В этой статье я продолжу рассказ о своей срочной службе, которая закончилась вот уже 2 месяца назад. В предыдущей части я рассказывал о распределительном пункте, первом дне в армии, и отправку на КМБ.
Сегодня я расскажу о прохождении мною Курса Молодого Бойца, присяге, а также об основной деятельности большинства солдат - нарядах.
Несмотря на достоверность описываемых событий, в целях соблюдения законодательства о государственной тайне все упоминаемые сведения, которые могут относиться к охраняемым законом данным, считаются условными. Автор не несёт ответственности за возможное совпадение изложенной информации с секретными или закрытыми материалами.
Итак, в предыдущий раз мы остановились на том, что нас увезли из военной части в посёлке Баковка. Меня и моего товарища Калинина вёз один из контрактников на своей личной машине. Дорога заняла около часа. И довольно неприятно было осознавать, что часть, в которую нас привезли, находится где-то в глуши, очень далеко в лесу, ведь это означало, что родители сюда смогут приезжать нечасто.
Погода на улице была по-настоящему зимней. Было очень светло и снежно. Тем не менее, мы доехали. Контрактник сразу отвёл нас в одну из казарм, а сам ушёл. Эта казарма станет для нас основным местом обитания на ближайший месяц. Нас сразу отвели к уже одному из местных контрактников. Он нас снова прошмонал и немного рассказал о том, чего делать здесь точно не стоит. Фамилия его была Мехашенко.
Думаю, время рассказать поподробнее, куда меня занесло служить. Воинской частью, в которую нас привезли проходить КМБ, оказалась 60-я бригада управления 1-й гвардейской танковой Краснознамённой армии. А та часть в Одинцово, из которой нас привезли, оказалась штабом этой самой 1- танковой армии. Я, на тот момент, как человек, откровенно слабо разбиравшийся в структуре Вооружённых Сил, ещё не понимал, что вообще такое армия, штаб и так далее. Поэтому считаю нужным здесь написать небольшую памятку для читателей, которые тоже не разбираются в этом.
Сразу скажу, что для каждой должности назначается человек в определённом воинском звании. То - есть, чтобы, к примеру, стать командиром взвода, для начала необходимо получить звание лейтенанта.
Итак, пойдем в порядке возрастания:
Отделение - самое маленькое подразделение в армии. Оно включает в себя от 5 до 15 человек. Отделением обычно командует контрактник в звании от младшего сержанта, либо в некоторых случаях отделением может командовать опытный и подходящий для этого срочник.
Взвод - от 2 до 5 отделений. По штату, командир взвода - это должность лейтенантская. Но в наше, весьма напряжённое время, когда почти каждый офицер желает попасть на СВО, эту должность чаще всего занимают либо прапорщики, либо сержанты.
Рота - примерно 4-6 взводов. Рота чаще всего описывается как подразделение, включающее в себя 100+ человек. Однако, как минимум в случае со срочниками, такое бывает крайне редко. По факту 30-40 человек это уже рота. Командир роты - должность капитана, либо старшего лейтенанта. Однако, по уже сказанной мной причине, чаще всего штатные командиры роты в, собственно, роте не появляются вообще, а их должность занимают Временно исполняющие обязанности прапорщики, или, опять же, сержанты (как было у меня).
Батальон - включает в себя несколько рот. Командует батальоном обычно капитан, либо майор или подполковник. У каждого подразделения, начиная с батальона включительно, есть свой штаб. Начиная с батальона, подразделение может быть представлено как отдельная самостоятельная воинская часть.
Полк - состоит из нескольких батальонов. Как нетрудно догадаться из названия, командует полком, собственно, полковник.
Бригада/дивизия - 2 подразделения, которые сами по себе похожи. Разница только только в численности. Как бригада, так и дивизия это, как правило, несколько тысяч человек. Разница только в том, что дивизия больше бригады, как по количеству подразделений, так и, соответственно, по численности. Согласно штату, командовать бригадой должен полковник, а дивизией - генерал - майор.
Корпус - соединение, которое встречается нечасто. Обычно это несколько дивизий и командует корпусом генерал - лейтенант.
