У детей со значительными речевыми расстройствами есть необходимость в логопедическом массаже. Он стимулирует речевые механизмы, делает коррекционную работу более эффективной, способствует нормализации мышечного тонуса и позволяет добиться результатов быстрее.
Вот и пролетело то время, когда ваш кроха беззаботно агукал и гулил, затем учился произносить впервые звуки и слова. Ребенок подрос и в 3-4 года у него вдруг стали заметны некоторые нарушения в речи и произношении слов. Это может быть замедленное развитие речи, «каша» во рту, заикание, неправильное звукопроизношение и т.д.
Вы спешите на консультацию к логопеду-дефектологу, чтобы развеять свои родительские сомнения и страхи, продиагностировав речевое развитие ребенка. И врач в процессе приема выявляет некоторые дефекты в речи. Причины таких нарушений могут быть очень разными. Специалист рекомендует вам совместить логопедический массаж с коррекционными занятиями, при необходимости.
Что это за логомассаж? Вы не слышали о нём никогда прежде? Давайте познакомимся с его особенностями и возможностями.
Логомассаж – это техника непосредственного воздействия специальными приборам (шпателями, зондами, насадками) или пальцами на мышцы, которые участвуют в работе артикуляционного аппарата (головы, лица, шеи, щек, нёба, языка, губ). Его основная цель – нормализация мышечного тонуса.
Показанием к логопедическому массажу являются один или несколько следующих диагнозов: заикание, дизартрия, ринолалия, нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, нарушения голоса. Его также рекомендовано проводить деткам с ДЦП, невнятным звукопроизношением и повышенным слюноотделением.
Такой лечебный массаж ставит перед собой следующие задачи:
· при задержке развития ребенка - стимуляция разговорной речи
· снижение артикуляционного мышечного гипертонуса
· снижение повышенного слюноотделения
· активизация мышц с недостаточной сократительной способностью
· при гиперкинезах, содружественных движениях, нарушении координации движений - снижение степени двигательных нарушений мышц
· стимуляция у ребенка кинестетических ощущений
· повышение сократительной функции и эластичности в мышечных волокнах
· создание необходимых условий для развития артикуляционного аппарата и его произвольных движений.
Помимо этого, расслабляющие мягкие движения помогают малышу настроиться на релаксацию, успокоиться, а более энергичные приемы способствуют получению заряда бодрости. Логомассаж из-за своей большой пользы является неотъмлимой частью коррекционных занятий.
Противопоказания
От сеансов логопедического массажа стоит отказаться, дабы не навредить здоровью ребёнка, в следующих случаях и следующих признаках:
— грипп, ОРВИ и прочие инфекционные и вирусные заболевания;
— повышение температуры;
— гнойничковые и герпесные высыпания в ротовой полости и/или на лице;
— заболевания глаз с воспалением (конъюктивит и др.);
— увеличенные по размеру лимфоузлы;
— заболевания ротовой полости (гингивит, стоматит);
— сосудистый тромбоз;
— внутричерепное повышенное давление;
— болезни капилляров и крови;
— гематомы на участке, подвергаемом массажу;
— инфицированные раны;
— аллергия с признаками как у крапивницы, в анамнезе: отёк Квинке;
— онко-заболевания;
— эпилепсия;
— фурункулёз;
— острая фаза ангины и 10 дней после выздоровления;
— гиперчувствительность.
Максимально осторожно следует начинать процедуру массажа у детей с синдромом эпилепсии. При малейших подозрениях на непереносимость (посинение носогубного треугольника, тремор конечностей) сеанс необходимо сразу прервать.
Когда малыш напуган, плачет, кричит, не позволяет к себе прикоснуться, при его стойком нежелании проводить массаж, стоит отложить процедуру до стабилизации психоэмоционального состояния ребенка.
Виды логомассажа
На сегодняшний день науке известны как классические методики массажа, так и авторские разработки. Одной из таких авторских методик, весьма популярной в данный момент, является разработанный Новиковой Е. В. зондовый массаж. Какой именно вид массажа использовать, решает специалист, исходя из индивидуальных потребностей ребенка.
Классический или ручной – его проводят на самой необходимой области или же рядом с ней. Включает он в себя пощипывания, поглаживания, постукивания или надавливание. Такой логомассаж можно делать при помощи соски, шпателя или щетки для чистки зубов с мягкой щетиной.
Аппаратный – для его проведения используются создающие вакуум или вибрацию аппараты.
Точечный – в данном случае специалист воздействует на определенные (влияющие на работу речевых центров) точки, т.е. это локальный вид массажа.
Самомассаж – ребенок может делать его самостоятельно, после демонстрации ему необходимых движений взрослым. Артикуляционные упражнения можно отнести сюда же.
Зондовый – разработанная Новиковой Е. В. авторская методика. Специальный набор зондов потребуется для его выполнения.
