Найти в Дзене
Na_motorcycle

Пять упражнений на категорию «А»… Помогут ли на дороге?

Вы действительно думаете, что сдать на права – достаточно, чтобы уметь безопасно ездить?
Говорят, можно бесконечно смотреть на то, как горит огонь или течет вода, но не менее бесконечно можно слышать риторический вопрос: "А чему учат в мотошколе?".
Вопрос этот в основном задают люди, которые уже получили права и свою порцию опыта езды вне закрытой школьной площадки. Эмоции, как правило, у всех приблизительно одинаковые, а вот дальнейшие пути — нет. Кто-то решает недостаток знаний и опыта самостоятельной практикой или покатушками с друзьями, кто-то ищет школы и инструкторов, которые в состоянии дать необходимые знания, а кто-то начинает бояться ездить и со временем бросает "мотоциклизм".
Действительно, человек начинающий квест "получение прав категории А" редко может объективно оценить полезность полученных в школе знаний. Попробуем применить наш скромный опыт и провести параллели между упражнениями для сдачи на категорию "А" и реальной жизнью.
А в конце этой статьи дади
Оглавление

Вы действительно думаете, что сдать на права – достаточно, чтобы уметь безопасно ездить?
Говорят, можно бесконечно смотреть на то, как горит огонь или течет вода, но не менее бесконечно можно слышать риторический вопрос: "
А чему учат в мотошколе?".
Вопрос этот в основном задают люди, которые уже получили права и свою порцию опыта езды вне закрытой школьной площадки. Эмоции, как правило, у всех приблизительно одинаковые, а вот дальнейшие пути — нет. Кто-то решает недостаток знаний и опыта самостоятельной практикой или покатушками с друзьями, кто-то ищет школы и инструкторов, которые в состоянии дать необходимые знания, а кто-то начинает бояться ездить и со временем бросает "мотоциклизм".
Действительно,
человек начинающий квест "получение прав категории А" редко может объективно оценить полезность полученных в школе знаний. Попробуем применить наш скромный опыт и провести параллели между упражнениями для сдачи на категорию "А" и реальной жизнью.
А в конце этой статьи
дадим несколько рекомендаций, которые помогут не только при сдаче экзамена на категорию "А", но и при езде по дорогам общего пользования в реальной жизни.

Ранее мы выкладывали ролик на эту тему, кому лень читать, можете посмотреть его на нашем Telegram канале.
Основываться будем на Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80 (ред. от 05.03.2024).

Упражнение №1 "Проезд по "колейной доске" и Упражнение №2 "Габаритный коридор"

Упражнение №1 "Проезд по "колейной доске"
Упражнение №1 "Проезд по "колейной доске"

Кандидат в водители:

— осуществляет движение по "колейной доске";

— останавливается перед линией "СТОП" после проезда по "колейной доске" (по проекции переднего габарита);

— включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на мототранспортном средстве с механической коробкой переключения передач), о чем информирует поднятой вверх левой рукой и удерживает транспортное средство в неподвижном состоянии, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки;

— выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию "СТОП".

Упражнение №2 "Габаритный коридор"
Упражнение №2 "Габаритный коридор"

Кандидат в водители:

— осуществляет движение в габаритном коридоре;

— останавливается на расстоянии, не превышающем значение "Е" от линии "СТОП" (по проекции переднего габарита);

— включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на мототранспортном средстве с механической коробкой переключения передач), о чем информирует поднятой вверх левой рукой и удерживает транспортное средство в неподвижном состоянии, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки;

— выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию "СТОП".

Мы решили объединить эти два упражнения в одну категорию, потому что вопросов больше, чем ответов. Для начала — фантастика с доской. Нужно признать, что мы немного отстали от "прогресса" в области подготовки к сдаче на ВУ, несмотря на то, что когда-то занимались и этим в том числе. Однако, логика этих упражнений понимается только с большой натяжкой. Натяжкой совы на глобус. Фантастика заключается в самом факте необходимости проехать по возвышенности шириной 25 см (согласно регламенту). Какова вероятность попасть в подобную ситуацию? Что у нас шириной 25 см вообще? Разметка? По ней ездить вообще нежелательно, особенно в Москве (привет адгезии). Бордюр? Если вы заехали на бордюр - вряд ли стоит ехать по нему дальше. Пространство между ямами на дороге? Уже ближе, ближе к упоминанию двух проблем России.

