Найти в Дзене
От Питера до…

До Козьей Горы и обратно

Где: Ленинградская область д. Пенино - д. Кошелевичи - д. Козья Гора - д. Лесище - д. Осьмино Как добраться: на машине Однажды я решила проехать вокруг озера Самро и побывать во всех действующих и заброшенных церквях, коих в тех местах великое множество. За одну поездку объять необъятное не удалось, пришлось вернуться спустя год. И вот что получилось. 1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино Где: Деревня Пенино, Сланцевский р-н, Ленинградская область Координаты: 59.011323, 28.869059 Пенино - старинная деревня, что неудивительно, ведь она стоит на берегу большого водоема - одноименного озера. Первое упоминание о Пенино встречается в писцовых книгах Шелонской пятины 1498 года, как погост Кошелевский Пенинский на озере Пенинском в Сумерском погосте Новгородского уезда. Погостом и тогда, и теперь называют кладбище. А если было кладбище, значит была и церковь. Но каменный храм, который стоит в деревне сегодня, построили немного в стороне от места, где стояла древняя деревянная ц

Где: Ленинградская область д. Пенино - д. Кошелевичи - д. Козья Гора - д. Лесище - д. Осьмино

Как добраться: на машине

Народная скульптура в деревне Осьмино
Народная скульптура в деревне Осьмино

Однажды я решила проехать вокруг озера Самро и побывать во всех действующих и заброшенных церквях, коих в тех местах великое множество. За одну поездку объять необъятное не удалось, пришлось вернуться спустя год. И вот что получилось.

1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино

Где: Деревня Пенино, Сланцевский р-н, Ленинградская область

Координаты: 59.011323, 28.869059

-2

Пенино - старинная деревня, что неудивительно, ведь она стоит на берегу большого водоема - одноименного озера. Первое упоминание о Пенино встречается в писцовых книгах Шелонской пятины 1498 года, как погост Кошелевский Пенинский на озере Пенинском в Сумерском погосте Новгородского уезда.

-3

Погостом и тогда, и теперь называют кладбище. А если было кладбище, значит была и церковь. Но каменный храм, который стоит в деревне сегодня, построили немного в стороне от места, где стояла древняя деревянная церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино действующая, хорошо выглядит, внутри проведены неплохие и недешевые ремонтные работы.

Снаружи тоже ведется реставрация.

-5

Очевидно, у храма хорошие попечители и спонсоры. Что интересно, с внимательного попечителя и щедрого жертвователя и началась его история.

Семен Гаврилович Гаврилов (1831 - 1908 гг). Фото отсюда: pravoslavie.ru
Семен Гаврилович Гаврилов (1831 - 1908 гг). Фото отсюда: pravoslavie.ru

В 1880-х гг. купец второй гильдии и церковный староста Семен Гаврилович Гаврилов вместе с прихожанами церкви в Пенино решили построить в деревне новый каменный храм. На строительство было потрачено 155 тысяч рублей, из них 68 тысяч выделил Семен Гаврилович лично.

-7

Семен Гаврилович был не только богатым, но и весьма влиятельным человеком. Именно благодаря его стараниям за возведение храма взялся знаменитый архитектор Николай Никитич Никонов.

Вот некоторые храмы авторства Н.Н. Никонова:

В освящении храма в 1900 году принимал участие сам Иоанн Кронштадтский, которого с Гдовским уездом (к нему на рубеже веков относилось Пенино) связывали кроме прочего еще и родственные узы - его жена Елизавета Константиновна Сергиева была отсюда родом.

Фото отсюда: https://altai.rusidea.org/архиепископ-никанор-бровкович-и-к-н-л/
Фото отсюда: https://altai.rusidea.org/архиепископ-никанор-бровкович-и-к-н-л/

Кроме того, Семен Гаврилович сумел добиться причисления крестьян его родной деревни Ожево к приходу нового храма в Пенино, чтобы им не приходилось ходить пешком в дальнюю церковь в деревне Рель. На самом деле, если посмотреть на карту, расстояния до Рели и Пенино примерно одинаковое, но видимо преуспевающий купец хотел, чтобы жители Ожево ходили именно в его храм.

Семен Гаврилович не просто вложился в новую церковь, но много лет был церковным старостой.

