Найти в Дзене

Мотивация в педагогической деятельности

Концепция трудовой мотивации Джона Аткинсона
на примере фильма «Выстоять и добиться»

ЭССЕ ©

Виды мотивов профессиональной деятельности, необходимых педагогу
для получения удовлетворенности своим трудом.
Концепция трудовой мотивации Джона Аткинсона
на примере фильма «Выстоять и добиться»

«Все, что вам нужно – желание.
Если у вас нет своего, я дам его вам,
потому что в этом я - эксперт»

Хайме Эскаланте

Джон Уильям Аткинсон (1923-2003 гг) был американским психологом, который одним из первых начал изучать мотивацию человека. За плечами у Аткинсона была Вторая мировая война, которую он прошел летчиком и инструктором по полетам, включая бомбардировщики, и возможно, именно этот факт послужил толчком к созданию математической модели мотивации.

Аткинсон получил докторскую степень по психологии в 1950 году и на протяжении всей жизни преподавал на кафедре психологии Мичиганского университета. Имел четкую гражданскую позицию и не боялся ее отстаивать. Его вера в собственные ценности давала ему силы и стала центровой в его биографии.

Для освещения Теории трудовой мотивации я выбрала фильм «Выстоять и добиться» (1988), в основу которого легла реальная история учителя Хайме Эскаланте. Главный герой фильма также, как и сам Джон Аткинсон, обладает качествами, которые позволяют ему на протяжении всего повествования следовать своим ценностям и вести за собой других людей.

Для начала рассмотрим саму теорию трудовой мотивации Аткинсона. «С точки зрения Джона Аткинсона, потребность достижения (как вариант самоактуализации) проявляется двумя побуждениями – добиваться успеха и избегать неудачи»[1]. Таким образом, человек стремится либо к достижению высоких результатов (и тогда мы можем видеть, каким интенсивным и настойчивым становится человек в своих действиях), либо – к подавлению деятельности самим человеком, результаты которой, по его мнению, могут привести к неудаче и даже к провалу (в этом случае мы будем наблюдать стремление выйти из ситуации, которая может привести к негативным результатам; данное стремление не всегда очевидно и может быть завуалировано, как мы увидим позднее).

«По модели Аткинсона конфликт между этими стремлениями образует некоторую результирующую мотивационную тенденцию, проявляющуюся в реальном поведении человека»[2]. В одном из источников читаем: эта результирующая тенденция… сводится «исключительно к предвосхищению аффективной самооценки после успеха или неудачи (Аткинсон говорит в этой связи о «гордости» или соответственно «стыде»)[3]. Мне кажется, что именно «аффективная самооценка» - главный мотивационный фактор, который задает начальную мотивацию человеку. В 1988 году был разработан опросник, который измеряет потребности в достижении – избегании, вы можете найти его на просторах сети Интернет.

Также в Концепцию Аткинсона включены компоненты ожидания результата и ценности этого результата. То есть, если для человека не имеет ценности будущий возможный результат, то даже движимый преимущественно мотивацией достижения, он может быть мало или совсем не мотивирован на деятельность. Возможен и другой вариант. Ценность для человека в результате деятельности есть, но она не всегда может совпадать с поверхностным результатом (скажем, заработная плата или льготы). В этом случает, мотивация деятельности будет высокой. То же обстоит и с ожиданием результата: зная, какой будет результат, мотивация к деятельности понижается. А что, если конечный результат неизвестен? Мотивация достижения в этом случае будет подталкивать к интенсивной деятельности (такие примеры мы можем увидеть в биографиях знаменитых изобретателей, ученых, предпринимателей), а мотивация избегания только усиливаться[4].

Итак, подведя итог теоретической части можно сказать следующее: человек действует исходя из конфликта между стремлениями к достижению и избеганию неудач (и здесь главенствующую роль играют сильные эмоции: гордость и стыд), при этом учитывает (возможно, и бессознательно) свои ожидания результата будущей деятельности и оценки им ценности результата этой деятельности.

