- Пермь, некогда признанная центром современного искусства, постепенно теряет свои уникальные артефакты. Отголоски пермской культурной революции постепенно исчезают с городских улиц. Однако, несмотря на это, центральные улицы Перми все еще хранят остатки былого наследия.
- Машина времени. Что было раньше?
- НЕ питерские «Белые ночи»
Пермь, некогда признанная центром современного искусства, постепенно теряет свои уникальные артефакты. Отголоски пермской культурной революции постепенно исчезают с городских улиц. Однако, несмотря на это, центральные улицы Перми все еще хранят остатки былого наследия.
За 2024 год произошли, как минимум, две громких отмены такого понятия, как «Пермская культурная революция». В декабре пост руководителя Музея современного искусства покинула Наиля Аллахвердиева. Она работала там с 2014 года – сначала директором паблик-арт-программы, а с 2019-го – всего музея. В конце ноября в Музее современного искусства PERMM, в квартире директора музея Наили Аллахвердиевой и ее коммерческих партнеров прошли обыски. Они связаны с делом галериста Марата Гельмана*.
Марат Гельман* являлся основателем и первым директором музея PERMM, был уволен с занимаемой должности в 2013 году после многочисленных скандалов.
*Иноагент, внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
Однако, по официальной информации «Комерсантъ-Прикамье» Наилей Аллахвердиевой было написано заявление по собственному желанию, которое она объяснила тем, что полностью реализовала собственные планы по развитию PERMM и больше ничего не может дать этому музею.
Также в 2024 году Пермь лишилась одного из символов паблик-арт-программы – сложенной из бревен буквы «П», стоявшей вблизи железнодорожного вокзала. Арт-объект был демонтирован, так как попал в зону реконструкции площади Гайдара в рамках строительства третьего моста через Каму.
Машина времени. Что было раньше?
В 2010-х годах Пермь заявила о себе как центр современного искусства, предоставив свободу для разнообразных творческих экспериментов. Местные театры начали принимать новаторские постановки, музеи открылись для экстравагантных выставок, среди которых особенно выделялся PERMM. Улицы города украсились провокационными инсталляциями и скульптурами. Именно в этот период времени в Перми появляется арт-объект «Счастье не за горами», пермская «Власть» и знаменитые «красные человечки», которые теперь украшают улицы не Перми, а Москвы.
У Перми появилась новая цель - стать культурной столицей. И цель была выполнена. В 2013 году город получил звание «Культурная столица» Приволжского федерального округа.
Это все способствовало формированию у пермяков необычной любви к родине (порой с ироничным оттенком) и укреплению местной идентичности. Рядовой житель Перми, как правило, ознакомлен с историей региона, хотя бы раз бывал в музее современного искусства и уважает местную кухню (например, пирожки-посикунчики).
Однако с дистанции десятилетия феномен всероссийского масштаба начал постепенно затухать (особенно в последние годы). Несмотря на то, что пермская культурная революция уступила место более привычным стилям жизни, город получил сильный иммунитет к безликости и выделился среди других городов-миллионников. А отголоски культурной революции слышны в истории города до сих пор.
НЕ питерские «Белые ночи»
Во времена взятия курса на культуру, была высказана идея, что искусство должно выходить на улицы города и участвовать в городских преобразованиях. Так в 2011 году появился фестиваль на период белых ночей в Перми, с одноимённым названием. Центром активности стала пермская эспланада.
Пермская эспланада - пространство между зданиями Законодательного собрания Пермского края и Пермского академического Театра-Театра. Является одной из двух эспланад в России (вторая в Ижевске).
В рамках «Белых ночей» в 2011 году прошли фестивали уличных музыкантов и уличных театров, фестиваль танца ЯDANCE, фестиваль Kamwa, международный фестиваль иллюзионистов «Белая магия», авиационный фестиваль «Крылья Пармы», книжный фестиваль «Красная книга», молодежный форум «МедиаФреш», международный симпозиум «Пермский звериный стиль» и другие. В общей сложности за 26 фестивальных дней прошло более 250 мероприятий.
Прошли также мероприятия по благоустройству города. В частности, бетонные заборы были расписаны художниками, что впоследствии стало проектом «Длинные Истории» (граффити-фестиваль). В городе были установлены автобусные остановки разработанные Пермским центром развития дизайна. Кроме того, в результате программы «Музей в городе» к этому времени были созданы объекты стрит-арта:
- «Счастье не за горами» (2009) Бориса Матросова на набережной рядом с зданием Речного вокзала, в котором в этот период размещался Музей современного искусства;
- «Красные человечки» (2010) Андрея Люблинского на здании Органного зала;
- «Власть» (2010) Николая Ридного перед зданием Законодательного собрания;
- «Яблоко» (2010) Жанны Кадыровой перед зданием краевой библиотеки им. Горького;
- «Пермские ворота» (вышеупомянутая буквы «П», 2011) Николая Полисского в парке рядом с железнодорожным вокзалом «Пермь-2»;
- «Жук Скарабей» и «Черный Ангел» (2011) Молдакула Нарымбетова.
