Найти в Дзене
Роман Шкловский

Полный обзор. Парусная яхточка"Аргоша"

Зимой 2015 года я приобрел проект небольшой каютной парусной яхты. Летом 2016 года я закончил строительство и моя яхточка, получившая имя «Аргоша», впервые коснулась воды на Воронежском водохранилище. Проект назывался Викендер. Само название подразумевало, что лодка предназначена для небольших походов с одной – двумя ночевками. Но, начиная с 2016 года «Аргоша» прошла часть пути первых русских кораблей по Дону, обогнула Жигулевские горы, прошла по Волгоградскому водохранилищу от Энгельса до Камышина, побывала за Полярным кругом на Белом море, на озере Селигер и Онеге. Так что назвать ее «лодкой выходного дня», думаю, было бы для нее оскорблением. По сути вся яхта состоит всего лишь из нескольких листов влагостойкой фанеры. Основой лодки служит длинный киль, склеенный из трех слоев 21 миллиметровой фанеры. То есть общая толщина киля около 65 мм. На киль устанавливается плоское днище, шпангоутами служат каютные переборки и транец. Сверху кладется палуба и крыша каюты. Все скрепляется шур
Оглавление
"Аргоша"
"Аргоша"

Общие сведения

Зимой 2015 года я приобрел проект небольшой каютной парусной яхты. Летом 2016 года я закончил строительство и моя яхточка, получившая имя «Аргоша», впервые коснулась воды на Воронежском водохранилище. Проект назывался Викендер. Само название подразумевало, что лодка предназначена для небольших походов с одной – двумя ночевками. Но, начиная с 2016 года «Аргоша» прошла часть пути первых русских кораблей по Дону, обогнула Жигулевские горы, прошла по Волгоградскому водохранилищу от Энгельса до Камышина, побывала за Полярным кругом на Белом море, на озере Селигер и Онеге. Так что назвать ее «лодкой выходного дня», думаю, было бы для нее оскорблением.

На Белом море
На Белом море

Конструкция

По сути вся яхта состоит всего лишь из нескольких листов влагостойкой фанеры. Основой лодки служит длинный киль, склеенный из трех слоев 21 миллиметровой фанеры. То есть общая толщина киля около 65 мм.

Основа- киль
Основа- киль

На киль устанавливается плоское днище, шпангоутами служат каютные переборки и транец.

Днище
Днище

Сверху кладется палуба и крыша каюты.

Корпус готов
Корпус готов

Все скрепляется шурупами и эпоксидкой. Весь рангоут из дерева. Для изготовления мачты я покупал готовый клееный вдоль волокон брус.

Все дельные вещи изначально приобретал в обычных строительных магазинах, но со временем некоторые блочки поменял на настоящие яхтенные. Бегучий такелаж – простые веревки из тех же строительных магазинов, ванты и штаг – опять же строительные 4 мм тросики из нержавейки. Днище и частично борта лодки покрыл одним слоем стеклоткани.

Первый комплект парусов я шил из ткани «Оксфорд». Второй «фирменный» комплект из дакрона приобрел значительно позже. Общая площадь парусов 11 кв. м.

Первый комплект парусов
Первый комплект парусов

Длина «Аргоши» по палубе – 4,8 метра. С учетом бушприта – 5,7 м. Ширина в миделе 1,8 м. Высота мачты 3,5 м. В каюте есть спальные места для двоих взрослых людей, плюс вещи. Длина спального места 2м.

Походный быт
Походный быт

Перевожу лодку на прицепе «Ёрш 4,7» без каких-либо доделок и переделок. Есть небольшой нюанс в проезде по платным дорогам. Так как мачта у «Аргоши» не съемная, а складная, то часть ее в сложенном положении выступает на полметра над палубой и с учетом этого общая высота лодки на прицепе становится более 2 метров. А это уже считается вторым классом. Платить приходится больше.

Прицеп "Ёрш 4,7"
Прицеп "Ёрш 4,7"

Управляемость

По проекту «Аргоша» - гафельный шлюп, т. е. она несет один гафельный грот и автоматический стаксель на гике. Но я сделал дополнительный штормовой стаксель на бэби штаге и, когда поднята полная парусина (признаюсь, это бывает очень редко) можно считать «Аргошу» гафельным тендером.