Теперь обратимся к озвученному ранее фильму. Перед нами обычная средняя школа США 1980-х годов, которая переживает кризис 2 - есть вероятность лишиться аккредитации. Справедливости ради, стоит заметить, что в фильме упомянуты некие «требования», которые должна выполнить школа, но открыто о них не говорят. Зритель может догадаться о части из них: низкая успеваемость, нехватка педагогов, недостаточное оснащение. Зритель наблюдает всех участников учебного процесса школы: администрацию школы (в лице директора и заведующей), нескольких педагогов, ученики, родителей.

Главный герой (а я повторюсь – этот фильм основан на реальных событиях) – Хайме Эскаланте, математик, уходит с прежнего высокооплачиваемого места работы и устраивается работать в школу учителем математики. Его биография до момента фильма не показана и зритель может лишь по отдельным фразам предположить, что его жизнь была непростой и именно образование позволило ему выстоять и стать гражданином своей страны (главный герой по происхождению – испанец). Хайме достается класс из 18 учеников-подростков, которые активно вовлечены в различного рода противоправную и иную внешкольную деятельность и совершенно не заинтересованы в учебе, а тем более, в математике. Главный герой невозмутимо встречает сложности во взаимоотношениях со своими учениками и ставит целью - научить их высшей математике, чтобы они имели возможность поступить в колледж. Возможно, потому что сам был когда-то таким же? Уже на второе занятие Хайме приносит яблоко, делит его на части и раздает своим ученикам, спрашивая: что там у тебя? И мы слышим ответы: яблоко, половина, не хватает двадцать пять процентов, у меня сердцевина. «Ты задолжал мне 100 %, увидимся с тобой в народном суде» - восклицает Хайме. В течение фильма мы наблюдаем разные методы работы с трудными учениками, но все они направлены на одну цель – вовлечение в процесс обучения: образование, воспитание, развитие. Новый учитель располагает к себе учеников и заинтересовывает их своей уверенной манерой общения с ними, как с равными. Мы можем наблюдать, как на протяжении фильма Хайме ищет подходы к молодым людям, стремится их увлечь, расположить к себе.

Вернемся к теории трудовой мотивации Джона Аткинсона. Главный герой в течение всего фильма делает несколько простых, но очень ясных заявлений, которые дают нам понимание его позиции:

1. Я просто хочу преподавать в школе.

2. Математика такая вещь: ее либо любят, либо ненавидят.

3. Я мог бы учить лучше. (Вера Хайме в свои ценности поддерживает его, и он дважды пойдет против системы, противопоставляя себя ей, и сделает это открыто).

Именно эти его слова дают понять зрителю, что движим этот человек мотивацией достижения. Он любит свое дело, открыто заявляет об этом, не боится трудностей и, наоборот, подчеркивает, что может делать еще лучше. Про аффективную самооценку и ожидание результата скажем чуть позднее.

Обратим свое внимание на участников образовательного процесса в данной школе, которые движимы мотивом избегания неудачи: директора («Я не хочу быть директором первой школы в Лос-Анджелесе, которая потеряет аккредитацию»), заведующую математическим отделением, к которому прикреплен и Хайме («Математическое отделение никак не может повлиять на эту ситуацию в лучшую сторону» – нет веры в успех, нет веры в учеников. «Но, если вы хотите более высокие оценки на тестировании, подумайте о повышении зарплаты собравшихся здесь людей» – что это? Мотив получения выгоды? Шантаж? Если и предположить благие намерения, то работа без веры унижает достоинство человека). Один из коллег Хайме признается: «Я так боялся, что дети будут знать больше меня, что просыпался в пять утра, готовил себе кофе и начинал штудировать учебник. Наконец я его весь изучил, каждый параграф, а в этом семестре они взяли и поменяли книгу!» (звучит странно, если не знать, что этот человек был нанят изначально на должность учителя физкультуры). При этом, мы можем наблюдать, что для директора ценен результат в виде сохранения аккредитации и нет уверенности в результате – он все же идет на риск и вовлекается в идеи Хайме: повысить успеваемость за счет высоких успехов учеников в математике. У заведующей же мотив избегания неудачи, поддерживается уверенностью в отрицательном результате и его низкой ценностью: «У нас нет достаточных ресурсов, чтобы провести те изменения, что требует округ. Невозможно безграмотным преподавать логарифмы. Я уверена, что в этой комнате нет ни одного учителя, который не делает все, что от него зависит». На протяжении всего фильма она противостоит Хайме и является олицетворением системы, с которой сталкивается учитель. У остальных педагогов мы тоже наблюдаем мотив избегания неудачи: кто-то просит его перевести, кто-то увольняется.