Да, если остановить разгон абсурда, можно предположить, что еще есть колея, что даже название "колейная" подразумевает очевидные выводы. "Высота "колейной доски" не менее 0,02 м и не более 0,05 м". Высота предполагает, что вы едете в пространстве, которое не продавлено колесами и скатываться в колею от покрышки нельзя. Почему тогда ширина 25 см? Поведение покрышки в колее в корне отличается от поведения над колей. Это связано с рысканьем переднего колеса и касанием покрышкой краев углубления, по которому мы движемся.

Кстати, у каждого упражнения есть расшифровка, объясняющая, что именно за навык проверяют у кандидата в водители. Например, у "змейки" это выглядит так:

-3

У "скоростного маневрирования" это выглядит так:

 Цитируем Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80 (ред. от 05.03.2024)
Цитируем Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80 (ред. от 05.03.2024)

И даже у "габаритного коридора" есть уточнение:

 Цитируем Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80 (ред. от 05.03.2024)
Цитируем Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80 (ред. от 05.03.2024)

А вот так выглядит расшифровка у "колейной доски":

 Цитируем Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80 (ред. от 05.03.2024)
Цитируем Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80 (ред. от 05.03.2024)

Подпункт "а" это соответственно:

 Цитируем Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80 (ред. от 05.03.2024)
Цитируем Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80 (ред. от 05.03.2024)

Выводов не будет, будет позитив, ведь могло же быть и хуже...

А теперь вишенка на торте. Не на всех площадках МРЭО экзамен принимается строго по регламенту. Где-то можно встретить колею между двух досок (то есть, получается, не высота, а глубина), где-то буквально одна широкая доска, а где-то две узкие положенные рядом. К чему готовит это упражнение? Встречали ли вы на дорогах общего пользования доски?
Испытывали ли желание проехать по ней?
Эндуристам привет, мы знаем ответ.

Что же касается габаритного коридора, то к применимости вопросов нет. Но неужели человек, который проехал 6 метров по 25 сантиметровой доске, должен доказать свою профпригодность еще раз и проехать в туннеле шириной 1,2 метра, но уже дистанцию в целых 19,5 метров? Съехал с доски и вот ты уже в междурядье, так оно всегда и происходит (нет).

Упражнение №3 "Змейка"

Упражнение №3 "Змейка"
Упражнение №3 "Змейка"

Кандидат в водители:

— осуществляет движение по заданной траектории;

— последовательно объезжает разметочные конусы с левой и правой сторон;

— пересекает линию окончания выполнения упражнения.

Классика жанра, которая на площадке особых проблем ни у кого не вызывает. Особенно если не задумываться над происходящими процессами. Как правило проходится в режиме "оно само". Вопросов, касательно управления, зачастую также не возникает, что устраивает и обучающегося, и инструктора. Максимум, кандидат в водители может не уместиться в расстояние между конусами, если будет уезжать каждый раз слишком далеко.
Есть ли что-то, чему человек может по-настоящему научиться на этом упражнении? Конечно.
Взорвет ли новичку мозги информация о том, что есть несколько этапов руления и ими можно пользоваться для решения различных задач и на площадке, и вне? Разумеется.
Нужно ли это в условиях конвейерной подготовки для сдачи экзамена? Разумеется, нет.
Прагматизм заключается в "справился" или "не справился". Если первый вариант — переходим к следующему упражнению, если второй — инструктор предложит инструменты для решения возникшей проблемы. Качественные, простые, понятные, для змейки. Например, поджимать задний тормоз, если мотоцикл едет слишком быстро. Это проще, чем рассказывать про серую зону сцепления или уменьшать на школьном мотоцикле холостые обороты до мануальных значений. Никаких претензий к инструкторам, кстати говоря, они решают задачи в рамках системы наиболее эффективными методами. Именно поэтому многие из них занимаются частной практикой, где могут позволить себе отойти от принятых в школе стандартов обучения.

Упражнение №4 "Скоростное маневрирование"

Упражнение N 4 "Скоростное маневрирование"
Упражнение N 4 "Скоростное маневрирование"

Кандидат в водители:

— осуществляет движение, объезжая по заданной траектории разметочные конуса;

— пересекает контрольную линию (контрольные линии при выполнении упражнения по схеме "Б");

— последовательно проезжает габаритные ворота 1, 2 и 3;

— останавливается на расстоянии, не превышающем значение "П" от линии "СТОП" (по проекции переднего габарита);

— удерживает мототранспортное средство в неподвижном состоянии (на мототранспортном средстве с механической трансмиссией включает нейтральную передачу), коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки, о чем информирует поднятой вверх левой рукой;

- выезжает из зоны выполнения упражнения.

