Найти в Дзене
Владимир Немыченков

Иконоборчество XXI века. Беседа 3-я на радио "Радонеж"

Оглавление

18 февраля 2025 г. в эфир радио "Радонеж" вышла запись моей беседы по теме доклада на Рождественских чтениях 2025 г. В свою очередь доклад был сделан по теме нашей книги:

Кнутов А. В., свящ., Немыченков В.И. Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного Предания. — СПб.: Алетейя, 2024. — 372 с.: ил.

Ссылка на страницу радио «Радонеж»: https://radonezh.ru/radio/2025/02/18/20-01

Прямая ссылка на аудио файл:

https://tv.radonezh.ru/www/_radio/efir/20250218%2020-00.mp3#t=01:30

Примеры кощунственных предметов: обувь с иконой Божией Матери и ликом Христа в терновом венце; куртка с иконками Спасителя на пассажире московского метрополитена
Примеры кощунственных предметов: обувь с иконой Божией Матери и ликом Христа в терновом венце; куртка с иконками Спасителя на пассажире московского метрополитена
Кощунственное платье с принтами в виде православных икон
Кощунственное платье с принтами в виде православных икон

1. Предисловие

В Византии иконоборчество в VIII–IX вв. в своих крайних формах выражалось в абсолютном запрете украшать общественные места и храмы любыми кроме креста священными изображениями, выполненными в любой технике (фрески, мозаики, иконы на дереве, ткани металле, камне, скульптура). Запрещалось также размещать святые образы на священных сосудах, церковной утвари и т.п., иметь их в частных домах и в личном пользовании.

Сегодня в странах христианского (не только православного) ареала наблюдается прямо противоположная ситуация. Священные изображения (св.образы Христа, Богородицы, святых подвижников) как в иконописном стиле (репродукции известных икон, фресок, мозаик), так и выполненные в стиле религиозной живописи и графики, в технике барельефа и скульптуры можно увидеть практически везде (см. фото).

Еще в 2019 г. первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Александр Владимирович Щипков писал об опасности «гламурного православия». Для Православной Церкви опасность заключается в том, пишет он, что «сейчас начался процесс поглощения гламуром русской иконописи. Этим направлением активно интересуются и профессионально занимаются католики». Православный гламур – это еще и «попытка монетизировать православие», извлечь из него выгоду – материальную (деньги) или символическую (статус, известность и т.п.)[1].

Репродукции икон встречаются на любых бытовых предметах: на обуви, одежде, посуде, кухонных фартуках и скатертях, на постельном белье, сумках, пакетах, на сувенирах, на ювелирных изделиях и любых «товарах для православных» (свечи, подсвечники. Бутылки для св.воды и проч.), включая упаковку для таких товаров, которая изначально предназначена для бытовых отходов.

Репродукции икон изобильно представлены на обложках книг, журналов, газет, в календарях и прочей издательской продукции. Можно встретить их и на кондитерских изделиях, причем не только на упаковке, но и на самих тортах и пирогах, например.

Не обошли своим вниманием изображения священного и производители «прикольной продукции». Так, например, можно встретить в продаже «прикольную» туалетную бумагу в виде тысячерублевых купюр, на которых изображены православные храмы Ярославля и памятник св.блгв.князю Ярославу Мудрому.

Кощунственная туалетная бумага широко представлена на российских маркетплейсах.
Кощунственная туалетная бумага широко представлена на российских маркетплейсах.

Проще, наверное, сказать где «икон» нет, чем перечислять вещи и предметы, куда их помещают производители, стремясь получить максимальную прибыль от продажи своей продукции.

Вот такое ничем неограниченное и никем нерегламентированное использование священных изображений на профанных предметах и в профанных целях называют современным иконоборчеством.

Пока отметим, что употребление священных изображений на профанных (обыденных) предметах десакрализует первые. Однако священное при этом становится не профанным (обыденным, мирским), а осквернённым сакральным и требует обрядов очищения. В религиоведении запрещенное пересечение символической границы между сакральным и профанным называют трансгрессией. В по-настоящему религиозном обществе, каковым были все древние цивилизации (христианская Европа до XVII века), трансгрессия как правило наказывалась смертью или требовала особого искупительного ритуала.

В большинстве современных обществ чувство священного утрачено или сильно ослаблено, что делает проблему восстановления благочестия особо актуальной.

2. Постановка проблемы

Известно, что ООО «ХПП “Софрино” РПЦ» и другие производители изготавливают массовыми тиражами печатные иконы, которые используются верующими для домашней молитвы. Такие иконы представляют собой репродукции рукотворных икон, написанных как древними, так и современными иконописцами.

В то же время технические копии священных изображений (репродукции икон, фресок, мозаик) широко распространены в издательской продукции (книги, журналы, газеты, календари, листовки, канцелярские бланки и т.п.), на сувенирах (магниты, мелкая пластика), на подсвечниках, декоративных свечах, на прочей продукции (посуда, одежда, ковры, покрывала, постельное белье, обувь и т.д.) и даже на упаковке товаров. При этом репродукции святых образов на указанных обыденных предметах в отличие от печатных икон подвергаются невольному поруганию в силу их назначения и способов использования (например, на обложках книг, журналов и газет).

