Где: Ленинградская область д. Пенино - д. Кошелевичи - д. Козья Гора - д. Лесище - д. Осьмино
Как добраться: на машине
Однажды я решила проехать вокруг озера Самро и побывать во всех действующих и заброшенных церквях, коих в тех местах великое множество. За одну поездку объять необъятное не удалось, пришлось вернуться спустя год. И вот что получилось.
1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино
Где: Деревня Пенино, Сланцевский р-н, Ленинградская область
Координаты: 59.011323, 28.869059
Пенино - старинная деревня, что неудивительно, ведь она стоит на берегу большого водоема - одноименного озера. Первое упоминание о Пенино встречается в писцовых книгах Шелонской пятины 1498 года, как погост Кошелевский Пенинский на озере Пенинском в Сумерском погосте Новгородского уезда.
Погостом и тогда, и теперь называют кладбище. А если было кладбище, значит была и церковь. Но каменный храм, который стоит в деревне сегодня, построили немного в стороне от места, где стояла древняя деревянная церковь.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино действующая, хорошо выглядит, внутри проведены неплохие и недешевые ремонтные работы.
Снаружи тоже ведется реставрация.
Очевидно, у храма хорошие попечители и спонсоры. Что интересно, с внимательного попечителя и щедрого жертвователя и началась его история.
В 1880-х гг. купец второй гильдии и церковный староста Семен Гаврилович Гаврилов вместе с прихожанами церкви в Пенино решили построить в деревне новый каменный храм. На строительство было потрачено 155 тысяч рублей, из них 68 тысяч выделил Семен Гаврилович лично.
Семен Гаврилович был не только богатым, но и весьма влиятельным человеком. Именно благодаря его стараниям за возведение храма взялся знаменитый архитектор Николай Никитич Никонов.
Вот некоторые храмы авторства Н.Н. Никонова:
В освящении храма в 1900 году принимал участие сам Иоанн Кронштадтский, которого с Гдовским уездом (к нему на рубеже веков относилось Пенино) связывали кроме прочего еще и родственные узы - его жена Елизавета Константиновна Сергиева была отсюда родом.
Кроме того, Семен Гаврилович сумел добиться причисления крестьян его родной деревни Ожево к приходу нового храма в Пенино, чтобы им не приходилось ходить пешком в дальнюю церковь в деревне Рель. На самом деле, если посмотреть на карту, расстояния до Рели и Пенино примерно одинаковое, но видимо преуспевающий купец хотел, чтобы жители Ожево ходили именно в его храм.
Семен Гаврилович не просто вложился в новую церковь, но много лет был церковным старостой.
Таким был Рождественский храм в Пенино до Революции:
Для небольшой деревни Гдовского уезда появление такого монументального и богато украшенного храма - событие поистине небывалого масштаба.
Такими были интерьеры храма в 1941 году:
До 1930- х гг. Рождественская церковь в Пенино действовала. В 1930-х ее закрыли. Богослужения ненадолго возобновлялись в годы немецкой оккупации.
По окончании Великой Отечественной войны церковь снова закрыли. Иконостас перенесли в Крестовоздвиженскую церковь села Ополье.
После войны в церковных домах разместили школу-интернат. В доме священника работали клуб и кинотеатр.
С 2010-х гг. церковь действует и восстанавливается усилиями в том числе трудных подростков из православных молодежных лагерей и центра Василия Великого.
Семена Гавриловича до сих пор помнят в Пенино. И его могила - первое, что вы увидите, подходя к храму.
2. Часовня Параскевы Пятницы.
Где: Деревня Пенино, Сланцевский р-н, Ленинградская область
Координаты: 59.009337, 28.868985
Буквально в двух шагах от Рождественской церкви на святом источнике стоит старинная часовня Параскевы Пятницы.
Часовня была построена в 1901 году.
Стоит на святом источнике.
Тут же имеется благоустроенная купель:
Часовня красивая, скромная и какая-то воздушная.
От часовни можно дойти до озера Пенино. Берега озера болотистые, заросшие камышом, идти нужно по мосткам.
Но вид того стоит!
На этом достопримечательности Пенино закончились, а я поехала в Кошелевичи.
3. Кошелевичи. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы.
Где: Деревня Кошелевичи, Сланцевский р-н, Ленинградская область
Координаты: 59.017369, 28.828680
То, что часовня в Кошелевичах и храм в Пенино освящены в честь Рождества Пресвятой Богородицы не совпадение и не случайность.