Время выполнения упражнения от момента пересечения передним колесом мототранспортного средства линии начала выполнения упражнения до момента пересечения задним колесом мототранспортного средства линии "СТОП" не должно превышать 35 секунд.

Великолепное упражнение, глоток свежего воздуха для обучающегося!
Здесь тебе и змейка и ворота и даже передачу переключить придется, а еще ограничение по времени и вообще получается первое знакомство с мотоджимханой. Ой, это же не про то... На самом деле "скоростное маневрирование", наверное, наиболее комплексное и хоть как-то приближенное к реальности упражнение. Однако, комплекс подразумевает сочетание нескольких навыков для достижения результата, но 35 секунд? Поспешать неспеша на дорогах общего пользования получается далеко не всегда, особенно в условиях загруженных мегаполисов. И если уж мы моделируем перестроения с последующим разворотом, почему бы не добавить остановку в воротах имитирующую пропуск встречного движения?

Здесь, кстати, на лицо диссонанс в целях устроенной проверки.
Если в "колейной доске" мы проверяем задатки эндуриста, то в "скоростном маневрировании" немного касаемся стиля городской езды.
По факту экзамен не готовит обучающегося к передвижению по дорогам общего пользования, а вынуждает его подстраиваться под выдвинутые требования, потому что иначе не откроют необходимую категорию.

Упражнение №5 "Габаритная восьмерка"

Упражнение №5 "Габаритная восьмерка"
Упражнение №5 "Габаритная восьмерка"

— осуществляет движение по заданной траектории;

— останавливается на расстоянии, не превышающем значение "Е" от линии "СТОП" (по проекции переднего габарита);

— включает нейтральную передачу (на мототранспортном средстве с механической трансмиссией), о чем информирует поднятой вверх рукой, и удерживает транспортное средство, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки.

Вот мы и добрались до камня преткновения всех "кандидатов в водители".
Больше, чем "восьмерка" людей на экзамене завалила, наверное, только "невнимательность".
Здесь можно было бы сразу перейти к разбору типичных ошибок и лайфхакам, предлагаемым инструкторами для прохождения испытания, но
для начала мы коснемся психоэмоциональной составляющей, которую обычно игнорируют.
Мы все по разному реагируем на стресс, но объединяет нас всех как минимум гипертонус мышц, который ограничивает наши движения. Зажатые плечи, руки и шея, туннельное зрение, снижение тактильных ощущений, невозможность регулировать усилие на ручках руля. Очень часто после экзамена все это остается начинающему водителю в подарок и на очень долгий срок. Даже если вы водитель со стажем, и вам кажется, что вы расслаблены - это может означать, что
вы просто привыкли к этому уровню напряжения и для вас он стал нормой.
Мы сталкивались с этим сами и видим это у подавляющего количества встречающихся нам мотоциклистов. А ведь
мотоцикл очень тонко реагирует на наше состояние, если обращать на это внимание. Достаточно в повороте сильнее чем обычно сжать кисть и тут же последует реакция.

Таким образом мы подходим к одной из главных проблем, которая со временем становится привычкой. Все мотоциклисты держатся за руль. И чем выше уровень стресса, тем сильнее люди начинают хвататься за палку, которая мало того, что плохо закреплена, так еще и влияет на траекторию движения. Это не плохо, и не хорошо, это нормально, потому что мы все люди. Однако, от этого не только можно, но и нужно отучаться, ведь у мотоцикла есть более подходящие и стабильные точки опоры. Возвращаясь к теме обучения в мотошколе, лучшее, что рекомендуют в этой ситуации — поплотнее обхватить бак ногами. Таким образом перенапряжение с рук уходит на ноги, появляется точка опоры и рулить становиться проще, а поскольку ноги сильнее рук, усталость накапливается дольше. И все же это в большей степени скрывает симптомы, а не решает проблему.

