Найти в Дзене

Читаем "Дубровского", 6 класс: авторы учебника хотели как лучше, а получилось как всегда

Пожалуй, только ленивый не ругал современные учебники. То они слишком сложные, то примитивные. То материал подается скудно, то избыточно. То иллюстраций мало, то много. На всех не угодишь, и, наверное, нет ни одного учебника, который не был бы раскритикован или учителями, или детьми, или родителями, или всеми вместе. Иногда - заслуженно, иногда - нет. Не исключение - и учебник "Литература" под редакцией А.Я. Коровиной, с которым работают в 6 классе. В 2023 году вышло уже его 14-е издание, в очередной раз переработанное. Несмотря на такую сложную судьбу и проверку временем, сохранились в нем статьи, которые остаются на своем месте начиная с самой первой редакции. Например, в 6 классе предлагается текст "О романе "Дубровский", который точно в таком же виде читали шестиклассники и в далеком 2012 году (более ранних изданий учебника не удалось найти). Очевидно, из лучших побуждений статья опубликована перед текстом романа "Дубровский" и предназначена для работы на первом уроке по этой теме
Оглавление

Пожалуй, только ленивый не ругал современные учебники. То они слишком сложные, то примитивные. То материал подается скудно, то избыточно. То иллюстраций мало, то много. На всех не угодишь, и, наверное, нет ни одного учебника, который не был бы раскритикован или учителями, или детьми, или родителями, или всеми вместе. Иногда - заслуженно, иногда - нет.

Не исключение - и учебник "Литература" под редакцией А.Я. Коровиной, с которым работают в 6 классе. В 2023 году вышло уже его 14-е издание, в очередной раз переработанное. Несмотря на такую сложную судьбу и проверку временем, сохранились в нем статьи, которые остаются на своем месте начиная с самой первой редакции.

Например, в 6 классе предлагается текст "О романе "Дубровский", который точно в таком же виде читали шестиклассники и в далеком 2012 году (более ранних изданий учебника не удалось найти).

Кто все эти люди?

Очевидно, из лучших побуждений статья опубликована перед текстом романа "Дубровский" и предназначена для работы на первом уроке по этой теме (всего таких уроков - 8). Вот её фрагмент:

Фрагмент статьи "О романе "Дубровский" из учебника "Литература. 6 класс, часть 1" (под ред. А.Я. Коровиной), 2023 год.  Изображение из открытых источников
Фрагмент статьи "О романе "Дубровский" из учебника "Литература. 6 класс, часть 1" (под ред. А.Я. Коровиной), 2023 год. Изображение из открытых источников

Мне довелось читать его с живыми настоящими 6-классниками на уроке литературы. Впечатления почти как от "пушистых браздов", хотя читали мы не пушкинский текст, а рассказ об истории создания романа.

Про "пушистых браздов" можно почитать здесь:


В статье приведена лишь одна цитата А.С. Пушкина из первоначальной редакции "Дубровского":

"Славный 1762 год разлучил их надолго. Троекуров - родственник княгини Дашковой, пошёл в гору".

Кто такая княгиня Дашкова? Зачем Троекуров (кто это вообще такой?) пошёл в гору? Почему 1762 год славный? Всего два предложения - а столько вопросов и ни одного ответа. Что, в принципе, неудивительно - Пушкин жил давно и формулировал мысли не всегда понятным для современного человека образом.

Автор не бросает читателя в беде и стремится тут же помочь в сложной ситуации. Чтобы было понятно, что прочитанная фраза несёт очень важную информацию, мы видим краткий и ёмкий комментарий:

"Слова эти значат многое".

И дальше автор даёт краткое пояснение, что именно означала отсылка к точной дате.

Фрагмент статьи "О романе "Дубровский" из учебника "Литература. 6 класс, часть 1" (под ред. А.Я. Коровиной), 2023 год.  Изображение из открытых источников
Фрагмент статьи "О романе "Дубровский" из учебника "Литература. 6 класс, часть 1" (под ред. А.Я. Коровиной), 2023 год. Изображение из открытых источников

Что мы получаем по факту? В 9 строчках текста упоминаются Пушкин, Дашкова, Троекуров, Дубровский, Екатерина II, Пётр III, да еще и Лев Александрович Пушкин, для полноты ощущений. Из всего этого уверенно опознаётся только Пушкин.

И то, в этом фрагменте и с Пушкиным выходит незадача: Пушкиных в тексте целых два! Кроме знакомого детям Александра Сергеевича еще какой-то Лев Александрович, про которого написано, что он "предок" (многим это слово незнакомо и озвучивают его как "предОк", то есть совершенно не понимая значения).