Купец из деревни Кошелевичи Федор Яковлевич Федосеев был близким знакомым Семена Гавриловича Гаврилова, правда, его фотографий, информации о годах жизни и о том, как удалось ему сколотить свое состояние история нам не сохранила. Известно, однако, что Федосеев принимал деятельное участие в строительства храма в Пенино и даже входил в строительную комиссию.
Как уже было сказано выше, Иоанн Кронштадский прибыл в Пенино в 1900 году для освящения Рождественской церкви. А останавливался он как раз в доме купца Федосеева. Больше того: дом купца Федосеева и Рождественская часовня в Кошелевичах были выстроены специально для встречи Иоанна Кронштадтского.
Так сегодня выглядит часовня.
А так выглядит купеческий дом.
Хочется верить, что у дома купца Федосеева счастливая судьба - его выкупили у государства неравнодушные люди и теперь занимаются бережной реставрацией. Следить за ходом работ и новостями Усадьбы "Кошелевичи" все желающие могут на этой странице ВКонтакте.
Вполне возможно, что к строительству часовни и дома приложили руку те же мастера, что строили храм в Пенино. В архитектурных решениях этих сооружений явственно просматриваются общие черты.
К сожалению, сегодня часовня совершенно разорена. Никаких фотографий ее первоначального облика не сохранилось.
Когда и как закончил свои дни Федор Яковлевич - неизвестно. Но есть информация о его потомках. Его дочь или невестка Прасковья Федоровна проживала в Кошелевичах и после прихода к власти Советов. С 1910 года она была вдовой, жила с двумя малолетними детьми: дочерью Анной 1905 г.р. и сыном Сергеем 1906 г.р. Прасковью Федоровну новая власть считала кулаком и лишила избирательного права.
"...с тех пор, как она сама пишет «осталась без всяких средств к жизни и непрерывно жила в этой деревне и обрабатывала землю».
О ее проживании в Кошелевичах мы знаем из архивных документов - Дело №39 «На лишенных избирательных прав», начатое 10 апреля 1931 года и завершенное 29 апреля 1931 года. Особая тройка по довыявлению кулацких хозяйств обнаруживает в семействе Федосеевых, состоящей из трех человек, один из которых трудоспособный (Прасковья Федоровна) следующие источники дохода:
1. Пашня - 252 руб
2. Покоса - 82 руб
3. Коров - 300 руб
4. Лошадей - 32 руб
5. Овец - 9 руб
6. Заработок - 600 руб
7. Доход с огорода - 1500 руб
А также приписка - «бывший арендатор мельницы и эксплуататор чужого труда до 1929 года. Живет на источники [дохода], оставшиеся после использования мельницы».
На основании этого, тройка постановила обложить гражданку Федосееву индивидуальным налогом - всего 3494 рубля 07 копеек. Хотя до этого она оплачивала сельхозналог в сумме 30 руб в год (за 1929-1930 год), а раньше еще меньше. При общем годовом доходе семьи в 2775 рублей сумма индивидуального налога оказывается непосильной.
В ответ на это Прасковья Федосеева пишет жалобу, где подробно описывает свою жизненную ситуацию и просит к ней индивидуальный налог не применять, как совершенно «неправильный и незаконный». На фото можно почитать, составленную жалобу, а я кратко перескажу:
Прасковья Федоровна опровергает факт владения мельницей и получения от нее дохода и прилагает доверенность на управление мельницей. Оказывается, что мельницу в дер. Чутка Старопольского РИКа арендовал ее шурин (муж сестры), внезапно арестованный в 1926 году в день смерти сестры и увезенный прямо с кладбища. Так как мельница осталась без всякого присмотра Прасковья Федосеева по доверенности приняла ее на себя, а через год ее забрали по суду и передали в аренду другому лицу.
Также в жалобе описан факт несправедливой оценки стоимости имущества, когда постройка (возможно речь именно о нашем доме) оцененная Госстрахом в 4000 руб, сельсоветом была оценена в 200 руб. Таким образом Прасковья Федосеева оказалась не просто разорена, но еще и должна государству.
Протестный документ составлен очень грамотно, логично - однако Постановлением РНК в жалобе о снятии индивидуального налога гражданке Федосеевой было решено - Отказать.