Армия - включает в себя корпуса, дивизии, бригады, полки и остальные нижестоящие подразделения. У каждой армии есть свой штаб. В этом штабе работают штатные начальники служб армии. Например, начальник службы войск армии, начальник МТО армии. На 2024 год сухопутные войска насчитывали 15 общевойсковых армий, 1 танковую армию (в которой я и служил) и 6 армейских корпусов. Командует армией обычно генерал. Либо это генерал - майор, либо, чаще всего, генерал - лейтенант. Однако, за всю службу штатного командующего армией я не видел ни разу. Зато за это время поменялось много временно исполняющих обязанности командующего армией. И все они были либо подполковниками, либо полковниками. О них я расскажу в последующих частях. Я пока я скажу лишь, что ВРиО командующего армией - это вершина пищевой цепи в месте постоянной дислокации штаба армии. Это человек, который контролирует всё, может приказать что угодно и кому угодно. Разумеется, за исключением штатного командующего армией и штатного начальника штаба армии.
Округ - территориальное разделение ВС. Всего на данный момент в России 5 военных округов. Командует военным округом генерал-полковник, либо генерал армии.
Думаю, достаточно просто объяснил. Добавлю ещё то, что есть должности, на которых военнослужащий командует подразделениями (будь то рота или батальон...), а есть должности, на которых он командует службами полка, дивизии, бригады... (начальник военной-политического отдела, начальник оперативного отдела...)
Итак, после шмона мы пошли выбирать себе койки. Мы кое-как расположились на кроватях и обосновались. Не прошло и часа, как я уже увидел, как кто-то, хоть в шутку, но уже начал драться. Это, конечно, тоже повлияло на атмосферу.
Вскоре нас рассадили на центральном проходе и сказали переписывать статьи из устава и учить их. Ранее я рассказывал, что перед отправкой в армию некоторые статьи из устава и понятия лучше выучить наизусть, чтобы на самой службе было не так тяжело. Я заучил всё, что посчитал нужным, поэтому проблем с проверкой этих понятий у мени никогда не было. Но сейчас сказали лишь переписать обязанности солдата - матроса и дневального по роте. Позже ещё целой роте раздали листы с 13 и 14 статьёй о применении оружия. Эти статьи я уже не знал (кстати, их так ни разу и не спросят). Эти статьи необходимо знать для заступления караул, в который я не заступал, так как для КМБ такого наряда не было.
Стоит сказать, что КМБ таковым никто не называл. А назывались мы ротой молодого пополнения, или РМП. Эти 3 буквы я буду вспоминать всю службу, поэтому их стоит запомнить.
Кроме знакомства с сослуживцами и здешними командирами особо интересного в этот день не произошло. Разве что, за исключением вечера. Перед вечерней поверкой сержант, который остался ответственным в тот день, решил с нами немного поиграть. Он поставил роте условие - если мы не успеем построиться, пока он ест бургер, то мы будем приседать братским хватом 500 раз. И несмотря на то, что построиться мы явно успели, приседать нас всё равно заставили. Ноги после такого мероприятия болели не один день. Благо, после этого сразу же наступил отбой. В ту ночь я понял, насколько же дорог солдату сон. Тогда отбой мне показался самым настоящим праздником.
И как же было неприятно утром осознавать, что этот праздник закончился. Но команда "Подъём" прозвучала не в 6 утра, как положено, а в 4:30 утра. Нас сразу же повели брать лопаты и чистить плац от снега. Плац, который был совсем не маленький. Где-то с половину футбольного поля. Надо ли говорить, насколько же неприятным было подобное утро.
В первые дни службы начала давать знать о себе невыносимая жажда. Ибо о том, где попить обычной питьевой воды, я ещё не знал. Именно поэтому я не нашёл решения лучше, чем съесть пару горстей снега. Я знал, что из-за этого потом могут быть проблемы с животом, но тогда я понадеялся на везение, ибо жажда была ужасная.
Весь последующий день мы либо выходили чистить снег где-то, либо учили статьи из устава. И надо сказать, что второе мне нравилось явно больше, ведь почти всё, что нам давали учить я уже знал на зубок и просто сидел и отдыхал как мог. Многие говорили, что лучше ходить на рабочки, якобы потому что время так идёт намного быстрее, но я с этим был не согласен. Долбить лёд и кидать снег по 3-5 часов без воды и отдыха мне казалось совсем не привлекательным.
Наряд
Хотя формально я не имел права заступать в наряд, пока я не принёс присягу, фактически наряды на РМП были. Вернее, один наряд. Наряд по роте. Он состоял из 2 дневальный и одного дежурного по роте. И так как я знал обязанности дневального, то заступать хотелось именно им. Плюс я тогда не хотел брать на себя слишком большую ответственность. Хочу сказать, что наряды были самой тяжёлой частью РМП. И сейчас я подробно расскажу, почему.
