Найти в Дзене
Меч Предназначения

Как ирландец и француз создавали легендарные советские сказки... 7 лучших совместных фильмов Александра Роу и Георгия Милляра

Удивительно, насколько похоже начинаются биографии Александра Роу и Георгия Милляра! Оба они родились в начале XX века в обеспеченных семьях и рано остались без отцов. Только вот у Милляра отец скончался, а у Роу - бросил семью в год начала Первой мировой войны. Кстати, отцы у них были иностранными инженерами - ирландец Артур Уильям Роу и француз Франсуа де Мильё. Вот такие совпадения... Судьба свела двух талантливых людей в 1938 году, когда начинающему режиссёру Александру Роу доверили съёмки сказки "По щучьему велению" и он искал актёра на роль царя Гороха. Первые пробы Георгий Милляр провалил - сильно переволновался, но через некоторое время Роу пригласил его ещё раз и всё-таки утвердил на роль. Так началась история их сотрудничества, которое продолжалось 34 года практически без перерывов до самой смерти режиссёра. А в рамках этой статьи я предлагаю вспомнить наши самые любимые фильмы-сказки, поставленные Александром Роу, в которых играл его добрый друг Георгий Милляр. Год выхода:
Оглавление

Удивительно, насколько похоже начинаются биографии Александра Роу и Георгия Милляра! Оба они родились в начале XX века в обеспеченных семьях и рано остались без отцов. Только вот у Милляра отец скончался, а у Роу - бросил семью в год начала Первой мировой войны. Кстати, отцы у них были иностранными инженерами - ирландец Артур Уильям Роу и француз Франсуа де Мильё. Вот такие совпадения...

Судьба свела двух талантливых людей в 1938 году, когда начинающему режиссёру Александру Роу доверили съёмки сказки "По щучьему велению" и он искал актёра на роль царя Гороха. Первые пробы Георгий Милляр провалил - сильно переволновался, но через некоторое время Роу пригласил его ещё раз и всё-таки утвердил на роль. Так началась история их сотрудничества, которое продолжалось 34 года практически без перерывов до самой смерти режиссёра.

А в рамках этой статьи я предлагаю вспомнить наши самые любимые фильмы-сказки, поставленные Александром Роу, в которых играл его добрый друг Георгий Милляр.

Кащей Бессмертный

Год выхода: 1944

Роли Милляра: Кащей Бессмертный / старичок

Этот фильм - признанная классика советского кинематографа и одна из лучших режиссёрских работ Александра Роу! Удивительно, как при ограниченном бюджете в непростых условиях военного времени удалось создать настолько хорошее кино. Георгий Милляр поначалу отказывался играть Кащея, так как боялся, что не сможет воплотить столь сложный образ, но Роу никого больше не видел в этой роли и убедил актёра.

Уже на этапе утверждения сценария возникли трудности. Текст дали прочитать писателю Алексею Толстому, который высказался о нём резко негативно:

"Считаю этот сценарий конъюнктурным, художественно лживым, не народным, патриотизм его поистине квасным и посему — негодным".

Однако после проверки сценария в высших партийных кругах, фильму дали зелёный свет и съёмочная группа отправилась в Сталинабад (Душанбе). Там Георгий Милляр тяжело заболел малярией и после выздоровления весил всего 45 килограмм. Он выглядел как скелет обтянутый кожей и образу Кащея это только пошло на пользу - злодей получился действительно устрашающим. По словам актёра, к нему даже лошади боялись подходить.

После Сталинабада съёмочная группа переместилась в Тальменский район Алтайского края, где построили масштабную декорацию в виде деревни, которую полностью сожгли для сцены нападения войска Кащея. Также для большего драматизма спалили целое хлебное поле, на что пришлось получать разрешение из Москвы. Такие "жертвы" были не напрасны - фильм получился по-настоящему масштабным и захватывающим!

Премьера "Кащея Бессмертного" состоялась 9 мая 1945 года в барнаульском кинотеатре "Родина", а в широкий прокат картина вышла 27 мая. Спустя четыре года "Кащей Бессмертный" был выпущен в Японии и обрёл там невероятный успех, став самым кассовым советским фильмом на тот момент.

Учитывая год выхода картины, некоторые критики находили в образе Кащея сходство с Адольфом Гитлером, что категорически отрицал Георгий Милляр. Он говорил:

"Я до такой вульгарной трактовки не дошёл… Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен"
Действительно - устрашающий образ!
Действительно - устрашающий образ!

Вечера на хуторе близ Диканьки

Год выхода: 1961

Роли Милляра: Чёрт / сплетница

Кому как не Александру Роу нужно было доверить экранизацию мистической повести Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством"! Только этот режиссёр с его богатым и, как бы сейчас сказали - релевантным опытом мог в полной мере передать сказочную атмосферу знаменитого произведения. А уж роль Чёрта словно была создана для Георгия Милляра.