После лишения всего имущества и средств к существованию семья Федосеевых вынуждена была покинуть родные места. Судя по всему они уезжают в Ленинград. На сайтах-базах, посвященных периоду ВОВ мы нашли сведения о том, что Прасковья Федосеева погибла в блокаду в 1942 году. Сын Сергей, призванный в ряды Красной Армии также погиб и захоронен в Колпино, именно в списках погибших мы узнали адрес матери, куда была направлена похоронка - Социалистическая улица, дом 3, кв. 3 (дом на фото).
Про дочь Федосееву Анну Михайловну пока ничего не известно - следы ее затерялись".
Информация из группы ВКонтакте "Усадьба Кошелевичи".
Следующим пунктом моего путешествия стала деревня под забавным названием Козья Гора.
4. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Козьей Горе
Где: деревня Козья Гора, Сланцевский р-н, Ленинградская область
Координаты: 59.010031, 28.776895
Название деревни происходит, по одной версии, от оленей или лесных коз, что паслись на возвышенности. По другой версии, козья гора - это нива на горе, в местных диалектах "коза" и "нива" - синонимы.
Появлению церкви в Козьей Горе поспособствовало строительство храма в Пенино, о котором было рассказано выше.
Через два года после освящения Пенинского храма в деревне Поречье, что недалеко от Пенино, местной уроженкой Марией Андреевной Кудрявцевой была основана женская община. Создание общины поддержал и Иоанн Кронштадтский. Для поречской общины в течение четырех лет с 1904 по 1908 годы в местности Козья гора был возведен каменный храм, освященный во имя Покрова Божией Матери. Таким он был в 1941 году.
Мария Андреевна Кудрявцева приняла монашеский постриг и стала первой настоятельницей общины.
Община получила статус монастыря только в 1919 году. В 1920-х годах в монастыре жили около 20 сестер. Духовником обители был священник храма в Пенино Василий Добронравин.
Чтобы сохранить общину сестры создали в монастыре трудовую артель, они платили налоги и производили сельхозпродукцию. Сестрам сочувствовали местные жители, помогали им деньгами и продуктами. Но несмотря ни на что артель закрыли в 1929 году. В 1930-х годах многих сестер арестовали и выслали в Сибирь и Казахстан. В 1940-х - 1950-х годах некоторым из них удалось вернуться. К этому времени Покровский храм стал приходским. Вернувшиеся сестры жили вблизи бывшей обители до 1970-х годов. Погребены они на монастырском кладбище при Покровском храме.
В 1937 году церковь закрыли, но в 1942 году богослужения были возобновлены.
Отдельно необходимо рассказать об отце Алексии Кибардине, чьими усилиями церковь в Козьей горе уцелела в годы войны и с 1942 года является действующим храмом.
Отец Алексий, духовник прп. Серафима Вырицкого, известный в церковных кругах, знакомый лично с царской семьей, до 1942 года жил в Пушкине. Он остался в оккупированном городе, так как его жена тяжело болела и были прикована к постели. Немцы позволили ему остаться, но выселили из дома. В начале 1942 года жить в Пушкине стало уже совершенно невозможно и батюшка с трудом получил у коменданта разрешение на выезд. Проскитавшись несколько месяцев по деревням Гатчинского и Осьминского районов отец Алексий получил приглашение служить в Покровской церкви в Козьей горе. Приглашение он принял.
Отец Алексий активно сотрудничал с партизанами, которых в Осьминском районе было очень много, помогал им продуктами, деньгами, вещами.
Командир партизанского отряда И.В. Скурдинский (после войны председатель Осьминского райисполкома) и комиссар И.В. Ковалев (в конце 1940-х - 1950-х гг. секретарь Осьминского райкома партии) хорошо знали отца Алексия. Советские войска освободили Козью гору от фашистских захватчиков в конце 1943 года. За три месяца до того между отцом Алексием и партизанами состоялся примерно такой диалог:
"Ты знаешь, что делается по ту сторону фронта?
- Не имею никаких сведений.
- В Москве теперь имеется Патриарх, храмы открыты. Для тебя, отец, эти вести, конечно, интересны. За то, что ты помогал нам, не отказывал, Родина тебя не забудет".
Цитата отсюда.
Батюшка отказался эвакуироваться в Германию и даже смог убедить карательный отряд не трогать церковь. Храм уцелел, а больницу, амбулаторию, МТС и несколько жилых домов немцы сожгли.