Чтобы по-настоящему познакомить человека с базой управления мотоциклом необходимо потратить значительно больше времени, чем тратится на подготовку к сдаче экзамена. Кроме того подход должен быть системным, комплексным и единым. Обучающий должен обладать большим количеством профессионального, специфичного опыта, который нарабатывается в процессе работы. Резюмируя все выше написанное, мы получаем то, что инструкторы в мотошколах, безусловно, являются специалистами по подготовке к сдаче практической части экзамена на право получения категории А, а упражнения экзамена не отражают объективные реалии, с которыми столкнутся новички на дорогах общего пользования.
Мы же, обучающие на дорогах общего пользования, можем дать свои рекомендации, которые, кроме того, помогут при подготовке к сдаче экзамена.

Первое и основное взгляд.

Не смотрите под колесо или ближайший объект, не ждите, когда доедете до намеченной точки. "Залипая" взглядом, вы ограничиваете свои возможности для движения дальше и создаете ситуацию, в которой будете вынуждены торопиться, что, в свою очередь, создает порочный круг действий. Вам не нужно видеть руки и мотоцикл, чтобы двигаться по намеченному маршруту. Возможно поначалу это будет тяжело, так как пропадает ощущение контроля, но наш удивительный мозг перестроится и начнет собирать тактильную информацию вместо визуальной.

Правильная посадка залог комфорта и наоборот.

Вы сидите на сидении, а ногами стоите на подножках, это ваши основные точки контакта с мотоциклом, которые тем не менее незаслуженно обделены вниманием. "Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю", — утверждал Архимед, размышляя о рычагах. В нашем случае подножки и седло являются наилучшей точкой опоры, а руль играет роль рычага. Держась за него мы попадаем в ситуацию в которой он либо плохая точка опоры, либо очень чувствительный рычаг, а поскольку это еще и очень эффективный рычаг, он все же позволяет нам кое-как управлять траекторией движения.

Есть еще один нюанс с которым мы часто сталкиваемся, общаясь с мотоциклистами.

Человек в своей повседневной жизни редко сталкивается с чем-то, что требует координированного, плавного и рассчитанного воздействия. Все предметы вокруг нас созданы с учетом нашей физиологии, и вряд ли вам приходится рассчитывать усилие на ручке двери или переключателе света. В связи с этим люди воздействуют на руль очень грубо и только в этом случае чувствуют, что делают. Однако, когда мы не держимся за ручки руля и воздействуем на него, прикладывая усилие в наиболее эффективном векторе движения, мы получаем максимум результата за минимум работы, и очень часто это действие ускользает от наших ощущений. В связи с этим у разных людей на одном и том же мотоцикле качество управления может значительно различаться. Чтобы научиться дозировать усилие и сразу чувствовать обратную связь от мотоцикла требуется определенный уровень желания, внимания и повторения, что подводит нас к заключительной идее.

Практический накат это очень важно.

Однако, особенно это касается новичков, желательно следить за повторяемостью действий. Мотоцикл сам по себе достаточно противоречивое для нашего мышления средство передвижения. Самый яркий пример свойственный всем двухколесным транспортным средствам — контрруление. Сомневаетесь или не согласны?
Попробуйте аттракцион "пяьный велосипед" или понаблюдайте за передним колесом дрифтящих стантрайдеров.
Интеллектуально мы можем понимать, что чтобы повернуть налево, нужно сначала повернуть колесо направо, так как без образующегося наклона мотоцикл траекторию изменить не сможет, но на практике это может вызывать срабатывание инстинктов самосохранения. Привет старичку Кейту Коду! Срабатывание этого механизма говорит о том, что мы делаем что-то, что не нравится бортовому компьютеру в нашей черепной коробке и, чтобы избавиться от этого "страха", компьютер нужно научить. Поскольку с первого раза научиться он не может ему нужно множество повторений с которыми он получает необходимый опыт и статистическую выборку. Именно здесь заключается основная проблема. Мотоцикл дарит эмоции, так хочется просто покататься, получить удовольствие, а не сосредоточенно напрягаться следя за своими движениями, чтобы переучить мозги. В конечном итоге, каждый раз достигая одного и того же результата разными способами, мы ломаем компьютеру всю статистику, и, тем самым, увеличиваем время, которое понадобится для обучения и формирования устойчивой привычки.

Да, обучение зачастую не соответствует нашим ожиданиями касательно получения удовольствия, но эта инвестиция многократно окупается со временем. А ведь никто не покупает мотоцикл, чтобы попасть в опасную или жизнеугрожающую ситуацию, верно?