Найти в Дзене
Уютный уголок | "Рассказы"

Ты недостойна моего сына! — но невестка не собиралась терпеть унижения.

— Ты себя слышишь? — крикнула Ольга Петровна, моя дорогая свекровь, хватая меня за локоть. Я смотрела на неё в недоумении и чувствовала, как у меня внутри всё холодеет. Она стояла в прихожей нашей квартиры с огромной сумкой, которую собиралась «временно» оставить у нас. Но мне на тот момент было не до сумок. В моих ушах звенели её слова: «Как ты вообще смеешь думать, что моего сына устроит такая жена, как ты?! Он может найти себе получше!»

Все произошло буквально за пару секунд. Ещё утром я мирно потягивала кофе и думала о том, что вечером мы всей семьёй отметим небольшой праздник — годовщину нашего знакомства. А теперь в моём доме раздавались бесцеремонные вопли человека, который вдруг решил, что я «недостаточно хороша» для собственного мужа. От возмущения у меня перехватило дыхание, да и говорить что-то путное сразу не получалось.

Тихо в коридоре стоял мой муж, Саша, вертя в руках связку ключей. По его растерянному взгляду было видно: он сам не ожидал такой вспышки гнева от своей матери. Но, к сожалению, вспышки раздражения со стороны свекрови тоже были не впервой. И мне предстояло вновь держать оборону — во всяком случае, так я думала в тот момент.

Позвольте представиться: меня зовут Юля, мне тридцать шесть. Я филолог по образованию, но уже несколько лет работаю копирайтером на фрилансе. Муж, Саша, — айтишник, человек, на редкость спокойный и рассудительный. Мы женаты четыре года, и все эти годы я старалась наладить отношения со свекровью. Поначалу казалось, что всё будет не так уж сложно: Ольга Петровна на первый взгляд была весьма доброжелательной женщиной, которая радовалась нашему союзу. Но стоило мне переехать к Саше (тогда он ещё снимал квартиру), как начались мелкие придирки.

То я «неправильно» глажу рубашки сыну, то «некрасиво» расставила посуду в сушилке. Потом она узнала, что у меня работа на дому, и это вообще стало поводом для сплошных насмешек: «Ленишься, наверное?» — бросала она в мой адрес невзначай, указывая, что «настоящая женщина» должна ходить в офис, «сидеть в декрете» или, на крайний случай, «хотя бы бизнесом заняться», раз уж так хочется свободы.

Мы с Сашей купили свою небольшую квартиру примерно год назад. Я думала, что теперь-то у нас будет личное пространство. Но не тут-то было: свекровь решила, что «раз у вас есть где разместиться, то почему бы не пожить у вас время от времени?». Она вообще любит путешествовать к своим родственникам в соседний город. Да что там, даже по магазинам за угол может пойти, а потом прийти к нам и развешивать свои покупки по всем стульям. Я не раз пыталась установить границы: говорила, что, например, у меня важный рабочий звонок или дедлайн, просила заранее предупреждать о визите. Но в ответ слышала лишь: «Да что тебе мешает? Я же тихонечко посижу, я же мать твоего мужа, мне можно!»

Все эти мелкие конфликты копились, как снежный ком. И вот сейчас, похоже, настал момент, когда он готов был сорваться с горы с оглушительным грохотом: свекровь стояла передо мной и в открытую заявляла, что я «неподходящая партия для её бесценного сына».

Я сглотнула ком в горле и тихо произнесла:

— Ольга Петровна, возможно, вы неправильно меня поняли. Я действительно не знаю, почему вы решили, что я…

— Да всё я правильно решила! — её голос звенел, будто рядом завелась пожарная сирена. — Ты же сама постоянно жалуешься, что у тебя то голова болит, то работа не клеится! Да я своему Сашеньке всю жизнь говорю: он заслуживает самую лучшую женщину, которая его будет ценить и обеспечивать уют!