Отец Алексий служил в Козьей горе до 1945 года, потом служил в храме в Вырице вместе с Серафимом Вырицким. В 1950 году был арестован и осужден на 25 лет лагерей по статье 58-1а-1б УК РСФСР. Одним из отягчающих обстоятельств было личное знакомство с царской семьей. После смерти Сталина попал под амнистию, срок был сокращен, отец Алексий вернулся в Вырицу, где служил до конца жизни в 1964 году.
А Покровская церковь с 1942 года не закрывалась.
Интерьеры храма сегодня выглядят так:
Церковь сегодня популярна. Когда я приехала в Козью гору, от церкви отъезжали 2 автобуса с паломниками.
Следующим пунктом на моем маршруте была часовня в деревне Лесище.
5. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы в Лесище
Где: деревня Лесище, Сланцевский р-н, Ленинградская обдасть
Координаты: 59.03061, 28.968458
Развалины, которые мне не без труда удалось найти в деревне Лесище, это позорище. Позорище нам, призывающим к укреплению скреп, духовных в том числе, и допускающим, чтобы объекты культурного наследия пусть и регионального значения вот так разрушались и уходили в небытие, стыдливо прикрытые такими вот табличками.
Фотохроника гибели часовни. Все фото с сайта соборы.ру.
Разглядеть сегодня развалины часовни летом очень сложно из-за густых кустов и деревьев. И выглядят они так.
Из окна машины я часовню не заметила, пришлось выйти и побродить. В кустах вокруг полно мусора, битых бутылок, старых покрышек и тому подобного.
Примерные годы постройки часовни - середина - конец XIX века. Освящение в честь Рождества Пресвятой Богородицы скорее всего связано с церковью в Пенино. Больше никакой информации о часовне нет.
И самой часовни тоже больше нет. Еще несколько лет и руины окончательно зарастут.
Невероятно печальное зрелище. Но пусть то, что пока еще от нее осталось, останется и в этой статье тоже.
На этом программа-максимум была выполнена и я двинулась в обратный путь, который лежал через деревню Осьмино, где тоже есть, что посмотреть.
6. Осьмино - все, что осталось от старинного храма, мост через Сабу и заброшенный дом
Когда-то в Осьмино был большой, красивый деревянный храм Георгия Победоносца. Вот такой:
Храм был построен в 1700-1709 гг. и, простояв без малого 300 лет, обветшал и развалился в 2002 году. Денег и желания на оперативное восстановление не нашлось, нормально законсервировать тоже не получилось. На сайте соборы.ру имеется такая информация:
В 2002 году центральный четверик рухнул вовнутрь храма. Для восстановления, летом 2003 года церковь разобрали для реставрации, но собирать не стали - деньги кончились. Промаркированные и сложенные бревна сгнили.
Сегодня в Осьмино стоит вот такой храм Георгия Победоносца. Как говорится, почувствуйте разницу.
Бесхозяйственность, халатность, безразличие угробили и большой храм, и маленькую часовню. Очень и очень жаль. Вот и выходит, что другой церкви в Осьмино у нас для нас нет.
Зато сохранилась надгробная плита семейства Осиповых, погребенных видимо в стенах или в черте утраченного Георгиевского храма.
Через Осьмино протекает река Саба.
Через реку имеется пешеходный мост:
На подступах к мосту стоят две явно старинные заброшки, обильно загаженные местными жителями.
Первая:
И вторая:
Заходить внутрь не возникло ни малейшего желания.
В заключение перефразирую цитату Иоанна Кронштадтского:
Все ли равно: если ручеек течет небольшой струйкой и напояет, хотя немного, жаждущую землю, и – если вовсе не течет и оставляет ее совсем сухой? Конечно, не все равно. Так, лучше сделать хоть немного, чем совсем ничего не сделать. Например: не бросить хотя бы свой мусор или забрать то, что бросили другие, чтобы лес или улица или заброшенная старинная руина остались чистыми, поучаствовать хотя бы раз в году в субботнике - субботники организуют почти все провинциальные небогатые церкви и эко-волонтеры, рассказать своим родным, друзьям и знакомым об интересных местах, может быть они тоже не только посмотрят, но и смогут помочь.
А оригинальная цитата звучит так:
Все ли равно: если ручеек течет небольшой струйкой и напояет, хотя немного, жаждущую землю, и – если вовсе не течет и оставляет ее совсем сухой? Конечно, не все равно. Так, лучше подавать хотя небольшую милостыню, чем вовсе не подавать.
"Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта". Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!
Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.
Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜
Всем здоровья и интересных путешествий!