просьбой посмотреть в камеру...
Но журнал пока найдут. А там и ручка не пишет. Пока найдут ручку. Там еще подпись директора нужна или админа. Их надо вызвать. Пока придут... А в журнале пишется время точное, чтобы по камерам определить. Ой, а на этой кассе камера не работает. Перейдем на другую. Мы же не можем ваше ФИО указать, это персональные данные! Ой, ну ладно… В это время уже в полную силу начинает работать прием «номер 1».
3. Ловите денежку!
Если «не имеющий размена» дожил до этого момента – ему несут размен. Мелочью. Закрывают кассу. Предупреждают, что еще минут 15-20 будут считать.
Узрев будущий «улов» килограмма на полтора 9 из 10 покупателей резко забывают про «нет других купюр» и, по ситуации:
- находят нужные купюры помельче;
- вспоминают про карту;
- включают телефон для оплаты по QR.
Либо просто молча уходят, нервно откинув товар. Оказывается и проблемы-то никакой не было!
Бывает и скандалят. И жалобами грозят. И на конфликт выводят. Редко-редко некоторые забирали мелочь и потом ее приносили «обратно», мол, вам мелочь нужна? Мы: "Нет. У нас есть! Или доложите деньги до 5000 рублей - поменяем!"
Сейчас мой коллектив непробиваем. Все люди опытные и даже на отборный мат будут хищно улыбаться. Магазин всегда в лидерах по городу и качеству работы…
Не бесите продавца понапрасну. Он тоже человек. Если вы хотите испортить ему жизнь – у него тоже есть множество способов подпортить ее вам, превратив ваш принципиальный размен в отличный квест минут на 30.
Просто поймите, что размена реально может не быть. Совсем. Мы бы рады выдать, его просто нет! Большинство покупателей с картами, поступление наличности небольшое. Руководство тоже не поможет, мы почти не сдаем наличку уже инкассации, не набираем нужные суммы. Нет наличности!!! Нет ее!!!
Вы правы в том, что ее требуете. Мы рады ваше право удовлетворить. Но по трем пунктам выше. Готовы? Расслабьтесь и получите удовольствие! И готовьтесь нести 2 кило мелочи… (взвешивали – 4900 рублей мелочухой весит именно столько!).
///конец истории
В заключение
Знаю, что будут негодующие, которые обвинят продавца в издевательстве. Не знаю – я ржу. И поддерживаю. Как периодически стоящий следом в очереди за такими «наличманами» упертыми. Которые даже в 2 метрах от кассы стоящем банкомате не готовы размен снять заранее нормально.
И все это законно! Нигде не прописаны объемы размена, число купюр и так далее. Вам могут выдать сдачу в 950 с 1000 рублей монетками по 50 копеек. Имеют ПОЛНОЕ право! И вы ничего не сделаете. Или возьмете, или уйдете.
Потому что закон – законом, а здравый смысл и добрососедство никто не отменял. Относитесь к людям так, как желали бы отношения к себе…
«Нравлик» по традиции, остальное – как хотите!
Не забываем подписываться: Телеграм | ВКонтакте | RuTube. В "телегу" попадает вся "изнанка" блога, а ВК уже в полной мере работают публичные консультации! Вливайтесь.