Первый фестиваль «Белые ночи в Перми», по оценке ВШЭ, посетили 136 тысяч уникальных участников, из которых более 80 % изъявили желание посетить фестиваль в следующем году. В 2012 году фестиваль посетило более миллиона человек. В 2013 году фестиваль успешно прошёл в третий раз, но был уволен один из его организаторов Марат Гельман*, после чего фестиваль был проведён последний раз в 2014 году.
*Иноагент, внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
Эх, Арбат, мой Арбат…
Летом 2011 года в Перми появилась своя пешеходная улица, напоминающая московский Арбат или казанскую улицу Баумана. Для этой цели был выбран участок улицы Пермской (тогда еще Кирова) от улицы Газеты «Звезда» до Компроса. Сразу же уточнили, что это только первый этап, и в будущем местный Арбат планировался к продлению еще на квартал до Сибирской (буквально через год). Работы велись в спешке, так как власти стремились завершить их к началу фестиваля «Белые ночи», который должен был стать отправной точкой Культурной революции. Предполагалось, что квартал станет площадкой для различных мероприятий, а в старинных зданиях откроются небольшие музеи и подобные учреждения.
С самого начала проект подвергался активной критике: сначала из-за перекрытия центральной улицы, а затем за отсутствие смысла у «Арбата», поскольку вскоре мероприятия на Пермской прекратились, и культурная жизнь здесь замерла. Бизнес начал предлагать взять квартал под управление, активно поддерживал эту идею Олег Поляков, владелец сети ресторанов «Хуторки» и бывший депутат Законодательного Собрания края. В 2018 году МКУ «Институт территориального планирования» разработал новую концепцию развития пешеходной части улицы Пермской, которая включала два варианта её преображения, разделение на зоны и продление пешеходной части до улицы Сибирской. Однако ничего не изменилось, и в том же 2018 году здесь вновь было возобновлено транспортное движение. Мэр Перми Алексей Дёмкин позже отметил, что проект на какое-то время выглядел интересным, но жизнь на улице так и не ожила.
«Обсудим проект с городским сообществом. Если поймем, что горожанам нужна пешеходная улица, то попробуем реализовать», – отметил прошлый мэр города. С тех пор все разговоры о пешеходной улице прекратились.
А счастье где?
Наиболее заметный артефакт – «Счастье не за горами» можно встретить на набережной в районе Речного вокзала.
Речной вокзал и пермская набережная были полностью отреставрированы к 300-летию в 2023 году. Однако, когда-то это место было центром пермского современного искусства. На стенах оставшихся полуразрушенных здания до сих пор красуются несколько граффити, а лестницы бывшего музея PERMM исписаны стихами. Забор, который когда-то ограждал музей, давно разрушен, но на нем тоже были рисунки. Сейчас сохранилось только граффити «Тик-так». На бетонных ограждениях набережной нарисованы пароходы и катера.
Ермь?
8 июня 2011 года была торжественно открыта 12-метровая буква П рядом с вокзалом «Пермь II». Этот проект стал частью культурной революции и был разработан арт-деятелем Николаем Полисским. Для его создания использовали 5200 еловых бревен. Изначально планировалось установить букву на эспланаде, но, опасаясь критики, выбрали более удаленное место. Однако это не уберегло проект от недовольства. Полисского обвиняли в самоплагиате, называя его работой репликой «Лихоборских ворот», а власти критиковали за нецелевое расходование бюджетных средств. В конечном итоге даже нашлись люди, которые пытались поджечь конструкцию, но бдительные граждане сообщили о злоумышленниках в полицию.
В 2021 году истек срок эксплуатации арт-объекта, который составлял 10 лет, и начались обсуждения о его реконструкции. Вероятно, чтобы избежать новой волны критики по поводу выделения бюджетных средств, вопрос долго оставался нерешенным. Осенью 2023 года появилась информация о том, что «Пермские ворота» демонтируют из-за планов по строительству транспортной развязки для нового моста через Каму. Рассматривался также вариант переноса буквы на другую площадку. В итоге конструкция была демонтирована в июне 2024 года.
Сесть на «Власть»
Арт-объект «Власть» харьковского художника Николая Ридного на первый взгляд напоминает обычные лавочки в благоустроенной зоне перед зданием Законодательного собрания Пермского края. Однако не каждый прохожий, а тем более тот, кто присаживается на одну из «букв», осознает, что садится на «Власть».