Согласно учению святых отцов-иконопочитателей и отцов Седьмого вселенского собора, честь и бесчестие образа восходят к первообразу. Поэтому если печатные иконы и репродукции икон на обыденных предметах равнозначны, т.е. одинаково святы (имеют сакральный статус), то вторые (предметы-неиконы) в обиходе неизбежно подвергаются невольному кощунству, которое переходит в богохульство.

У специалистов можно встретить различные мнения относительно того, что можно считать подлинным моленным образом, имеющим сакральный статус, а что простой репродукцией, имеющей статус профанной «картинки с религиозным сюжетом». Одни говорят, что образ становится иконой только после освящения его по чину Требника. Другие утверждают, что печатная («тиражная») икона не является полноценным моленным образом, поскольку икона – это святыня Церкви, а святыня всегда уникальна и единична, ее нельзя изготовить и размножить в типографии или на принтере. Настоящая икона создается только трудом иконописца.

В связи с вышесказанным необходимо найти ответы на следующие вопросы:

1) обладает ли икона сакральным статусом (т.е. является ли святым образом) и, соответственно, является ли она моленным образом до освящения по чину Требника;

2) приобретает ли икона сакральный статус моленного образа только благодаря освящению по чину Требника;

3) придает ли сакральный статус (святость) образу (священному изображению) личный труд иконописца, создающего образ в соработничестве со Святым Духом (в идеале), или образ свят благодаря святости самого первообраза, независимо от личных качеств и таланта художника;

4) является ли печатная икона, т.е. техническая копия святого образа (репродукция на бумаге и другом материале), полноценным моленным образом, достойным почитательного поклонения согласно догмату иконопочитания, принятому на Седьмом вселенском соборе, т.е. равноценным рукотворному святому образу, созданному личным трудом иконописца и потому представляющему собой уникальное единичное произведение искусства;

5) является ли сакральным образом, требующим почитательного поклонения, любая техническая копия священного изображения (репродукции икон, фресок или мозаик; малые скульптурные формы и резные изображения, изготовленные методами технического копирования, и т.п.) как то: репродукции икон в издательской продукции (обложки и иллюстрации в книгах, журналах, газетах, календарях и т.д.); сувенирная продукция (магниты, рождественские вертепы и т.п.); изображения в виртуальном (цифровом) пространстве (на экране компьютера, смартфона и т.п.); изображения, создаваемые в результате лазерного шоу; изображения, создаваемые в атмосфере с помощью большого количества беспилотных летательных аппаратов и т.п.;

6) является ли изготовление, продажа и иное распространение технических копий священных изображений на обыденных предметах, не предназначенных для молитвы и почитательного поклонения (т.е. неикон в собственном смысле) недопустимой профанацией священных изображений, в результате которой последние подвергаются невольному осквернению и бесчестию;

7) требует ли современная практика неограниченного тиражирования святых образов на обыденных предметах, не предназначенных для молитвы, регулирования со стороны священноначалия Русской Церкви;

8) какой церковный орган может и должен выступить с инициативой подготовить соответствующий документ, представить его на рассмотрение и утверждение Священным Синодом для последующего обязательного исполнения всеми церковными структурами и верными чадами Русской Православной Церкви.

– Синодальная комиссия по иконописи (Председатель – Епископ Троицкий Панкратий, Викарий Патриарха Московского и всея Руси).

– Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации (И.о. председателя – иерей Владислав Мишин);

– Синодальная библейско-богословская комиссия (и.о. председателя – епископ Егорьевский Мефодий, ректор ПСТГУ);

– Комиссия по богослужению и церковному искусству Межсоборного присутствия РПЦ (председатель – митрополит Зарайский Константин, Патриарший экзарх Африки);

– или др.?

Отметим также, что не все современные иконописцы готовы примириться с практикой массового изготовления печатных икон, хотя большинство понимает, что в силу ценовой доступности только они могут удовлетворить потребность очень многих православных верующих иметь у себя моленные образы. Однако широкое распространение не предназначенных для молитвы обыденных (профанных) предметов со священными изображениями дополнительно духовно обесценивает (профанирует) печатные иконы, сакральность которых и так подвергается сомнению.

На наш взгляд, следствием описанной ситуации становится также постепенная утрата верующими благоговения перед святым образом, ставшим теперь предметом массовой культуры, а потому и одним из признаков «гламурного православия». Последнее волнует не только иконописцев, создающих оригинальные произведения церковного искусства, которые могут быть использованы, в том числе, в качестве репродукций для печатных икон и иных целей, но и современных ревнителей иконопочитания.

Очевидно, что снижение благочестия в отношении святых икон, широкое распространение в православной среде малохудожественной продукции – «православного кича», опасно обмирщением церковного сознания, деградацией церковного искусства в целом, что уже неоднократно отмечали в своих публикациях священнослужители Русской Православной Церкви.

СНОСКИ

[1] Щипков А. Православный гламур // Москва. – 2019. – Июль. URL: http://moskvam.ru/publications/publication_2176.html/. Также см.: Щипков А. Православный гламур [Электронный ресурс] // Religare. – 06 июля 2019. URL: http://www.religare.ru/2_118015.html

(Продолжение следует)