Массаж чайными ложками — это вариация игрового массажа, его автором является Крупенчук И. О. Такой вид подойдет детям, у которых возникает непереносимость зондов или негативные реакции на них. При этом выполнять можно массаж с различной температурой: теплый – для расслабления, прохладный – для стимуляции. Любые манипуляции с ложками сопровождаются потешками и стихами. Это позволяет юному пациенту усваивать действия и слова, обозначающие части тела и лица; а также навык согласования слов во фразах и предложениях. Все движения проводятся по основным массажным линиям, применяя при этом поглаживания, надавливания, растирания. Нужно использовать чайные гладкие ложки, чтобы избежать вероятности ранения ребенка.
Дети могут самостоятельно делать себе такой массаж.
Формы проведения логопедического массажа
Процедура назначается после обследования пациента и проводится курсами - по 10-20 занятий. Массажи должны быть ежедневными, постепенно увеличиваясь по времени, начинать следует с 2 минут. Максимальная продолжительность 1 сеанса зависит от речевого нарушения ребенка и от его возраста:
для малышей до 3 лет положен массаж длительностью не более 10 минут;
не более 15 минут – с 3 до 5 лет;
и до 20 минут – для детей старше 5 лет.
Повторные курсы проводятся при необходимости (как правило, спустя 1,5-2 месяца после предыдущего). Кстати, в ходе обычных логопедических занятий могут также использоваться элементы из логомассажа и самомассажа.
Условия проведения логопедического массажа
В помещении, где проводится процедура, должно тепло и комфортно. К рукам массажиста предъявляются особые требования: они должны быть чистыми, теплыми, без любых воспалений и кожных заболеваний, с коротко остриженными ногтями и без украшений на пальцах.
Массаж по правилам проводят спустя 2 часа после приема пищи ребенком, а его полость рта перед проведением сеанса следует очистить от остатков пищи и загрязнений.
Пациент при проведении процедуры не должен не чувствовать неприятных или болевых ощущений, в идеале ребенок должен быть спокоен и настроен на массаж. К каждому малышу необходим свой подход. Не следует укладывать ребенка в горизонтальное положение с первых же процедур. Лучше первый сеанс провести в положении сидя. Со временем у деток к массажу возникает привыкание, и они переносят его спокойно и легко.
Если ребенок на первой процедуре настроен негативно и нервничает, выполните на лицевой мускулатуре лишь легкие массажные движения, и на этом завершите сеанс.
Основные приемы в логопедическом массаже
Движения, применяемые во всех разновидностях логомассажа, в основном точно такие же, что и в обычном массаже:
Растирание – массажист собирает кожу в складки и сминает ее, передвигая в разные стороны. Важно здесь именно перемещать кожу в стороны, а не вдавливать ее вглубь. Растирание нужно выполнять интенсивно, потому что оно призвано оказывать стимулирующее действие.
Поглаживание – такой прием применяется для расслабления пациента. Зонд или рука массажиста скользит плавно по заданному участку кожи. После такого действа не должно возникать никаких покраснений. Таким приемом пользуются в основном на завершающих этапах процедуры и наоборот – на самом начальном.
Вибрация – специалист совершает на массируемом участке особые колебательные движения. Они могут быть разной интенсивности и амплитуды. Такой прием тоже является стимулирующим.
Разминание – в него входят сжатия, надавливающие движения и пощипывания.
Некоторые массажисты в свою методику проведения массажа включают плотное нажатие. Используют его для того, чтобы воздействовать на особые точки и тем самым влиять на работу речевых центров. В зависимости от результатов диагностики, специалист индивидуально подбирает подходящие приемы.
Логопедический массаж в домашних условиях
Вы должны обязательно проконсультироваться с логопедом, прежде чем делать своему ребенку массаж дома самостоятельно. Врачи при выполнении данной процедуры в том числе обрабатывают язык пациента, а это выполняется при помощи специальных зондов. Такими приспособлениями можно запросто поранить нежные слизистые полости рта. Поэтому в домашних условиях лучше всего использовать шпатель или зубную щетку.
Дома рекомендуется в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями выполнять массаж плечевого пояса, шеи и артикулярных мышц.
Вы должны точно знать, какой именно массаж надо делать своему ребенку – тонизирующий или расслабляющий мышцы. О любых изменениях следует сразу сообщать логопеду.
Рекомендации для выполнения массажа самостоятельно
1. Расслабляющий: для артикуляционной мускулатуры.
Применим в случаях спастичности (т.е. повышенного тонуса) в речевых мышцах (в мускулатуре губ, лица и языка).
Способствует проведение такой процедуры развитию мимических средств общения и формированию корректной оральной сферы, столь необходимой для последующего развития речи и нормального питания ребенка.
Важно: при проведении сеанса необходимо пациенту придать такие положения, в которых минимально проявились или вовсе не проявлялись бы патологические тонические рефлексы.
Пассивные движения головы: расслабление шейных мышц.
В случаях значительного повышения мышечного тонуса шеи и верхнего плечевого пояса, перед стартом сеанса расслабляющей процедуры для артикуляционной мускулатуры, нужно сперва добиться расслабления этих мышц.
Голова ребенка несколько свешивается назад, положение на спине или полусидя:
1) одной рукой сзади поддерживайте шею малыша, другой - производите движения головой по кругу, по часовой стрелке и затем - против часовой;
2) плавными медленными движениями голову ребенка поворачиваем в одну и в другую стороны, три-пять раз покачиваем вперед.