Мой муж посмотрел на меня, потом перевёл взгляд на мать. Видно было, что он собирается что-то сказать, но отчего-то медлит. Мне это начинало жутко надоедать. У меня в груди разливался горячий коктейль из обиды и злости.

— Мам, — наконец, выдохнул Саша, — давай без скандалов, хорошо? Может, ты ошибаешься, и…

— Ничего я не ошибаюсь! — перебила его свекровь. — Юлька не умеет вести хозяйство. Постоянно сидит в компьютере, всё время пишет эти свои тексты… Зато разбирается в какой-то там зарубежной литературе, а нормальные дела сделать некому!

И тут я почувствовала, как у меня внутри загорается пламя. Все мои попытки сдержаться, не обидеть её, не испортить атмосферу в семье теперь казались смешными. Она попросту не хочет меня слушать, её цель — доказать, что я хуже некуда. Но надо было оставаться в рамках приличий — если не для самой себя, то хотя бы ради Саши.

— Ольга Петровна, — сказала я как можно мягче, стараясь не поддаться эмоциям. — Прошу вас, уберите, пожалуйста, эту сумку из середины коридора. Мы собирались в магазин, и вы вдруг влетели без предупреждения. Места в квартире немного, мне нужно пройти…

— Сумку ей мешает! — воскликнула свекровь и посмотрела на мужа. — Сашенька, ты видишь, как она ко мне относится? Даже сумка моя ей неугодна!

— Юля просто просит освободить проход, — попытался защитить меня муж, но его голос звучал так неуверенно, что у меня возникло подозрение: он сам боится её гнева.

— Я не могу поверить, что ты позволяешь ей указывать мне! — всплеснула руками Ольга Петровна. — Она не хочет меня слушать, не хочет понимать, что я желаю вам только добра. Я стараюсь советовать, помогать, а эта… эта девочка надувает губы и не ценит моих стараний!

Я сглотнула: девочка! Тридцать шесть лет, а я до сих пор «девочка», которой надо наставлять.

Я решила больше не спорить. Бесполезно. Холодным тоном повторила, что мы действительно опаздываем, предложила ей пройти в гостиную или на кухню — где ей будет удобнее.

— Я здесь постою! — свекровь как будто стала ещё твёрже, чем чугунная статуя. — Никуда не пойду, пока ты не извинишься!

— За что? — вырвалось у меня, хотя в глубине души я уже понимала, что диалог становится бесполезным.

— За то, что вот так грубо! За то, что посмела меня прикрикнуть убрать сумку!

— Я не кричала, — возразила я, — я просто попросила…

— Нет, ты кричала! Я слышала! — От её тона у меня внутри всё сжималось.

В коридоре стало тесно от напряжения. Обычно гостеприимные стены нашей квартиры, пропахшие кофе и корицей, теперь будто пропитались запахом скандала. Саша попытался было взять её под руку, чтобы спокойно отвести от меня, но свекровь вырвалась и, злобно зыркнув на меня, двинулась прямиком в комнату.

— Где у вас тут чай? — бросила она, будто уже хозяйка. — Я всё-таки приехала, можно было бы и накрыть на стол в честь моего визита.

— Ольга Петровна, мы вообще собирались… — начала я.

— Что значит «мы собирались»?! — повысила голос свекровь. — Если я у вас в гостях, имейте совесть — поприветствуйте, угостите, а не выставляйте с пустыми руками!

Я вздохнула. Внутри нарастал ропот недовольства. Мы действительно планировали поехать в магазин, купить продукты на вечер, потому что собирались отметить маленькую дату — годовщину нашего знакомства с Сашей. И вот теперь, вместо приятного совместного вечера, у нас вырисовывалась странная перспектива ссор, упрёков и опоздания в супермаркет.

Тем не менее, я снова попыталась не усугублять ситуацию. Пошла на кухню, включила чайник, достала печенье. Свекровь с важным видом устроилась за столом. Саша столбенел у окна, глядя то на меня, то на мать, будто не зная, на чью сторону встать.

— Ну вот, — сказала я сквозь сжатые зубы, — чай будет через минуту. Может быть, вы тогда снимете пальто, Ольга Петровна?

