Выставка проходит в Москве, в музее-заповеднике "Царицыно" до 30 марта 2025 г. Впечатления самые приятные. Пространство гостеприимное.
Оформлена выставка так, как будто приходишь в гости к хозяевам, которые стремятся как можно больше о себе рассказать и показать. Здесь можно познакомиться с традиционным искусством поволжских татар и "побывать" в Казани рубежа XIX–XX веков.
При входе в первый зал открывается портал в "Сады Вечности». Это арт-объект в виде огромных войлочных «ворот города», который специально к выставке подготовила художница по текстилю, живописец и график Альфия Ильясова. Она использовала почти забытую технику тюркских народов ручного войлоковаляния. Крупными цветами привлекает традиционная вышивка в «ушковой» технике, использован старинный метод крашения нитей плодами и листьями рябины, марены, крапивы, чистотела и других растений. Панно остается в коллекции музея "Царицыно".
С интересом узнаем, что сначала, основные татарские промыслы развивались в деревнях, но со временем переместились в города, в первую очередь, в столицу-Казань. Кожаная мозаика и вышивка - из кустарного производства превратились в художественную промышленность; ювелирное дело стало авторским искусством. Ткачество осталось частью деревенского уклада: традиционные тканые полотенца закупались горожанами только для праздников, а все прочие потребности закрывали привозные ткани в городских лавках.
Что касается традиционной вышивки, то восхитили казанские полотенца, вышитые в конце XIX века шелком и золотыми нитями тамбурным швом .
Большинство жителей татарской городской общины (махалля) были родом из деревни. С детства они впитывали национальные традиции, находясь в окружении бытовых вещей и семейного уклада. Татарский дом был весь, как бы укутан тканями. Так выглядели уютные уголки дома, которые можно наглядно представить на выставке.
Все великолепие было соткано и вышито в доме самой хозяйкой. Уже в первой половине XIX века татары шили одежду из покупных тканей, но пестрядь и домотканину все еще использовали для украшения дома. В каждом доме был ткацкий станок.
Заинтересовала ушковая техника вышивки. Она была характерна для казанских татар, у других народов Среднего Поволжья и Приуралья не встречается. С помощью шёлковых лент, которые сворачиваются в виде лепестков -"ушек" и выкладываются от центра к краю, создаются рельефные цветочные композиции, состоящих из астр, георгин, хризантем.
Усики, завиточки, бутончики дополнялись вышивкой канителью, жемчугом. Техника трудоемкая, изделия получались дорогие. К концу XIX ушковая техника перестает применяться, так как не имеет промыслового значения.
В татарской вышивке используется золотное шитье, «ушковая» техника, вышивка бисером, крученым шнуром, тамбурный шом.
Женской головной убор - калфак (вот откуда привычное слово-колпак!) особенно богато украшался вышивкой. Мягкий калфак, который, как мешочек, надевали на косы и закрывали волосы - характерен для казанских татар. Мог быть длиной до 50-70 см и свешивался набок.
Постепенно калфак превратился в маленькую шапочку-наколку, закрепленную на прическе.
Вышивкой украшались не только женские головные уборы калфаки, но и мужские тюбитейки.
Вышивались подзоры на покрывалах, предметы женского костюма – фартуки, нагрудники-кукрякче. Наиболее ранние образцы относятся к середине XIX века.
Богатство в татарском обществе не порицалось, а поощрялось и подчеркивалось. Наряды и украшения женщин семьи должны были быть самыми дорогими и заметными. Большое внимание уделяли внешней красоте. Красота во всех проявлениях была очень важна!
Дорогие привозные ткани, ценные меха, отделка лебяжьим пухом, вышивка, драгоценности изящной работы - все это важные показатели успешности главы семьи.
Парчу, шелк и атлас привозили из Персии и Китая, но лучшие ювелирные украшения делали в Казани. Отсюда они распространялись по всей России. В городе было множество ювелирных лавок и артелей. Но основные секреты мастерства держались в секрете и передавались по наследству. Это помогало пронести через столетия традиционные формы и филигранное качество. Требования городской моды заставляли мастеров-ювелиров балансировать между традицией и тенденциями, превращая ремесленников в художников.
Ещё один из предметов национальной гордости - татарские сапоги "казанской работы". Они, как вторая кожа должны сидеть на ноге. Яркие, сплошь покрытые орнаментом.
Постепенно домашнее сапожное ремесло сменилось на мануфактурное. Закройщики были самыми ценными работниками. Они выкраивали детали обуви и мозаики. Заготовки развозили по селам Заказанья и раздавали в работу артелям вышивальщиц, которые особым казанским швов соединяли детали.
Богатейшие купцы Казани торговали кожами и изделиями из нее. Узорные сапоги и туфли Галеева получали награды на Международных промышленных выставках. Традиции обувного дела продолжились и в советское время. Но знатоки утверждали, что это было уже не то...
О развитии науки и образования рассказывает раздел выставки "Знание". "Кто стремится к знаниям, к тому стремится рай" - приведено изречение пророка Мухаммеда. Система медресе, основанная на изучении священных для масульман текстов, появилась в Поволжье еще в период Волжской Булгарии и менялась редко. Возникающие новометодные медресе предлагали изучать математику, экономику, русский язык и др. Уважение к знаниям, книге распространялось в обществе благодаря налаженному издательскому делу. Книги были недороги и доступны. Казанский университет, гимназии и училища способствовали повышению уровня грамотности и образования среди населения. В меняющемся мире прогрессивное образование давало шанс на успех - и торговая буржуазия поддерживала реформу образования, отправляя своих детей учиться в новометодные школы.
Завершается выставка приятным отдыхом в зоне рекреации. Здесь можно присесть за стол, выбрать листок в узором и раскрасить его цветными карандашами.
Желающих было предостаточно. Многие взрослые с увлечением раскрашивали татарские узоры, превращая своё творчество в самые разнообразные композиции.
В завершении можно было поучаствовать в мультимедийной проекте-инсталляции студии Gonzo: Research&Art.
Сначала я подумала, что это не для меня. Потом прочитала предложение выбрать наклейку и описать ту мысль, которая придет в голову. И это оказалось увлекательно!
Вот, что из этого получилось: "Ученье-свет. Свет помогает выйти из тьмы". Вот такой экспромт )
В марте будут проходить мастер-классы по вышивке.
Выставка работает до 30 марта 2025. Третья неделя месяца, а точнее среда 12 марта- бесплатный день посещения музея-заповедника "Царицыно".
Приходите, здесь много интересного!