Изображение отсюда: https://slan1934.livejournal.com/275479.html?ysclid=mi75tjxo5433946784
Изображение отсюда: https://slan1934.livejournal.com/275479.html?ysclid=mi75tjxo5433946784

Таким был Рождественский храм в Пенино до Революции:

Для небольшой деревни Гдовского уезда появление такого монументального и богато украшенного храма - событие поистине небывалого масштаба.

Такими были интерьеры храма в 1941 году:

Фото отсюда: https://sobory.ru/photo/360763
Фото отсюда: https://sobory.ru/photo/360763

До 1930- х гг. Рождественская церковь в Пенино действовала. В 1930-х ее закрыли. Богослужения ненадолго возобновлялись в годы немецкой оккупации.

-14

По окончании Великой Отечественной войны церковь снова закрыли. Иконостас перенесли в Крестовоздвиженскую церковь села Ополье.

Храм Воздвижения Креста Господня (Ополье). Фото: Википедия.
Храм Воздвижения Креста Господня (Ополье). Фото: Википедия.

После войны в церковных домах разместили школу-интернат. В доме священника работали клуб и кинотеатр.

С 2010-х гг. церковь действует и восстанавливается усилиями в том числе трудных подростков из православных молодежных лагерей и центра Василия Великого.

-16

Семена Гавриловича до сих пор помнят в Пенино. И его могила - первое, что вы увидите, подходя к храму.

-17

2. Часовня Параскевы Пятницы.

Где: Деревня Пенино, Сланцевский р-н, Ленинградская область

Координаты: 59.009337, 28.868985

Буквально в двух шагах от Рождественской церкви на святом источнике стоит старинная часовня Параскевы Пятницы.

-18

Часовня была построена в 1901 году.

-19

Стоит на святом источнике.

-20

Тут же имеется благоустроенная купель:

-21

Часовня красивая, скромная и какая-то воздушная.

От часовни можно дойти до озера Пенино. Берега озера болотистые, заросшие камышом, идти нужно по мосткам.

Но вид того стоит!

-24

На этом достопримечательности Пенино закончились, а я поехала в Кошелевичи.

3. Кошелевичи. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы.

Где: Деревня Кошелевичи, Сланцевский р-н, Ленинградская область

Координаты: 59.017369, 28.828680

-25

То, что часовня в Кошелевичах и храм в Пенино освящены в честь Рождества Пресвятой Богородицы не совпадение и не случайность.

Купец из деревни Кошелевичи Федор Яковлевич Федосеев был близким знакомым Семена Гавриловича Гаврилова, правда, его фотографий, информации о годах жизни и о том, как удалось ему сколотить свое состояние история нам не сохранила. Известно, однако, что Федосеев принимал деятельное участие в строительства храма в Пенино и даже входил в строительную комиссию.

Как уже было сказано выше, Иоанн Кронштадский прибыл в Пенино в 1900 году для освящения Рождественской церкви. А останавливался он как раз в доме купца Федосеева. Больше того: дом купца Федосеева и Рождественская часовня в Кошелевичах были выстроены специально для встречи Иоанна Кронштадтского.

Так сегодня выглядит часовня.

-26

А так выглядит купеческий дом.

Хочется верить, что у дома купца Федосеева счастливая судьба - его выкупили у государства неравнодушные люди и теперь занимаются бережной реставрацией. Следить за ходом работ и новостями Усадьбы "Кошелевичи" все желающие могут на этой странице ВКонтакте.

Вполне возможно, что к строительству часовни и дома приложили руку те же мастера, что строили храм в Пенино. В архитектурных решениях этих сооружений явственно просматриваются общие черты.

-28

К сожалению, сегодня часовня совершенно разорена. Никаких фотографий ее первоначального облика не сохранилось.

Когда и как закончил свои дни Федор Яковлевич - неизвестно. Но есть информация о его потомках. Его дочь или невестка Прасковья Федоровна проживала в Кошелевичах и после прихода к власти Советов. С 1910 года она была вдовой, жила с двумя малолетними детьми: дочерью Анной 1905 г.р. и сыном Сергеем 1906 г.р. Прасковью Федоровну новая власть считала кулаком и лишила избирательного права.

