Найти в Дзене

Конспект урока русского языка Тема: «Вспоминаем правило написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». 4 класс

Тема: «Вспоминаем правило написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных».

Тип урока: уроки обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: вспомнить правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи урока:

дидактические: систематизировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода имён существительных;

- вспомнить алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих;

развивающие: развивать мышление, внимание.

воспитательные: создать условия для воспитания любви к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга. Садитесь.

-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация полученных знаний через проверку умений

У каждого из вас на столах лежат рабочие листы, они необходимы нам для работы, после каждого задания вам необходимо оценить себя, поставив советующий знак ( на доске опора). …юю

- Прочитайте группы слов.

- Что объединяет в каждой группе?

( ь знак, как показатель мягкости, разделительный ь, 3 группа - ?)

Оцените себя. Поставьте знак в советующую графу.

III. Самоопределение к деятельности

- Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.

Укажите род выделенных существительных.

(Над) р . кой, наклонясь, что-то шепчет к . мыш?, а кругом (на) п . лях непр . будн . я тиш?.

- Какова роль мягкого знака в слове тишь? (в этом слове после шипящего согласного пишется мягкий знак, так как это слово женского рода).

- Как написали слово камыш? Почему? (вывешивается опора)

Сформулируйте тему нашего урока.

- Правописание ь после шипящих в именах существительных.

Какую цель поставим?

- Вспомнить правила правописания ь после шипящих в именах существительных.

Какие задачи нам нужно решить на уроке?

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. На листе с заданиями записана транскрипция слов:

Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Записать слова, обозначить орфограммы:

[дрош]

[стр'ш]

[брош]

[плащ'

[в'эщ']

[п'эч']

[суш]

[роскаш]

[помащ']

- 2 человека у доски

Объясните, почему вы написали слова с ь и без него.

2. Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Поработаем в парах, Карточка зеленого цвета. Найдите и зачеркните лишнее слово в каждой строке.

1) мышь, тишь, ёрш, тушь

2) плащ, плющ, помощь, лещ

3) луч, дочь, меч, грач

4) рожь, чиж, нож, стриж.

Проверка по эталону.

Что вам помогло выполнить эти задания верно?

(Чтобы ответить, необходимо определить род имён существительных. И вспомнить правило, что мягкий знак после букв шипящих на конце имён существительных пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода мягкий знак не пишется.)

- Для следующего задания необходимо объединится в группы. Подберите к прилагательным существительные и запишите их. Ответственные от каждой группы выходят и защищают работу. Объясните написание. 5 карточек.

Морозная _____________,

хороший __________________,

шестой _____________,

золотая ____________,

непромокаемый _____________,

современная ______________________

Слова для справки: ночь, брошь, этаж, молодёжь, плащ, товарищ.

Обменяйтесь листочками и проверьте, верно ли написаны слова.

Оцените друг друга (работа в группе).

Закрепление материала.

Кроссворд.

-2

Какое слово у нас получилось? (калач)

А что обозначает это слово? (варианты ответов)

Значение слова нам поможет объяснить словарь Ожегова.

(Учащийся читает значение слова по словарю).

А где пекут калачи? ( В печи). (слово печь и калач на доску)

Посмотрите это слово относится к нашему правилу.

Выполните задание: Составить предложения, используя данные слова не изменяя их форму.

Запишите его. Учащийся работает на доске.

Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями (по выбору учащихся).

-3

Проверка учителем, выставление оценки.

(Дополнительное задание).

Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется ь знак;

б) пишется ь знак.

5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

в) на падеж.

Проверка (взаимопроверка). Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.

V. Итог урока. Рефлексия.

Лестница успеха.

-4

-5