Натурные съёмки фильма проходили в Мурманской области в марте 1961 года, где была построена целая деревня. Активное участие в съёмках принимали местные жители, которые первыми увидели готовый фильм в Кировском Дворце культуры 15 декабря 1961 года.

Георгию Милляру приходилось несладко - он был всё время одет в тонкий тренировочный костюм, обклеенный шерстью, который совершенно не спасал его от сорокаградусного мороза. В этом костюме актёр валялся в снегу, падал в прорубь и стоял под мощным ветродуем. Так как употреблять спиртное ему было строго запрещено, то вместо водки и спирта он "грелся" тройным одеколоном.

-2

Королевство кривых зеркал

Год выхода: 1963

Роли Милляра: наиглавнейший церемониймейстер / возчик / вдовствующая королева

Повесть Виталия Губарева "Королевство кривых зеркал", опубликованная в 1951 году, мгновенно обрела бешеную популярность в СССР. История перевоспитания капризной девочки в сказочном королевстве, являющемся аллюзией на капиталистический мир, нашла отклик в сердцах советских граждан. Экранизация повести оставалась вопросом времени и, естественно, доверили её Александру Роу.

Выбирая девочек на главные роли, режиссёр отсмотрел 300 пар близнецов и, в итоге, ему приглянулись ученицы московской школы №499 - Таня и Оля Юкины. Озорные близняшки прекрасно справились со своими ролями и навсегда остались в истории советского кинематографа.

Георгию Милляру досталась небольшая, но запоминающаяся роль Наиглавнейшего Церемониймейстера. Кроме того, в эпизодах он сыграл возчика и вдовствующую королеву.

Создателям фильма пришлось проявлять настоящие чудеса изобретательности, чтобы воссоздать на экране сказочное королевство. Кроме натурных съёмок, активно использовались комбинированные - перспективные совмещения, дорисовки, домакетки и т.д. В съёмках также участвовали различные животные, среди которых особо стоит выделить беркута Карлушу.

Интересный факт! По мотивам фильма в 1985 году была издана 20-страничная книга-комикс, что было редкостью для Советского Союза.
Наиглавнейший церемонимейстер (справа)
Наиглавнейший церемонимейстер (справа)

Морозко

Год выхода: 1964

Роли Милляра: Баба-Яга / разбойник-дьяк

Пожалуй, самая известная и любимая зрителями советская сказка, образы героев которой давно обрели культовый статус, а фразы ушли в народ. Именно в этом фильме Георгий Милляр воплотил "каноничный" образ Бабы-Яги, с которым его ассоциируют по сей день.

Натурные зимние съёмки проходили в уже знакомых Александру Роу местах в Мурманской области. Актёры мёрзли по-настоящему, особенно Инна Чурикова, которой, ко всему прочему, пришлось в одной из сцен с аппетитом есть лук, вместо яблок.

"Морозко" очень понравился советским зрителям, а исполнительница роли Настеньки - Наталья Седых стала заложницей этого образа, сыграв похожую роль в следующей сказке Александра Роу "Огонь, вода и… медные трубы". Александр Хвыля, сыгравший Морозко, на долгие годы стал главным Дедом Морозом страны и много раз участвовал в Кремлёвских ёлках.

Интересный факт! "Морозко" был показан в американской передаче Mystery Science Theater 3000, как образец "трэшового" кино. Фильм высмеяли якобы за глупый и нелогичный сюжет, не разобравшись в нюансах русского фольклора.
Та самая Баба-Яга
Та самая Баба-Яга

Огонь, вода и… медные трубы

Год выхода: 1967

Роли Милляра: Кощей Бессмертный / Баба-Яга / глухой пожарный

Ещё один культовый фильм-сказка Александра Роу, который с большим удовольствием смотрят даже современные дети (двое моих сыновей обожают это кино). Я бы назвал эту картину настоящим бенефисом Георгия Милляра! Здесь он показал весь свой талант, воплотив сразу два "фирменных" образа - Бабы-Яги и Кащея Бессмертного.

Если Баба-Яга была, в целом, похожа на свою "коллегу" из предыдущей сказки "Морозко", то вот образ Кащея Бессмертного категорически отличался от показанного в одноимённом фильме 1944 года. Злодей у Милляра на этот раз получился не пугающим, а скорее комичным и немного нелепым. Поначалу он предстаёт перед зрителем больным стариком, который надумал жениться на дочери Бабы-Яги, а потом - моложавым "ухарцем", которому подавай другую невесту - помоложе, да покрасивее!