Хайме заявляет: «Если вы хотите развернуть школу на 180 градусов, вам следует крутить ее с вершины». Педагог ставит ультиматум: либо он учит детей не просто математике, а высшей математике, либо уходит. Директор идет навстречу и разрешает Хайме попробовать воплотить задуманное.

И тогда воодушевленный учитель приходит к ученикам и говорит: «Это начальный курс математики, но начальный курс для вас слишком просто. Поэтому я буду учить вас алгебре – в этом я чемпион. Если вы научитесь только складывать и вычитать, то вы сможете заниматься только одним делом – работать на бензозаправке».

И здесь складываются все составляющие Концепции Джона Аткинсона: мотивация достижения, неизвестность результата, ценность результата для человека. Скорее всего, если бы «результатом» для Хайме были бы оценки или оплата его труда, то по концепции Аткинсона мы могли бы сказать, что он не столь и замотивирован на активную деятельность. Но суть в том, что главным результатом для учителя будет совсем другое – и здесь переплетается его личный опыт, его ценности и вера в учеников. Накануне сложного теста мы слышим такой диалог учеников и учителя: Хайме, ты боишься, что мы завтра облажаемся? – Завтра – это все лишь еще один день. Я боюсь, что вы облажаетесь до конца жизни». Вот истинные причины, которые ведут Хайме вперед: «результат» для него — это благополучные жизни его учеников. И здесь зрителю становится понятна та самая аффективная самооценка возможного будущего результата. Хайме становится верой учеников. «Все, что ты видишь впереди – это поворот. А дорогу впереди ты не видишь».

Этот фильм основан на реальных событиях: в 1982 году 18 учеников школы Гарфилд сдали тест повышенной сложности по высшей математике, в 1983 – 31 ученик, в 1984 – 63, в 1985 – 77, в 1986 – 78, 1987 – 87 учеников.

Приведенный анализ показывает, что теория трудовой мотивации Джона Аткинсона находит яркое подтверждение в реальной практике через пример Хайме Эскаланте. Оба человека, каждый по-своему, демонстрируют важность внутренней мотивации, уверенности в собственных силах и готовности идти против системы ради достижения значимых целей. Их истории подчеркивают, что истинная мотивация заключается не столько в страхе перед неудачей или желании избежать её, сколько в глубоком внутреннем стремлении к самосовершенствованию и реализации личных ценностей. Именно такие примеры вдохновляют и показывают, что настоящая профессиональная удовлетворенность возможна только тогда, когда человек следует своему призванию и верит в значимость своей работы.©

Данный материал является авторским, а потому любое копирование возможно только с указанием автора и ссылки на данную статью.

Список источников:

[1] Носкова О.Г. Психология труда: уч. пос. для студ. высш. уч. заведений/ Под ред. Е.А.Климова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2009.

[2] Там же

[3] https://studme.org/122525/menedzhment/kontseptsiya_trudovoy_motivatsii_atkinsona#gads_btm Цит. по: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. С. 9.

[4] Сидорова М.Д. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ И УСПЕХА ДЖОНА АТКИНСОНА // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2022/article/2018029066">https://scienceforum.ru/2022/article/2018029066</a> (дата обращения: 18.02.2025).