— Я что, помешала вам своими планами? — свекровь пронзительно посмотрела на меня. — Как я погляжу, ты не слишком рада моему приходу. Да у вас тут всё по расписанию, наверное: встала, поработала, посмотрела сериал, и ни минутки для семьи!

Я ощутила, что где-то в голове уже начинает звенеть колокол злости. Я не «всегда свободна», я работаю, плачу часть ипотеки, поддерживаю мужа. Моё свободное время — это пара часов в день, и те часто уходят на домашние дела, которые свекровь считает «неправильно сделанными».

— Знаете, — вмешался Саша, наконец обретя способность говорить, — давайте как-то по мирному решим всё. Мы действительно планировали сегодня отдохнуть вдвоём. Ведь годовщина, помнишь, мам? Я же рассказывал…

— А, годовщина, — фыркнула она, — наверняка эта твоя жена придумала какой-нибудь трогательный ужин с вином, да? Мой сыночек надорвётся в магазине с сумками! Ещё и готовить ведь придётся ему, потому что она, конечно, будет сидеть за компьютером.

— Я сама приготовлю, — наконец не выдержала я, — если вы не против.

— О, а вы это слышали? — свекровь снова обратилась к мужу, игнорируя меня. — Она спросила: «Если вы не против?» То есть она разрешения у меня спрашивает или у тебя? Ха, ну это вообще…

У меня внутри вскипала обида. Слёзы подступали к глазам, но я упорно моргала, стараясь удержать их.

— Знаешь, мама, — Саша встал со своего места и указал на коридор, — давай всё-таки мы не будем ссориться. Хочешь, мы тебе сами купим всё, что нужно. Может быть, ты сегодня переночуешь у себя дома, а потом с утра к нам подъедешь, если надо? Всё-таки завтра выходной, мы были бы рады вместе сходить куда-нибудь.

— Ах, вы меня выгоняете?! — свекровь резко встала, лицо её покраснело. — Я-то хотела остаться на ночь, но, видимо, тут мне места нет.

— Мама, никто тебя не выгоняет, — Саша начинал нервничать. — Но пойми, у нас план!

— Какой у вас план? — свекровь метнула на меня взгляд, полный презрения. — Поужинать романтично? А завтра, глядишь, она снова возьмётся за свой компьютер. И за что я буду тебя хвалить, сынок? За то, что женился на «ленивой»?

Меня передёрнуло от этого слова — «ленивая». Сколько раз я уже доказывала ей, что работаю не меньше, чем человек в офисе, а иногда и больше, потому что фрилансер сам планирует своё время и отвечает за всё? Но разве свекровь прислушается? Нет.

И тут во мне что-то надломилось. Я смотрела на это оскорблённое лицо, вспоминала все бесконечные «неправильно», «недостаточно хорошо», «лучшую жену заслуживает». Внутри что-то щёлкнуло, и я поняла: хватит.

— Ольга Петровна, — сказала я дрожащим, но оттого ещё более решительным голосом, — вы вторгаетесь в нашу жизнь. Вы врываетесь без предупреждения, критикуете меня, при этом считаете, что имеете полное право нарушать наш покой. Но так больше не будет.

— Что? — изумлённо переспросила она.

— Я уважаю вас как мать моего мужа, но я — взрослая женщина. И не позволю обращаться со мной, как с неумелым ребёнком. Не позволю называть себя «ленивой» или «недостойной»! Мой муж, ваш сын, выбрал меня, и мы счастливы вместе. Я много работаю, зарабатываю, забочусь о доме не меньше, чем Саша. Я устала от ваших претензий и упрёков.

В комнате повисла оглушающая тишина. Саша смотрел на меня круглыми глазами, видимо, не ожидая, что я так резко заговорю. Свекровь сжала губы, будто пытаясь подавить ответный крик.

— И если вы не согласны с нашими правилами, — продолжала я, — то, боюсь, вам придётся пересмотреть ваше поведение или приходить только по приглашению. Мне важно, чтобы у нас с Сашей было личное пространство — без постоянных критических замечаний и ворчания.