При расслаблении мускулатуры шеи, происходит некоторое расслабление корня языка. Легким похлопыванием и поглаживанием мышц губ, лица, языка и шеи достигается требуемое расслабление оральной мускулатуры. Проводите движения обеими руками, по направлению к центру от периферии. Ваши движения должны быть скользящими и легкими, не растягивающими кожу, а лишь слегка прижимающими ее. Каждое движение повторите пять-восемь раз.
Расслабление лицевой мускулатуры:
· поглаживание от середины лба к вискам;
· вокруг глаз от линии лба;
· к волосистой части головы от бровей;
· поглаживание бровей в стороны до края волос от переносицы, продолжая линию бровей;
· по щекам к крыльям носа от мочек уха (нижнего края ушной раковины);
· вниз через все лицо по подбородку, щекам, и шее - от линии лба;
· надавливающий массаж лица: пощипывающие легкие движения вниз по краю нижней челюсти, начиная от корней волос.
Расслабление мускулатуры губ:
o поглаживание от углов рта к центру верхней губы;
o верхней губы сверху вниз;
o нижней губы к центру от углов рта;
o носогубных складок к углам губ от крыльев носа;
o поглаживание снизу вверх нижней губы;
o постукивание пальцами губ;
o легкие вращательные движения - точечный массаж губ по часовой стрелке.
В случаях асимметрии лицевой мускулатуры, большее число массажных движений проводится на пораженной стороне, то есть артикуляционный массаж проходит с гиперкоррекцией этой стороны.
2. Стимулирующий массаж.
Рекомендован с целью укрепления мышечного тонуса при гипотонии мышц.
Приемы в данном случае используются быстрые и энергичные.
Проводятся массажные движения к периферии от центра.
Путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации и пощипывания осуществляется укрепление лицевой мускулатуры. Их сила нарастает спустя 4-5 легких первых движений. Далее они становятся не болезненными, но надавливающими. Повторяются такие движения около 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры:
o поглаживание от середины к вискам лобной части;
o поглаживание бровей и лба от бровей к волосам;
o поглаживание щек к ушам от носа и к ушам от подбородка;
o поглаживание век в стороны и к внешним углам глаз от внутренних;
o сжимание ритмичными движениями подбородка;
o перетирание мышцы щеки (во рту держим указательный палец, остальные пальцы находятся снаружи);
o разминание щечной и скуловой мышц (проводятся спиралевидные движения);
o легкое пощипывание щек.
Укрепление мускулатуры губ:
o от середины верхней губы поглаживание к углам;
o от углов губ к крыльям носа поглаживание носогубных складок;
o от середины нижней губы поглаживание к углам;
o легкое покалывание и пощипывание губ.
3. Массаж мускулатуры языка.
Выполняется в положении лёжа в течение 5 минут, до приема пищи либо через 1,5- 2 часа после еды.
Начинается массаж десен с движений на одной стороне десны в горизонтальном направлении. Это усиливает слюноотделение, поэтому ребенку нужно дать возможность проглотить слюну спустя 2-4 таких ослабляющих движений. Затем массаж аналогичным образом проводится с другой стороны десны. Далее просто вертикальными движениями массируются десны.
Язык массируем как бы назад спереди до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводятся похлопывание, поглаживание и легкая вибрация на протяжении 15 секунд.
Небо по средней линии массируем пальцем, начиная с небольшого приподнимания мягкого неба, спереди. Такое упражнение повторите 10-15 раз. Ребенок может произносить гласные Э и А во время такой процедуры.
Массаж для расслабления мышц языка:
- двумя указательными пальцами обеих рук создается вибрация под челюстными углами в течение 15 секунд.
- в области подчелюстной ямки проводится точечный массаж, который также длится 15 секунд, создавая указательным пальцем вибрирующие движения под нижней челюстью.
В данном случае от массажиста требуются спиралевидные, прямые, кругообразные движения. При этом язык следует держать одной рукой, пальцами, а пальцами другой руки производить массажные движения. Направления необходимых движений при таком массаже:
· к кончику языка и обратно от его середины.
· поперек языка, от его правого края до левого и обратно.
· «ёлочка»: влево и вправо от центра языка
· растягивание и пощипывание краев языка
· перекатывание пальца в разных направлениях по языку,
· поглаживание к кончику языка от подъязычной уздечки и обратно.
Следует отметить, что в домашних условиях логопедический массаж позволяет быстро добиться хороших результатов и значительных улучшений при исправлении звукопроизношения (при условии регулярного и правильного проведения). Однако мамам и папам деток с особо сложными нарушениями речи следует учесть, что коррекционная работа не ограничивается одним лишь логомассажем, каким бы качественным он ни был. Она проводится в различных направлениях в комплексе, поэтому стоит обязательно проконсультироваться с квалифицированными специалистами.
Обращаем ваше внимание, что данная статья не является руководством к действию, лишь лечащий врач может обучить приемам выполнения упражнений и назначить необходимое лечение ребенку по необходимости.