Наряд начинался в 18 часов вечера с развода. Развод - это такое построение всего новосуточного наряда всей части. На нём дежурный по части (главный над всеми нарядами) и его помощник должны проверять внешний вид военнослужащих, знание обязанностей наряда и другие аспекты, однако на деле жёсткость проверки зависела от того, какой именно офицер заступил дежурным по части (ДЧ). Иногда попадались добрые ДЧ, а иногда и не очень. Но это относится скорее к моей службе в Баковке, так как в этой части я офицеров не знал.
На бумаге обязанностей у дневального довольно много, но на деле главные его заботы это правильно подавать команды, когда в расположение входят командиры и постоянно поддерживать порядок на этаже. И поначалу было довольно сложно запомнить, кому какую команду надо подавать. Вернее, даже не запомнить, а понять, ибо этого мне нормально так никто и не объяснил. Единственная информация, которая у меня была, это лишь наблюдения старосуточного наряда, которые сами то заступали 2 или 3 раз. И первую свою команду я подал, конечно же, неправильно. В своё оправдание могу сказать, что мне выпала довольно сложная для духа ситуация. В расположение зашёл и нынешний ВРиО командира роты и ответственный в тот день контрактник. Не помню точно, что я тогда скомандовал, но контрактник на меня кричал. Конечно, к концу РМП я уже примерно понимал, кому какую команду подавать, но в первые дни службы это довольно трудная задача.
Но самая трудная часть наряда наступала ночью. Сначала надо было решить с напарником, кто пойдет отбиваться (спать) первым. Тогда решили, что это буду я. Минус отбиваться первым был в том, что чтобы пойти спать, сначала надо было убрать в одиночку вообще всё расположение. Однако, в таком случае можно было не ждать прихода ДЧ, который мог прийти с проверкой. Уборка всего расположения занимала минимум полчаса. А в тот день ещё и какая-то труба в туалете начала протекать, поэтому все мои попытки навести там чистоту были напрасными. Я тогда ещё не знал, что где-то там есть течь. Ближе к ночи у меня начала сильно болеть горло и начался сильный кашель, который и не думал прекращаться. Контрактник не давал мне отбиться, пока в расположении не будет полностью чисто. В итоге на уборку у меня ушло 2 часа при том, что спать всего было положено 4 часа. Соответственно, спать мне оставалось всего 2 часа. На этом я ушёл спать. Сон тогда мне показался каким-то подарком свыше. Когда я пытался заснуть, о себе дала знать ещё одна проблема: в казарме ночью было ужасно холодно. При этом раздеваться и ложиться под одеяло было запрещено. Долго не получилось уснуть, так как кашель не прекращался.
Было ощущение, что я прикрыл глаза лишь на секунду, как меня тут же разбудили. Пора было идти менять дневального. Даже не описать, насколько тяжело было вставать в ужасный холод, зная, что тебе сейчас 4 часа подряд надо будет стоять и мёрзнуть. И ещё при этом тебя одолевает ужасная сонливость. К дополнение ко всему перечисленному, у тебя очень сильный кашель и температура. Это было просто ужасно. И так было практически каждый наряд на РМП, а за месяц их всего было 5. Временами, когда вроде бы везде было тихо, и никаких неожиданных появлений не предвиделось, я всё-таки садился на корточки и прикрывал глаза. За этим занятием я ни разу не попался. Но когда я просыпался и вставал, я буквально не чувствовал одну ногу, ибо я её отсидел. Я реально не мог ходить какое-то время после такого. Буквально хочешь опереться на ногу и падаешь, потому что ты её не чувствуешь.
Немного проще становилось с подъёмом, когда посыпался второй дневальный и менял тебя. Но если ночь прошла без происшествий, то до конца наряда оставалось совсем немного. Оставшуюся часть наряда надо было просто поддерживать порядок и правильно подавать команды. И какое же было облегчение, когда новосуточный наряд возвращался с развода и менял тебя. Это было небольшое облегчение, но мысли о грядущем отбое и нормальном 8-часовом сне грели душу.
В целом, так проходило всё моё РМП. Я ходил на рабочку, раз в 4-5 дней заступая в наряд.
В следующей статье я расскажу о встрече нового года в армии, присяге и возвращении в штаб армии в Баковке.