"...с тех пор, как она сама пишет «осталась без всяких средств к жизни и непрерывно жила в этой деревне и обрабатывала землю».
О ее проживании в Кошелевичах мы знаем из архивных документов - Дело №39 «На лишенных избирательных прав», начатое 10 апреля 1931 года и завершенное 29 апреля 1931 года. Особая тройка по довыявлению кулацких хозяйств обнаруживает в семействе Федосеевых, состоящей из трех человек, один из которых трудоспособный (Прасковья Федоровна) следующие источники дохода:
1. Пашня - 252 руб
2. Покоса - 82 руб
3. Коров - 300 руб
4. Лошадей - 32 руб
5. Овец - 9 руб
6. Заработок - 600 руб
7. Доход с огорода - 1500 руб
А также приписка - «бывший арендатор мельницы и эксплуататор чужого труда до 1929 года. Живет на источники [дохода], оставшиеся после использования мельницы».
На основании этого, тройка постановила обложить гражданку Федосееву индивидуальным налогом - всего 3494 рубля 07 копеек. Хотя до этого она оплачивала сельхозналог в сумме 30 руб в год (за 1929-1930 год), а раньше еще меньше. При общем годовом доходе семьи в 2775 рублей сумма индивидуального налога оказывается непосильной.
В ответ на это Прасковья Федосеева пишет жалобу, где подробно описывает свою жизненную ситуацию и просит к ней индивидуальный налог не применять, как совершенно «неправильный и незаконный». На фото можно почитать, составленную жалобу, а я кратко перескажу:
Прасковья Федоровна опровергает факт владения мельницей и получения от нее дохода и прилагает доверенность на управление мельницей. Оказывается, что мельницу в дер. Чутка Старопольского РИКа арендовал ее шурин (муж сестры), внезапно арестованный в 1926 году в день смерти сестры и увезенный прямо с кладбища. Так как мельница осталась без всякого присмотра Прасковья Федосеева по доверенности приняла ее на себя, а через год ее забрали по суду и передали в аренду другому лицу.
Также в жалобе описан факт несправедливой оценки стоимости имущества, когда постройка (возможно речь именно о нашем доме) оцененная Госстрахом в 4000 руб, сельсоветом была оценена в 200 руб. Таким образом Прасковья Федосеева оказалась не просто разорена, но еще и должна государству.
Протестный документ составлен очень грамотно, логично - однако Постановлением РНК в жалобе о снятии индивидуального налога гражданке Федосеевой было решено - Отказать.
После лишения всего имущества и средств к существованию семья Федосеевых вынуждена была покинуть родные места. Судя по всему они уезжают в Ленинград. На сайтах-базах, посвященных периоду ВОВ мы нашли сведения о том, что Прасковья Федосеева погибла в блокаду в 1942 году. Сын Сергей, призванный в ряды Красной Армии также погиб и захоронен в Колпино, именно в списках погибших мы узнали адрес матери, куда была направлена похоронка - Социалистическая улица, дом 3, кв. 3 (дом на фото).
Про дочь Федосееву Анну Михайловну пока ничего не известно - следы ее затерялись".

Информация из группы ВКонтакте "Усадьба Кошелевичи".

Дело на лишенных избирательного права Федосеевых Прасковью Федоровну и ее детей Сергея и Анну. Изображение отсюда: https://vk.com/koshelevi4i?w=wall-229759611_49&z=photo161435215_457245018%2Fwall-229759611_49
Дело на лишенных избирательного права Федосеевых Прасковью Федоровну и ее детей Сергея и Анну. Изображение отсюда: https://vk.com/koshelevi4i?w=wall-229759611_49&z=photo161435215_457245018%2Fwall-229759611_49

Следующим пунктом моего путешествия стала деревня под забавным названием Козья Гора.

4. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Козьей Горе

Где: деревня Козья Гора, Сланцевский р-н, Ленинградская область

Координаты: 59.010031, 28.776895

-31

Название деревни происходит, по одной версии, от оленей или лесных коз, что паслись на возвышенности. По другой версии, козья гора - это нива на горе, в местных диалектах "коза" и "нива" - синонимы.

-32

Появлению церкви в Козьей Горе поспособствовало строительство храма в Пенино, о котором было рассказано выше.

