Русский импрессионизм — явление почти иллюзорное. Он вроде бы существует, но в то же время остается тенью в истории отечественного искусства. Почти каждый заметный русский художник начала XX века хотя бы раз примерял этот живописный язык, но движения, сплоченной группы, единой художественной программы в России так и не появилось .
Отечественная искусствоведческая традиция в целом склоняется к мнению, что русского импрессионизма как самостоятельного направления не существовало. Однако вот уже почти 10 лет Музей русского импрессионизма (МРИ) последовательно оспаривает эту точку зрения.
В своей книге «Импрессионизм в русской живописи» искусствовед В.А. Филиппов писал: "...это не дает оснований сомневаться в существовании русского импрессионизма. Просто он имел свое лицо и особую судьбу".
Новая выставка МРИ «Изображая воздух. Русский импрессионизм» ставит своей задачей раскрыть лицо русского импрессионизма.
Масштаб выставки впечатляет: 150 произведений, 70 художников, работы из 75 музеев и частных коллекций. Все три этажа МРИ превращены в пространство, где можно буквально раствориться в живописи, пропитанной светом, воздухом и цветом.
Ожидаемо много К. Коровина — самого преданного адепта импрессионизма в России. Наряду с громкими именами — В. Серов, Н. Фешин, П. Кончаловский, З. Серебрякова, Р. Фальк, И. Грабарь — здесь присутствуют и почти неизвестные широкой публике: К. Дыдышко, А. Лаховский, А. Ржевская, Л. Туржанский и др.
Выставка начинается с предтеч — И.Репина и В.Поленова. Оба не были импрессионистами, но заложили основу для его последующего развития. Илья Репин, хоть и утверждал, что русская живопись — это прежде всего содержание, а не игра красок, всё же привнес в свои работы "импрессионистические вольности": размашистый мазок, вибрацию света и воздуха. Поленов же первым среди академиков приравнял пленэрный этюд к законченному произведению, активно искал новые колористические решения, фактически подготовив почву для прихода импрессионизма в Россию.
Далее экспозиция раскрывается в двух направлениях. Первая плоскость — анализ ключевых особенностей импрессионизма и его живописного языка. Разделы выставки — "По направлению к свету", "Еще светлее", "Доминанта цвета", «Плэнер» – раскрывают ключевую особенность этого направления. Во главе угла в импрессионизме цвет, свет, воздух.
Импрессионисты вышли из мастерских, чтобы ловить быстротечные вспышки света, колебания теней, игру бликов на воде.
"Легкий сюжет", "Приятные хлопоты" напоминают, что художники-импрессионисты отдавали предпочтение легким, приятным темам, лишенным социальной нагрузки, воспевали радость жизни, будь то воскресный отдых в саду или игра солнечных пятен на скатерти.
Вторая плоскость — поиски национальной специфики русского импрессионизма. Один из самых интригующих разделов — «Черный импрессионизм». Русские художники часто работали с темной, даже мрачной палитрой.
«Мы не утверждаем этим разделом, будто бы французские художники не создавали темных работ, — уточняет куратор Наталья Свиридова. — Но у русских художников они встречались чаще по ряду причин. Это связано прежде всего с нашим климатом: полгода зимы, короткие дни, недостаток солнца, необходимость работать при плохом освещении — а ведь художники писали то, что видели. Кроме того, все они были так или иначе воспитаны на очень сильных традициях русского критического реализма, передвижничества, и темная палитра наследовалась ими естественным образом».
Еще одно важное наблюдение: русский импрессионизм не только стремился зафиксировать мимолетность, но передавал ощущение — и зачастую это было ощущение сдержанное, задумчивое, меланхоличное.
Русский импрессионизм не столь сильно акцентирует внимание на ежеминутной изменчивости и подвижности. Его интересуют не только живописные задачи, художники стремятся не утратить содержательность самого образа. Это отчетливо проявляется в портретах.
Так, например, Н. Фешин в портретах соединял импрессионистическую легкость с психологизмом.
Если французский импрессионизм был порождён динамичной городской средой- французы писали кафе, бульвары, скачки, - русский импрессионизм оказался тесно связан с провинциальными пейзажами, простотой деревенской жизни. Русские часто обращались к созерцательной тишине — запорошенные снегом деревенские избы, неторопливые улицы провинциальных городов.
Второй этаж выставки посвящен национальному мотиву: крестьянки А. Архипова соседствуют с утонченными зимними и осенними пейзажами И. Грабаря и П. Петровичева.
Еще одно наблюдение, которое становится очевидным по ходу выставки: почти все художники, впоследствии определившие облик русского авангарда, начинали с импрессионизма. М. Ларионов, Д. Бурлюк, А. Богомазов — их работы, представленные в экспозиции, показывают, что именно этот стиль стал отправной точкой для художественных революций XX века.
Но, пожалуй, главный подарок выставки — возможность открыть новые имена. Для меня таким открытием стал Николай Мещерин. Его неброские, тонкие, пуантилистические картины излучают невероятную лиричность.
Игорь Грабарь так сказал о нём: "Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь - такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, - ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов и ни малейшего желания во что бы то ни стало выделиться... он беззаветно любил русскую природу и знал ее так, как знали немногие..."
«Изображая воздух» — это не просто выставка, а приглашение к размышлению. Был ли русский импрессионизм полноценным направлением? Или это лишь набор блестящих фрагментов?
Выставка даёт редкий шанс — не просто увидеть шедевры, но и задуматься о многоликости русского искусства. Совершить личные открытия, составить собственное мнение. А это, согласитесь, лучший итог для любой художественной экспозиции.
📍 Музей Русского импрессионизма, "Изображая воздух. Русский импрессионизм" (14 февраля -1 июня 2025)
Стоимость полного входного билета - 650 руб (будний день), 850 руб (выходной)
Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал (ссылку на него оставлю в закреплённом комментарии). Присоединяйтесь!