Найти в Дзене

Впечатления о выставке "Город и промысел: встреча в Казани"

Выставка проходит в Москве, в музее-заповеднике "Царицыно" до 30 марта 2025 г. Впечатления самые приятные. Пространство гостеприимное.

Оформлена выставка так, как будто приходишь в гости к хозяевам, которые стремятся как можно больше о себе рассказать и показать. Здесь можно познакомиться с традиционным искусством поволжских татар и "побывать" в Казани рубежа XIX–XX веков.

При входе в первый зал открывается портал в "Сады Вечности». Это арт-объект в виде огромных войлочных «ворот города», который специально к выставке подготовила художница по текстилю, живописец и график Альфия Ильясова. Она использовала почти забытую технику тюркских народов ручного войлоковаляния. Крупными цветами привлекает традиционная вышивка в «ушковой» технике, использован старинный метод крашения нитей плодами и листьями рябины, марены, крапивы, чистотела и других растений. Панно остается в коллекции музея "Царицыно".

Альфия Ильясова. Войлочное панно (портала) «Сады Вечности». Россия, Республика Татарстан. 2024.
Альфия Ильясова. Войлочное панно (портала) «Сады Вечности». Россия, Республика Татарстан. 2024.

С интересом узнаем, что сначала, основные татарские промыслы развивались в деревнях, но со временем переместились в города, в первую очередь, в столицу-Казань. Кожаная мозаика и вышивка - из кустарного производства превратились в художественную промышленность; ювелирное дело стало авторским искусством. Ткачество осталось частью деревенского уклада: традиционные тканые полотенца закупались горожанами только для праздников, а все прочие потребности закрывали привозные ткани в городских лавках.

Что касается традиционной вышивки, то восхитили казанские полотенца, вышитые в конце XIX века шелком и золотыми нитями тамбурным швом .

В марте на выставке будут проводиться мастер-классы по вышивке. Тамбурный шов.
В марте на выставке будут проводиться мастер-классы по вышивке. Тамбурный шов.

Большинство жителей татарской городской общины (махалля) были родом из деревни. С детства они впитывали национальные традиции, находясь в окружении бытовых вещей и семейного уклада. Татарский дом был весь, как бы укутан тканями. Так выглядели уютные уголки дома, которые можно наглядно представить на выставке.

Все великолепие было соткано и вышито в доме самой хозяйкой. Уже в первой половине XIX века татары шили одежду из покупных тканей, но пестрядь и домотканину все еще использовали для украшения дома. В каждом доме был ткацкий станок.

-6

Заинтересовала ушковая техника вышивки. Она была характерна для казанских татар, у других народов Среднего Поволжья и Приуралья не встречается. С помощью шёлковых лент, которые сворачиваются в виде лепестков -"ушек" и выкладываются от центра к краю, создаются рельефные цветочные композиции, состоящих из астр, георгин, хризантем.

-7

Усики, завиточки, бутончики дополнялись вышивкой канителью, жемчугом.  Техника трудоемкая, изделия получались дорогие. К концу XIX ушковая техника перестает применяться, так как не имеет промыслового значения.

Возрожденная вышивка.
Возрожденная вышивка.

В татарской вышивке используется золотное шитье, «ушковая» техника, вышивка бисером, крученым шнуром, тамбурный шом.

-9

Женской головной убор - калфак (вот откуда привычное слово-колпак!) особенно богато украшался вышивкой. Мягкий калфак, который, как мешочек, надевали на косы и закрывали волосы - характерен для казанских татар. Мог быть длиной до 50-70 см и свешивался набок.

Постепенно калфак превратился в маленькую шапочку-наколку, закрепленную на прическе.

Вышивкой украшались не только женские головные уборы калфаки, но и мужские тюбитейки.

Вышивались подзоры на покрывалах, предметы женского костюма – фартуки, нагрудники-кукрякче.  Наиболее ранние образцы относятся к середине XIX века.

Возрождение традиций.
Возрождение традиций.

Богатство в татарском обществе не порицалось, а поощрялось и подчеркивалось. Наряды и украшения женщин семьи должны были быть самыми дорогими и заметными. Большое внимание уделяли внешней красоте. Красота во всех проявлениях была очень важна!

-14

Дорогие привозные ткани, ценные меха, отделка лебяжьим пухом, вышивка, драгоценности изящной работы - все это важные показатели успешности главы семьи.

Парчу, шелк и атлас привозили из Персии и Китая, но лучшие ювелирные украшения делали в Казани. Отсюда они распространялись по всей России. В городе было множество ювелирных лавок и артелей. Но основные секреты мастерства держались в секрете и передавались по наследству. Это помогало пронести через столетия традиционные формы и филигранное качество. Требования городской моды заставляли мастеров-ювелиров балансировать между традицией и тенденциями, превращая ремесленников в художников.

-17

Ещё один из предметов национальной гордости - татарские сапоги "казанской работы". Они, как вторая кожа должны сидеть на ноге. Яркие, сплошь покрытые орнаментом.

-18

Постепенно домашнее сапожное ремесло сменилось на мануфактурное. Закройщики были самыми ценными работниками. Они выкраивали детали обуви и мозаики. Заготовки развозили по селам Заказанья и раздавали в работу артелям вышивальщиц, которые особым казанским швов соединяли детали.

-19

Богатейшие купцы Казани торговали кожами и изделиями из нее. Узорные сапоги и туфли Галеева получали награды на Международных промышленных выставках. Традиции обувного дела продолжились и в советское время. Но знатоки утверждали, что это было уже не то...

О развитии науки и образования рассказывает раздел выставки "Знание". "Кто стремится к знаниям, к тому стремится рай" - приведено изречение пророка Мухаммеда. Система медресе, основанная на изучении священных для масульман текстов, появилась в Поволжье еще в период Волжской Булгарии и менялась редко. Возникающие новометодные медресе предлагали изучать математику, экономику, русский язык и др. Уважение к знаниям, книге распространялось в обществе благодаря налаженному издательскому делу. Книги были недороги и доступны. Казанский университет, гимназии и училища способствовали повышению уровня грамотности и образования среди населения. В меняющемся мире прогрессивное образование давало шанс на успех - и торговая буржуазия поддерживала реформу образования, отправляя своих детей учиться в новометодные школы.

-21

Завершается выставка приятным отдыхом в зоне рекреации. Здесь можно присесть за стол, выбрать листок в узором и раскрасить его цветными карандашами.

-22

Желающих было предостаточно. Многие взрослые с увлечением раскрашивали татарские узоры, превращая своё творчество в самые разнообразные композиции.

Программа событий и мое творчество.
Программа событий и мое творчество.

В завершении можно было поучаствовать в мультимедийной проекте-инсталляции студии Gonzo: Research&Art.

Сначала я подумала, что это не для меня. Потом прочитала предложение выбрать наклейку и описать ту мысль, которая придет в голову. И это оказалось увлекательно!

-25

Вот, что из этого получилось: "Ученье-свет. Свет помогает выйти из тьмы". Вот такой экспромт )

-26

В марте будут проходить мастер-классы по вышивке.

Мастерская вышивки: ушковая аппликация

Выставка работает до 30 марта 2025. Третья неделя месяца, а точнее среда 12 марта- бесплатный день посещения музея-заповедника "Царицыно".

Приходите, здесь много интересного!