-33

Через два года после освящения Пенинского храма в деревне Поречье, что недалеко от Пенино, местной уроженкой Марией Андреевной Кудрявцевой была основана женская община. Создание общины поддержал и Иоанн Кронштадтский. Для поречской общины в течение четырех лет с 1904 по 1908 годы в местности Козья гора был возведен каменный храм, освященный во имя Покрова Божией Матери. Таким он был в 1941 году.

Фото отсюда: https://sobory.ru/photo/376499
Фото отсюда: https://sobory.ru/photo/376499

Мария Андреевна Кудрявцева приняла монашеский постриг и стала первой настоятельницей общины.

-35

Община получила статус монастыря только в 1919 году. В 1920-х годах в монастыре жили около 20 сестер. Духовником обители был священник храма в Пенино Василий Добронравин.

-36

Чтобы сохранить общину сестры создали в монастыре трудовую артель, они платили налоги и производили сельхозпродукцию. Сестрам сочувствовали местные жители, помогали им деньгами и продуктами. Но несмотря ни на что артель закрыли в 1929 году. В 1930-х годах многих сестер арестовали и выслали в Сибирь и Казахстан. В 1940-х - 1950-х годах некоторым из них удалось вернуться. К этому времени Покровский храм стал приходским. Вернувшиеся сестры жили вблизи бывшей обители до 1970-х годов. Погребены они на монастырском кладбище при Покровском храме.

-37

В 1937 году церковь закрыли, но в 1942 году богослужения были возобновлены.

Отдельно необходимо рассказать об отце Алексии Кибардине, чьими усилиями церковь в Козьей горе уцелела в годы войны и с 1942 года является действующим храмом.

Алексей Алексеевич Кибардин (1882 - 1964)
Алексей Алексеевич Кибардин (1882 - 1964)

Отец Алексий, духовник прп. Серафима Вырицкого, известный в церковных кругах, знакомый лично с царской семьей, до 1942 года жил в Пушкине. Он остался в оккупированном городе, так как его жена тяжело болела и были прикована к постели. Немцы позволили ему остаться, но выселили из дома. В начале 1942 года жить в Пушкине стало уже совершенно невозможно и батюшка с трудом получил у коменданта разрешение на выезд. Проскитавшись несколько месяцев по деревням Гатчинского и Осьминского районов отец Алексий получил приглашение служить в Покровской церкви в Козьей горе. Приглашение он принял.

Отец Алексий активно сотрудничал с партизанами, которых в Осьминском районе было очень много, помогал им продуктами, деньгами, вещами.

Командир партизанского отряда И.В. Скурдинский (после войны председатель Осьминского райисполкома) и комиссар И.В. Ковалев (в конце 1940-х - 1950-х гг. секретарь Осьминского райкома партии) хорошо знали отца Алексия. Советские войска освободили Козью гору от фашистских захватчиков в конце 1943 года. За три месяца до того между отцом Алексием и партизанами состоялся примерно такой диалог:

"Ты знаешь, что делается по ту сторону фронта?
- Не имею никаких сведений.
- В Москве теперь имеется Патриарх, храмы открыты. Для тебя, отец, эти вести, конечно, интересны. За то, что ты помогал нам, не отказывал, Родина тебя не забудет".

Цитата отсюда.

Батюшка отказался эвакуироваться в Германию и даже смог убедить карательный отряд не трогать церковь. Храм уцелел, а больницу, амбулаторию, МТС и несколько жилых домов немцы сожгли.

Отец Алексий служил в Козьей горе до 1945 года, потом служил в храме в Вырице вместе с Серафимом Вырицким. В 1950 году был арестован и осужден на 25 лет лагерей по статье 58-1а-1б УК РСФСР. Одним из отягчающих обстоятельств было личное знакомство с царской семьей. После смерти Сталина попал под амнистию, срок был сокращен, отец Алексий вернулся в Вырицу, где служил до конца жизни в 1964 году.

А Покровская церковь с 1942 года не закрывалась.

-39

Интерьеры храма сегодня выглядят так:

Церковь сегодня популярна. Когда я приехала в Козью гору, от церкви отъезжали 2 автобуса с паломниками.