Про остальных и говорить нечего. Самые продвинутые для обычного класса районной общеобразовательной школы еще номинально узнали Екатерину II, но при чем тут императрица, объяснить не смогли. Все остальные имена оказались неизвестными, непонятными словами, которые, оказывается "значат многое". Класс заблудился и заскучал.

Дальше - больше.

Фрагмент статьи "О романе "Дубровский" из учебника "Литература. 6 класс, часть 1" (под ред. А.Я. Коровиной), 2023 год.  Изображение из открытых источников
Фрагмент статьи "О романе "Дубровский" из учебника "Литература. 6 класс, часть 1" (под ред. А.Я. Коровиной), 2023 год. Изображение из открытых источников

Карьера, присяга, что-то из них клонилось к закату (это как???). Чины, звания, титулы, звания, поместья, награды и еще много слов в перечислительном порядке, которые все вместе привели - (внимание!!!) - к размежеванию дворянства (это пришлось читать практически по слогам и искать, куда бы поставить ударение).
К этому моменту у большинства читателей в голове уже совсем каша, в которой смешалось вообще всё в одну кучу. Поверить, что это "значит многое" уже невозможно. А ведь роман только предстоит читать. Э-эх...

"А мне заранее надоело!" (кадр из м/ф "Дюймовочка", изображение из открытых источников)
"А мне заранее надоело!" (кадр из м/ф "Дюймовочка", изображение из открытых источников)

И вместе помощи в подготовке к чтению "Дубровского" и работы с текстом статья оказывает поистине парализующее действие на сознание шестиклассников и вызывает авансовое отторжение романа Пушкина.

Третий - лишний

"Мышление детей младшего школьного возраста - преимущественно наглядно-образное. Постепенно формируется мышление абстрактное, которое с переходом к подростковому возрасту становится преобладающим" - азбучная истина из учебника общей психологии, которая известна всем студентам педвузов с младших курсов.

Но как минимум нужно делать поправку на то, что у многих людей визуальный (зрительный) канал восприятия остается ведущим на всю жизнь. Прибавьте сюда растущее в геометрической прогрессии с каждым годом детей с особенностями восприятия, расстройствами внимания и нарушениями письменной речи. В итоге - несмотря на то, что технически большинство 6-классников - подростки, восприятие сложных текстов непременно требует зрительной опоры и визуализации. А иллюстраций к статье "О романе "Дубровский" нет ни одной.

Если интересно - о каналах восприятия поподробнее можно почитать вот здесь:

Поэтому всё-таки получить необходимую подготовку к чтению романа "Дубровский" с опорой на предложенную авторами статью можно, если использовать необходимую визуальную поддержку. В моем случае 6 класс - дети, которые курс "Мир музея" не изучали, опыта "чтения" картин не имеют. Более того, в начальной школе они учились по УМК "Начальная школа 21 века", в котором описание картин как вид развития речи вообще не предусмотрен. Но мы всё-таки попробуем!

Итак, смотрим:

Портреты Петра Первого (Ж.-М. Мартье), Петра III (А.П. Антропов), Екатерины II (Ф. Рокотов). Изображения из открытых источников
Портреты Петра Первого (Ж.-М. Мартье), Петра III (А.П. Антропов), Екатерины II (Ф. Рокотов). Изображения из открытых источников

Петра Первого радостно опознают с первого взгляда. По инерции начинают разглядывать и другие портреты. Кто-то предположил, что справа - Екатерина II.
- Что общего у всех людей на этих портретах? (рассуждения быстро сводим к мысли, что всё это - российские императоры) Да, всеобщее удивление вызывает мужчина на портрете посередине, потому что он неизвестен.
- Найдите в тексте статьи имя этого человека (для надежности ограничиваем поиск многострадальным абзацем, где много неизвестных имен собственных). Нет, это не Троекуров. И нет, это не Дубровский. Да, это Пётр III. Он - один из российских императоров. Екатерина II - его жена.
- Найдите в тексте статьи, каким образом Екатерина II пришла к власти. (Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола своего супруга, Петра III. И случилось это в 1762 году).

На канале есть статья как раз об этом историческом событии - перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II:

Тут более-менее разобрались. Работаем с текстом дальше. Ищем, какие имена собственные не соотнесли еще с визуальными образами.

Верные друзья

Осталось понять, при чем тут Троекуров и Дубровский и зачем нам вообще этот исторический экскурс перед чтением романа Пушкина.