"Огонь, вода и… медные трубы" открыл советскому зрителю эффектного актёра Алексея Катышева, который исполнил роль угольщика Васи. К сожалению, его карьера в кино была недолгой. Он сыграл ещё в одной сказке Роу "Варвара-краса, длинная коса" и, после смерти режиссёра в 1973 году, оказался абсолютно невостребованным. Не выдержав трудностей, Катышев начал злоупотреблять алкоголем, развёлся с женой, остался без жилья, долгие годы перебивался временными заработками и трагически ушёл из жизни в 2006 году всеми забытый...

Помолодевший Кащей
Помолодевший Кащей

Варвара-краса, длинная коса

Год выхода: 1969

Роль Милляра: подводный царь Чудо-Юдо

В первый съёмочный день этой картины 65-летний Георгий Милляр сыграл свадьбу со своей соседкой по коммунальной квартире 59-летней Марией Васильевной. Прожили они душа в душу до самой смерти актёра в 1993 году...

Если же говорить непосредственно о фильме, то он представляет собой классический образец сказки Александра Роу, наполненной изобретательными художественными решениями и добрым юмором. Георгий Милляр на этот раз воплотил образ своенравного подводного царя. В этой роли у него был самый сложный грим за всю актёрскую карьеру.

Чудо-Юдо
Чудо-Юдо

Золотые рога

Год выхода: 1972

Роли Милляра: Баба-Яга / дед Маркел

Последний фильм Александра Роу и последняя Баба-Яга в исполнении Георгия Милляра. Сюжет картины является компиляцией сюжетов гуцульских и русских народных сказок. Как и предыдущие работы Роу, "Золотые рога" завоевали признание зрителей и собрали отличную кассу в кинотеатрах. Согласно официальным данным, фильм посмотрели 20,7 миллионов советских граждан.

Когда Александр Роу предложил своему другу в очередной раз сыграть Бабу-Ягу, то Милляр категорически отказался, объяснив это тем, что уже не может "изобретать" сказочную злодейку. Переубедить Георгия Францевича было практически невозможно. Тогда в дело вмешался гримёр Анатолий Иванов, который позвонил Милляру и предложил сыграть Бабу-Ягу так, как будто у неё 200 лет климакса. Актёр без раздумий согласился.

Баба-Яга у которой 200 лет климакса
Баба-Яга у которой 200 лет климакса

Финист — Ясный сокол

Год выхода: 1975

Роль Милляра: оборотень Кастрюк - слуга Картауса

Несмотря на то, что режиссёром этого фильма значится другой человек, я всё равно включил его в подборку, так как подготовку материалов и утверждение актёров осуществлял Александр Роу. К сожалению, мастера не стало 28 декабря 1973 года и он не успел принять участи в съёмках. С этой задачей прекрасно справился его ученик - Геннадий Васильев. Пожилой Георгий Милляр как всегда очень ответственно подошёл к своей роли и воплотил на экране образ противного, трусливого и подлого оборотня Кастрюка.

Фильм снимался в нескольких локациях, разбросанных по всему СССР - Звенигороде, Ялте, Суздале, Владимире. Отдельные сцены снимали на берегу Москвы-реки. Не обошлось без происшествий: исполнитель роли Финиста - Вячеслав Воскресенский упал с лошади, повредил позвоночник и эта травма беспокоила его всю жизнь. Больной радикулитом Михаил Пуговкин был вынужден несколько часов без одежды сидеть в имитации бани, которая была сделана из картона, а вместо пара туда пускали театральный дым.

Кастрюк
Кастрюк

Символично, что премьера картины состоялась ровно через два года после смерти Роу - 30 декабря 1975 года. "Финист — Ясный сокол" очень понравился советским зрителям и собрал в кинотеатрах рекордную кассу. Вячеслав Воскресенский моментально превратился из никому не известного актёра рязанского театра в кинозвезду всесоюзного масштаба.

А какая сказка Александра Роу ваша любимая? Делитесь своими мыслями в комментариях - пообщаемся;)

Это тоже интересно почитать!

Параллельные миры, боевые колдуны и Вассерман! Что мне понравилось и что огорчило в сериале "Последний богатырь. Наследие"

7 малоизвестных фактов о съёмках советского телефильма "Д`Артаньян и три мушкетера"

Он дружил с Мэрилин Монро и создавал Голливуд! История Джозефа Шенка - американского кинопродюсера, который родился и вырос в Рыбинске

Бег по небоскрёбу и погоня на вертолётах... 5 самых сумасшедших трюков Тома Круза!

Поседел, сменил амплуа и прославился на весь мир! История Лесли Нильсена - уморительного комика с серьёзным лицом