Республика Абхазия всегда славилась своими патриотами. Абхазское национальное движение было одним из самых прогрессивных в эпоху Советского Союза. На абхазских национальных деятелей с надеждой смотрели представители всех малочисленных народов СССР. Достаточно вспомнить историческое выступление Владислава Ардзинба на Первом съезде народных депутатов СССР 1 июня 1989 года, которое стало символом борьбы за права и справедливость. Абхазы не боялись отстаивать свои интересы, даже если для этого требовалось обращаться к высшим властям, включая Сталина. Их смелость и принципиальность вдохновляли многих представителей малочисленных народов Советского Союза.
Однако сегодня возникает вопрос: куда делся абхазский патриотизм у большинства абхазских политиков? Где те самые патриоты, которые готовы были бороться за свои идеалы? Почему появилось стремление поделиться суверенитетом, и кто внушает гражданам Абхазии, что они «ничего не могут» и «ни на что не способны»?
Особую тревогу вызывает ситуация с абхазами, проживающими за рубежом. Власти Абхазии не допускают даже мысли о том, чтобы абхазы, являющиеся гражданами страны, но живущие в Турции и других странах Ближнего Востока, могли участвовать в президентских выборах на своей исторической родине. Это лишает их права влиять на будущее своей страны и исключает из общественно-политической жизни Абхазии. Складывается впечатление, что команде экс-президента Аслана Бжания такая ситуация выгодна.
Перед своим уходом Бжания подписал документ, который сводит к минимуму программу репатриации ‒ возвращения на родину зарубежных абхазов, чьи предки были изгнаны из Абхазии во второй половине XIX века. Это вызывает серьёзные опасения. Более того, есть основания полагать, что в будущем абхазам Абхазии внешними силами может быть запрещено репатриировать своих соотечественников из Турции. Такое развитие событий недопустимо.
Репатриация ‒ это не просто вопрос политики, это вопрос сохранения национальной идентичности, исторической памяти и будущего абхазского народа. Мы не можем позволить, чтобы абхазы, где бы они ни находились, были лишены связи со своей родиной. Патриотизм ‒ это не только слова, но и действия, и сейчас как никогда важно вернуться к тем принципам, которые всегда делали Абхазию сильной и единой.