Гафельный тендер
Гафельный тендер

Рулевое управление. Хотя проектом предусмотрен штурвал, я отдал предпочтение обычному румпелю. Пусть не так брутально, зато надежно и удобно.

Управляется лодка великолепно, очень послушна рулю. Поворот оверштаг крутит при любом, даже самом слабом ветерке. Но при усилении ветра «ложится на руль» и старается привестись. На острых курсах вплоть до галфинда стабильно держит курс к ветру с закрепленным румпелем, да и вообще очень устойчива на курсе.

За все время моих путешествий я так и не удосужился замерить минимальный угол к ветру, но по ощущениям при идеальных условиях лавировочнный угол составляет около 100 градусов. Не было случая, чтобы мне не хватало «остроты». Правда я никогда не учувствовал в гонках.

На Воронежском водохранилище
На Воронежском водохранилище

Поведение в различных условиях

Ветер. Самый сильный ветер, в который я попадал на «Аргоше» дул с силой 35 узлов, на порывах сильнее. Это было на Воронежском водохранилище, мы были вдвоем с моим другим Олегом. Шли в полный бейдевинд под зарифленным на второй полке рифов гроте и полным стакселем. Мы оба сидели на наветренном борту. Подветренный борт был практически полностью в воде и на особо сильных порывах все равно приходилось отпускать гика-шкот, чтобы частично обезветрить грот. Если бы я этого не делал, казалось, что лодка ляжет парусами на воду. Ощущения были не из самых приятных. Именно после этого случая, я решил пошить второй маленький штормовой стаксель.

Но, примерно в такой же ветер я попадал на «Аргоше» на Волгоградском водохранилище. Разница была лишь в направлении движения. Мы шли с попутным ветром с одним полным стакселем. Никакого дискомфорта, только приятные впечатления.

На Волгоградском водохранилище с зарифленным гротом
На Волгоградском водохранилище с зарифленным гротом

Волны. Когда мы с Олегом путешествовали по Кандалакшскому заливу Белого моря, то в один из дней попали в достаточно сильное для нашей лодки волнение. Отдельные волны достигали 2-метровой отметки. «Аргоша» на попутной волне вела себя великолепно, однако против такой волны движение было невозможным. Я попробовал, но после того, как «Аргоша», скатившись с особо крутой волны, просто-напросто поднырнула под следящую, вернулся на попутный курс.

Нюансы

Я построил лодку в 2016 году. Материалы мне обошлись в 50 тысяч рублей, плюс сам проект. С пересылкой курьерской службой из США проект стоил 10 тысяч рублей.

Вес «Аргоши» до сих пор остается для меня загадкой, но, по приблизительной оценке, он составляет примерно 250 кг.

Для слипования не обязательно наличие хорошего оборудованного слипа. Особенно, если делать это не в одиночку. Но всё же, какой–никакой пологий заезд в воду необходим.

Так как лодка весит более 200 кг, необходима регистрация в ГИМС. В 2016 году, когда я регистрировал «Аргошу», это было сделать легко и просто. Достаточно было наличие проекта с основными размерами и чеки, подтверждающие покупку материалов для строительства. В наших сегодняшних условиях, говорят, зарегистрировать самострой, тем более по иностранному проекту, если не невозможно, то очень и очень трудно и дорого.

В качестве дополнительного двигателя я раньше использовал электромотор, но затем отказался от него в пользу 2,6 сильного бензинового моторчика. Ну, еще на «Аргоше» предусмотрены распашные весла.

Волжские берега
Волжские берега

Что мне не нравится в проекте. Самое большое неудобство – несамоотливной кокпит. Если предстоит дождливая ночевка, приходится натягивать тент, чтобы ночью спать, а не отчерпывать воду. Во всем остальном меня лодка полностью устраивает, мне нравится ее довольно брутальный вид – с бушпритом и гафельным вооружением. Мне по душе, как она держит курс и управляется сама с закрепленным румпелем.

  • Друзья, надеюсь, теперь вы имеете полное представление о моей "Аргоше". Тем не менее, если остались вопросы, пишите - с удовольствием отвечу в комментариях.