Созданный в 2010 году «Власть» представляет собой скульптурную композицию из семи бетонных блоков, оформленных в виде «букв», которые сверху покрыты деревянными досками, благодаря чему их можно использовать как скамейки.
По словам Николая Ридного, идея возникла из стремления сблизить народ и власть. Взаимопомощь — что может быть естественней в отношениях между народом и властью?
Особое внимание привлекает акт «сидения». Глагол «сидеть» в русской культуре насыщен различными бытовыми, этическими и политическими смыслами, что придаёт взаимодействию горожан с арт-объектом господина Ридного двойственное, а порой даже провокационное значение.
Расположение букв относительно здания заксобрания тоже не случайно. Из окон кабинетов, откуда открывается вид на площадь, слово «Власть» воспринимается перевёрнутым вверх ногами. Автором задумано, что власть не должна воспринять себя как самодовольную; политика — это не самолюбование, а тяжелая работа и ответственность перед избирателями.
С другой стороны, для народа слово «власть» тоже не поддаётся простому чтению, так как его высота превышает человеческий рост. Чтобы увидеть композицию в целом, необходимо подняться на уровень власти, что без специальных технических средств невозможно. Таким образом, взаимопонимание народа и власти требует новой «оптики» восприятия.
Сразу после установки «Власти» у здания Законодательного собрания в соцсетях распространились слухи о том, что установка арт-объекта не была согласована с городскими властями, и что конструкции привезли ночью, после чего монтажные петли были срезаны, чтобы предотвратить их демонтаж чиновниками.
Эта версия вызвала живой интерес, но на самом деле арт-объект был установлен с одобрения как городской, так и краевой администрации, о чем были публикации на соответствующих ресурсах.
«Макдональдс» и точка!
Да, не удивляйтесь, открытие «Макдональдса» и влияние западной культы тоже можно отнести к «культурной революции» города.
Долгие годы жители Перми выражали недовольство по поводу отсутствия в городе ресторана «Макдональдс», а СМИ не уставали сообщать о планах компании открыть заведение, собирая миллионы просмотров. Однако ничего не менялось, пока в декабре 2011 года, накануне Нового года, «Мак» не открыл свои двери на первом этаже пермского ЦУМа. В настоящее время это событие воспринимается с иронией, но для имиджа города оно было действительно важным. Город с населением в миллион без «Икеи» еще мог считать себя в порядке, но отсутствие «Макдональдса» казалось почти позором. Неудивительно, что власти активно искали места для открытия ресторана, и первой начала работать над проектом, расположенным на объекте группы компаний «ЭКС», принадлежащей Олегу Чиркунову - экс-губернатору региона.
Однако, «отмена» добралась и до фаст-фуда. В июне 2022 года в Перми приостановили работу рестораны быстрого питания «Макдоналдс». С 8 августа того же года рестораны в Перми возобновляют свою работу после ребрендинга под новым названием «Вкусно – и точка».
Рестораны быстрого питания «Макдоналдс» закрылись в РФ в 2022 году. Американская компания продала бизнес в России.
Уличные сокровища
На центральных улицах Перми «культурной революции» тоже остались свои следы. Например, на улице Екатерининской, 60, вместо окон можно увидеть копии картин Пьеро делла Франчески, хотя часть из них затянута объявлениями. Другие стены, такие как сгоревшее здание на улице Пермской, исписаны надписями и рисунками. Прогуливаясь по улице Ленина, можно наткнуться на яркие произведения с арбузами и воронами, а рядом с Пермским педагогическим университетом – на радужные и абстрактные узоры.
Фестиваль «Длинные истории» (граффити-фестиваль), стартовавший в 2011 году, привнес в город новые краски. Художники превращали серые заборы в живые истории, однако к 2025 году большинство из них были убраны или закрашены. Сохранились лишь немногие, такие как забор, расписанный художницей Екатериной Казачинской.
Современные вызовы
Несмотря на текущие негативные тренды в отношении стрит-арта, в Перми все же продолжается развитие уличного искусства. Так, в феврале 2025 года было объявлено об открытии стрит-арт полигона «Динамика». Новое пространство разместится на паркинге кинотеатра «Кристалл», где сейчас находится региональный Молодежный центр. Площадь полигона составит около 1200 квадратных метров.
Однако, по словам художника идейного вдохновителя проекта Евгения Мальцева данный проект направлен на поддержку и развитие граффити-сообщества в позитивном контексте.
«Главная задача организаторов фестиваля – развитие граффити-сообщества в позитивном ключе и демонстрация жителям Перми, что уличное искусство – не всегда вандализм, но и сложное творчество, способное делать наш город ярче и красочнее», - поделился Евгений Мальцев для пермского портала ВКУРСЕ.РУ.