Дашкова, которая упоминается в тексте статьи даже без имени - это Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова. Про неё большинство 6-классников никогда в жизни не слышали. Смотрим на портреты:

Портреты Екатерины Воронцовой-Дашковой (Д. Левицкий) и Екатерины II (Ф. Рокотов) (изображения из открытых источников).
Портреты Екатерины Воронцовой-Дашковой (Д. Левицкий) и Екатерины II (Ф. Рокотов) (изображения из открытых источников).

Справа - Екатерина II, это мы уже поняли. Справа - неизвестная женщина. Методом исключения догадываемся, что это и есть Дашкова.

Екатерина Дашкова была ближайшей подругой будущей императрицы еще до восхождения Екатерины II на престол. И в статье "О романе "Дубровский" упоминается о том, что один из героев романа - Троекуров - приходился Дашковой родственником. И, соответственно, был сторонником императрицы. Поэтому после государственного переворота, в результате которого к власти пришла Екатерина II, и Дашкова, и Троекуровы как её родственники, получили множество наград и привилегий.

Екатерина Дашкова - вообще примечательная фигура. О ней можно почитать здесь:

Осталось понять, зачем в тексте статьи упоминается некий предок А.С. Пушкина - Лев Александрович Пушкин.

Даже если интернет вам предложит или портреты этого человека - не верьте глазам своим. Например, вот здесь блогер уверяет, что это фото родного дедушки Пушкина, Льва Александровича (и автора не смутило то, что жил дед Пушкина в 1723-1790 гг, а не в 1816-1888):

На фото - не дед, а троюродный брат А.С. Пушкина (изображение из открытых источников)
На фото - не дед, а троюродный брат А.С. Пушкина (изображение из открытых источников)

Если вам интересно посмотреть, какие еще курьезны ошибки при подборе иллюстраций допущены в интернет-публикациях - есть целая серия статей об этом:

В общем, достоверных портретов дедушки Пушкина не сохранилось. Фото этого человека не существует по определению, потому что в середине XVIII века фотография еще не была изобретена. Учитывая, что в царствование Петра III Лев Александрович Пушкин был военным, можем принять как условную иллюстрацию вот эту картиночку:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Так что тут придется обойтись без точной визуализации, просто принять как факт: Лев Александрович Пушкин - дедушка поэта, который в статье приведен как пример верности императору.

Опять же, вопрос, зачем нам эта информация?
А затем, что даже сам Пушкин про своего деда написал вот такие строки:

Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь Петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью Третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой — в крепость, в карантин.

Лев Александрович Пушкин после переворота и прихода к власти Екатерины II остался верен военной присяге, которую давал императору Петру III. Он отказался признавать власть новой императрицы. Поэтому его продвижение по службе остановилось, семья попалась в немилость постепенно обеднела.

Вот и получилось, что два друга, начинавшие военную карьеру вместе - Троекуров и Дубровский - придерживались разных убеждений. Троекуров оказался на стороне новой императрицы, Дубровский остался верен сверженному императору.

Здесь нам важно еще раз подчеркнуть: Петр III, Екатерина Дашкова, Екатерина II, Лев Александрович Пушкин - реально существовавшие люди. Знать их имена, понимать хотя бы в общих чертах их роль в истории, важно даже для того, чтобы понять сюжет романа.

А вот семьи Дубровских и Троекуровых - персонажи вымышленные. Хотя рассказ об их судьбах, как сейчас принято говорить, "основаны на реальных событиях" (об этом как раз довольно доходчиво рассказывается в статье из учебника).

И уже здесь мнения шестиклассников разошлись: чей поступок они считают более правильным - Троекурова или Дубровского? Это прекрасный повод для отдельной дискуссии, тем более что из статьи у нас пока мало информации для каких-либо выводов.

Нам только предстоит прочитать роман, в котором рассказывается о том, как сложилась судьба Троекуровых и Дубровских, причем в масштабе двух поколений - отцов и детей. Но после внимательной работы с текстом вступительной статьи читатели уже хотя бы немного представляют, какие исторические события лежали в основе сюжета.

Заметила, что исторический контекст вообще стал тихо игнорироваться. Даже в новой экранизации "Графа Монте-Кристо" политические мотивы ареста Эдмона Дантеса упоминаются лишь вскользь. Но без их понимания всю тяжесть и безнадежность положения главного героя понять несколько сложнее.

Помните, как читали в школе "Дубровского"? А ваши дети? :)