-41

Следующим пунктом на моем маршруте была часовня в деревне Лесище.

5. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы в Лесище

Где: деревня Лесище, Сланцевский р-н, Ленинградская обдасть

Координаты: 59.03061, 28.968458

-42

Развалины, которые мне не без труда удалось найти в деревне Лесище, это позорище. Позорище нам, призывающим к укреплению скреп, духовных в том числе, и допускающим, чтобы объекты культурного наследия пусть и регионального значения вот так разрушались и уходили в небытие, стыдливо прикрытые такими вот табличками.

-43

Фотохроника гибели часовни. Все фото с сайта соборы.ру.

Разглядеть сегодня развалины часовни летом очень сложно из-за густых кустов и деревьев. И выглядят они так.

-45

Из окна машины я часовню не заметила, пришлось выйти и побродить. В кустах вокруг полно мусора, битых бутылок, старых покрышек и тому подобного.

-46

Примерные годы постройки часовни - середина - конец XIX века. Освящение в честь Рождества Пресвятой Богородицы скорее всего связано с церковью в Пенино. Больше никакой информации о часовне нет.

-47

И самой часовни тоже больше нет. Еще несколько лет и руины окончательно зарастут.

-48

Невероятно печальное зрелище. Но пусть то, что пока еще от нее осталось, останется и в этой статье тоже.

На этом программа-максимум была выполнена и я двинулась в обратный путь, который лежал через деревню Осьмино, где тоже есть, что посмотреть.

6. Осьмино - все, что осталось от старинного храма, мост через Сабу и заброшенный дом

Когда-то в Осьмино был большой, красивый деревянный храм Георгия Победоносца. Вот такой:

Храм в 1925 году. Фото отсюда: https://sobory.ru/photo/489072
Храм в 1925 году. Фото отсюда: https://sobory.ru/photo/489072

Храм был построен в 1700-1709 гг. и, простояв без малого 300 лет, обветшал и развалился в 2002 году. Денег и желания на оперативное восстановление не нашлось, нормально законсервировать тоже не получилось. На сайте соборы.ру имеется такая информация:

В 2002 году центральный четверик рухнул вовнутрь храма. Для восстановления, летом 2003 года церковь разобрали для реставрации, но собирать не стали - деньги кончились. Промаркированные и сложенные бревна сгнили.

Сегодня в Осьмино стоит вот такой храм Георгия Победоносца. Как говорится, почувствуйте разницу.

-51

Бесхозяйственность, халатность, безразличие угробили и большой храм, и маленькую часовню. Очень и очень жаль. Вот и выходит, что другой церкви в Осьмино у нас для нас нет.

Зато сохранилась надгробная плита семейства Осиповых, погребенных видимо в стенах или в черте утраченного Георгиевского храма.

-52

Через Осьмино протекает река Саба.

Через реку имеется пешеходный мост:

-54

На подступах к мосту стоят две явно старинные заброшки, обильно загаженные местными жителями.

Первая:

-55

И вторая:

-56

Заходить внутрь не возникло ни малейшего желания.

-57

В заключение перефразирую цитату Иоанна Кронштадтского:

Все ли равно: если ручеек течет небольшой струйкой и напояет, хотя немного, жаждущую землю, и – если вовсе не течет и оставляет ее совсем сухой? Конечно, не все равно. Так, лучше сделать хоть немного, чем совсем ничего не сделать. Например: не бросить хотя бы свой мусор или забрать то, что бросили другие, чтобы лес или улица или заброшенная старинная руина остались чистыми, поучаствовать хотя бы раз в году в субботнике - субботники организуют почти все провинциальные небогатые церкви и эко-волонтеры, рассказать своим родным, друзьям и знакомым об интересных местах, может быть они тоже не только посмотрят, но и смогут помочь.

А оригинальная цитата звучит так:

Все ли равно: если ручеек течет небольшой струйкой и напояет, хотя немного, жаждущую землю, и – если вовсе не течет и оставляет ее совсем сухой? Конечно, не все равно. Так, лучше подавать хотя небольшую милостыню, чем вовсе не подавать.
"Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта". Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
-58

Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!

Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.

Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜

Всем здоровья и интересных путешествий!

Горы
2305 интересуются