— Ох ты какая смелая стала, — процедила она сквозь зубы. — Прямо диктует условия!

— Да, я диктую условия в своей квартире. — Я посмотрела на мужа. — Саша, я хочу, чтобы у нас была здоровая обстановка. Я не против встреч, общения, помощи, но у нас должны быть границы.

Свекровь отпрянула на шаг, как будто её ударили током. Саша тихо, но с явственным облегчением сказал:

— Мама, Юля права. Хватит ругаться.

И тут я увидела, как в глазах свекрови загорается какая-то странная вспышка. Ей явно не нравилась эта ситуация, но, кажется, она понимала, что превзошла все разумные пределы.

— Ладно, — хмуро выдавила она, — не буду мешать вашим планам. Раз уж вы такие самостоятельные…

Она вскочила, схватила свою сумку. Швырнула на стол чайную ложку, так что та зазвенела о керамическую чашку.

— Я ухожу. Надолго. А может, и навсегда! Можете наслаждаться своей семьёй, в которой, видите ли, нет места для родной матери!

— Мама… — начал было Саша, но я удержала его за рукав.

Не хотелось спорить и оправдываться, ведь она сама только что обрушила на меня шквал обидных слов. Пусть делает, как хочет.

Свекровь, громко хлопнув входной дверью, ушла. На несколько секунд я осталась стоять посреди гостиной, пытаясь осознать: только что я сказала ей всё, что годами копилось в душе. И более того, Саша меня поддержал — пусть немного запоздало, пусть не слишком красноречиво, но поддержал.

— Юль, — пробормотал он, качая головой, — я понимаю, что моя мама перегнула палку, и ты была права. Прости, что я не сразу вступился.

— Да всё нормально, — я вздохнула, — я думала, она никогда не услышит, что я могу ответить. Вот услышала…

Мы немного помолчали, потом, словно по команде, рассмеялись. Ситуация была хоть и напряжённой, но почти комичной: мы стояли в полуодетом виде, собираясь бежать в магазин, а тут такая драма с криками, слезами и хлопаньем дверями.

— Может, всё-таки поедем за продуктами? — предложил Саша. — Мы же собирались сделать ужин на двоих.

— Конечно, — кивнула я. — Я бы ещё, знаешь, купила бутылочку вина. Кажется, сегодня она нам понадобится.

Саша улыбнулся и притянул меня к себе.

— Слушай, а что мы будем делать, если мама через пару часов вернётся? Она запросто может явиться снова, клянусь, я уже вижу, как её заворачивает обратно.

— Она же сказала «надолго, а может, и навсегда»… — я криво усмехнулась, — уверена, «навсегда» продлится дней пять максимум. Потом найдёт повод прийти, скажет, что ключи от почты потеряла или что-то вроде того.

— Ну ничего, — Саша пожал плечами, — у нас теперь правила. «В своей квартире мы диктуем условия». Помнишь?

— Ещё как помню.

Через полчаса мы вышли из подъезда, с облегчением дыша свежим воздухом. Впереди нас ждал замечательный вечер. И где-то глубоко внутри у меня шевельнулась маленькая искорка благодарности судьбе, что наконец-то моя свекровь услышала меня, пусть и таким скандальным способом.

Конечно, Ольга Петровна ещё покажет свой характер, я не строю иллюзий. Но теперь я чётко знаю: в конце концов, это наша жизнь и наша семья. И кто знает, может, после этой «встряски» мы найдём более мирный путь к взаимопониманию.

А пока я собираюсь полноценно насладиться вечером — тем самым, что должен был стать романтическим днём нашей годовщины, несмотря ни на какие скандалы и прогнозы свекрови, что «Саша легко найдёт себе жену получше». Ну-ну, посмотрим, кто тут ещё кому что найдёт…

Понравился вам рассказ? Тогда поставьте лайк и подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории из жизни.

НАШ ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ - ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ.