Пример сочинения по тексту Чехова А.П каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам? 2 вариант нового сборника Дощинского Р.А Цыбулько для 27 задания ЕГЭ 2025 по русскому языку 11 класс напишите сочинение рассуждение по проблеме исходного текста с аргументами и примерами из русской и зарубежной произведений литературы.
Сочинение ЕГЭ
А.П. Чехов в предложенном фрагменте пьесы «Дядя Ваня» ставит следующий проблемный вопрос: «Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам?»
Позиция автора выражена в монологе одного из героев произведения Астрова: потребительское отношение людей к природе объясняется их стремлением «утолить голод, согреться… не думая о завтрашнем дне». Беднейшие слои населения проявляют невежество, а просвещённая часть общества обнаруживает равнодушное отношение к происходящему. Приведу примеры-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие авторскую позицию.
В начале фрагмента Астров показывает Елене Андреевне картограмму, обращая внимание на то, каким был их уезд ещё несколько лет назад. Герой отмечает, что в этом ныне опустевшем месте водились разные животные и птицы, а половину площади занимал лес. Это картина абсолютного процветания в природном мире. Приведённый пример позволяет понять, какой была деревенская жизнь до вмешательства в неё человека, деятельность которого оказалась разрушительной.
Далее Астров сравнивает нынешнее положение с прошлым и замечает, что в настоящем картина существенным образом изменилась, причём в худшую сторону. Всё это можно было бы объяснить и даже оправдать культурным влиянием, техническим прогрессом. Однако чеховский герой делает акцент на том, что на месте истреблённых лесов никто ничего не построил: «Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего». С помощью этого примера автор подчёркивает: варварское отношение к природным богатствам объясняется безразличием человека, а в некоторых случаях – отсутствием самосознания.
Второй пример противопоставляется первому, что позволяет автору проследить за ходом «постепенного и несомненного вырождения». За несколько лет природный мир деревни буквально разрушился под влиянием варварских действий человека-потребителя. Использованная антитеза помогает увидеть эти кардинальные изменения и понять, к каким последствиям приводит наша беспечность по отношению к природе.
Нельзя не согласиться с точкой зрения А.П. Чехова. Я считаю, что уничтожение флоры и фауны – это актуальная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями. Ни в коем случае нельзя быть невежественными в обращении с природой, ведь без неё мы не сможем существовать. Некоторые животные в настоящее время находятся под угрозой исчезновения. Например, серым китам был присвоен статус наиболее уязвимых, потому что с каждым годом их численность всё сильнее сокращается. Киты массово выбрасываются на берег, и одной из причин может быть загрязнение Мирового океана. Разрушительная деятельность человека способна приблизить их вымирание, а между тем киты приносят океану и людям огромную пользу.
Таким образом, человек не должен лишь потреблять ресурсы, данные ему природой, необходимо с уважением относиться к её богатствам и делать всё возможное, чтобы их сохранить.
Сочинение-рассуждение
В тексте А.П. Чехова доктор Астров поднимает актуальную проблему варварского отношения людей к природным ресурсам и его причин. Через диалог с Еленой Андреевной он рассуждает о том, как безразличие и пренебрежение к природе приводят к постепенному вырождению и исчезновению некогда богатых и плодородных земель. Чехов показывает, что такое отношение к природе основано на невежестве, отсутствии самосознания и низком уровне жизни, что заставляет людей разрушать то, что они не способны восстановить.
Позиция автора выражена устами Астрова, который подчеркивает, что причиной вырождения природы является бесхозяйственное отношение людей, связанное с их тяжелыми условиями жизни и невежством. По мнению Чехова, люди наносят вред окружающей среде не столько из злого умысла, сколько из-за необходимости выживания. В предложении 41 герой отмечает: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания». Астров объясняет, что человек, вынужденный бороться за выживание, инстинктивно разрушает природу, не задумываясь о последствиях. Эта мысль подкрепляется в предложении 42: «Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего». Чехов, таким образом, показывает, что причины варварского отношения к природе кроются в социальном неблагополучии и невежестве, которые вынуждают людей уничтожать ресурсы, не задумываясь о будущем.
Я разделяю точку зрения автора и считаю, что варварское отношение к природе действительно часто обусловлено бедностью и отсутствием образования. Люди, лишенные средств к достойной жизни, редко задумываются о последствиях своих действий, ведь их основная цель — выжить. Примером этому может служить повесть Михаила Шолохова «Судьба человека», где герой Андрей Соколов, оказавшись в условиях крайней нужды и войны, вынужден принимать тяжелые решения ради выживания, не задумываясь о последствиях. Трагичность его судьбы подчеркивает, как суровые условия жизни могут заставить человека действовать против своей природы и моральных ценностей, что аналогично бесхозяйственному отношению к природным богатствам в силу социальных обстоятельств.
Другой пример можно найти в романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева». Герои книги, лишенные земли и работы из-за Великой депрессии, вынуждены переезжать, чтобы прокормить свои семьи, уничтожая и истощая ресурсы на новых землях. Эта миграция не оставляет им выбора, кроме как эксплуатировать землю без сожаления. Подобное отношение продиктовано не злым умыслом, а тяжелейшими условиями жизни и отсутствием альтернатив.
Таким образом, я согласен с Чеховым, что причины варварского отношения к природным богатствам чаще всего связаны с нищетой, отсутствием образования и осознания важности сохранения природы. Если бы люди жили в лучших условиях и имели доступ к знаниям, они могли бы проявить больше заботы о своем окружении. Устойчивое развитие общества невозможно без гармоничного отношения к природе, и для этого необходимо поднимать уровень жизни и просвещать людей о важности сохранения природных ресурсов.
Текст Чехова А.П
Астров (входит с картограммой). (1)Добрый день! (Пожимает руку.) (2)Вы хотели видеть мою живопись Елена Андреевна. (З)Вчера вы обещали показать мне свои работы… (4)Вы свободны? Астров. (5)О, конечно. (Растягивает на ломберном столе картограмму и укрепляет её кнопками.) (6)Вы где родились? Елена Андреевна (помогая ему). (7)В Петербурге. Астров. (8)А получили образование? Елена Андреевна. (9)В консерватории. Астров. (10)Для вас, пожалуй, это неинтересно. Елена Андреевна. (П)Почему? (12)Я, правда, деревни не знаю, но я много читала.
Астров. (13)3десь в доме есть мой собственный стол… (14)В комнате у Ивана Петровича. (15)Когда я утомлюсь совершенно, до полного отупения, то всё бросаю и бегу сюда, и вот забавляюсь этой штукой час-другой… (16)Иван Петрович и Софья Александровна щёлкают на счётах, а я сижу подле них за своим столом и мажу — и мне тепло, покойно, и сверчок кричит. (17)Но это удовольствие я позволяю себе не часто, раз в месяц… (Показывая на картограмме.) (18)Теперь смотрите сюда. (19)Картина нашего уезда, каким он был 50 лет назад. (20)Тёмно- и светло-зелёная краска означает леса; половина всей площади занята лесом. (21)Где по зелени положена красная сетка, там водились лоси, козы… (22)Я показываю тут и флору, и фауну. (23)На этом озере жили лебеди, гуси, утки, и, как говорят старики, птицы всякой было видимо-невидимо: носилась она тучей. (24)Кроме сёл и деревень, видите, вдоль и поперёк разбросаны разные выселки, хуторочки, раскольничьи скиты, водяные мельницы… (25)Рогатого скота и лошадей было много. (26)По голубой краске видно. (27)Например, в этой волости голубая краска легла густо; тут были целые табуны, и на каждый двор приходилось по три лошади.
Пауза. (28)Теперь посмотрим ниже. (29)То, что было 25 лет назад. (30)Тут уж под лесом только одна треть всей площади. (31)Коз уже нет, но лоси есть. (32)3елёная и голубая краски уже бледнее. (33)И так далее, и так далее. (34)Переходим к третьей части: картина уезда в настоящем. (35)3елёная краска лежит кое-где, но не сплошь, а пятнами; исчезли и лоси, и лебеди, и глухари… (36)От прежних выселков, хуторков, скитов, мельниц и следа нет. (37)В общем, картина постепенного и несомненного вырождения, которому, по-видимому, остаётся ещё каких-нибудь 10-15 лет, чтобы стать полным. (38)Вы скажете, что тут культурные влияния, что старая жизнь естественно должна была уступить место новой.
(39)Да, я понимаю, если бы на месте этих истреблённых лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были, заводы, фабрики, школы, — народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! (40)В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, дифтерит, пожары… (41)Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за всё, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает всё, не думая о завтрашнем дне… (42)Разрушено уже почти всё, но взамен не создано ещё ничего. (Холодно.) (43)Я по лицу вижу, что это вам неинтересно. Елена Андреевна. (44)Но я в этом так мало понимаю… Астров. (45)И понимать тут нечего, просто неинтересно.
По А.П. Чехову Антон Павлович Чехов (1860-1904) – русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель.
Задание 27 по русскому языку
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.