2024 год. США. Режиссер Стефон Бристол. В ролях: Милла Йовович, Дженнифер Хадсон, Куавенжане Уоллис, Common, Сэм Уортингтон, Рауль Кастильо
Время апокалипсиса: 2039 год
Причина апокалипсиса: экологическая катастрофа
Масштаб апокалипсиса: вся планета
В феврале 2022-го вероятность атомной войны и последующей гибели человечества от радиации резко возросла. Каждый реагировал на это в соответствии с собственными возможностями. Российские чиновники и олигархи обзавелись противорадиационными убежищами, Илон Маск ускорил марсианскую программу, а кинематографисты бросились снимать кино.
Постапокалы, конечно, снимали и раньше. Поэтому мы все тут и собрались. Но к 2024-му году, когда производственный цикл довел начатые в 2022-м проекты до экранов кинотеатров и телевизоров, рефлексия американских, европейских, корейских, японских и даже российских кинематографистов по поводу гибели цивилизации стала выглядеть особенно массовой. В этом году синхронно появились: «Фуриоса», «Фоллаут», «Всемирный потоп», «Тихое место: День первый», «Бетонная утопия», «Охотники с пустоши», «Хищные земли», «Планета обезьян: Новое царство», «Падение империи», «Апокалипсис Z: Начало конца», «Укрытие», сразу несколько сериалов из вселенной «Ходячих мертвецов», «Гельголанд 513», «Черный рыцарь» и «Последний ронин».
Однако был и еще один фильм, настолько камерный и нишевый, что он прошел ниже всех радаров практически никем не замеченный, несмотря на то, что в главных ролях там одновременно задействованы звезда «Обители зла» и «Пятого элемента» Мила Йовович, главный герой «Аватаров» Сэм Уоргтингтон, одна из немногих ныне живущих обладательниц всех четырех главных американских премий («Оскар», «Тони», «Эмми» и «Грэмми») Дженнифер Хадсон, а также одна из самых юных номинанток на «Оскар» (ее выдвинули на премию в шесть лет за роль в фильме «Звери дикого Юга») Куавенжане Уоллис.
Все эти прекрасные актеры оказались вовлечены в конфликт за обладание бункером, снабженным продвинутой системой воспроизводства кислорода, ведь по задумке создателей «Дыши!» 2033-м году неизвестная экологическая катастрофа сделала весь воздух на поверхности Земли непригодным для дыхания.
Спустя шесть лет большая часть людей, животных и растений погибла. Но четверка счастливчиков заперлась и выжила в надежном убежище с революционной кислородной установкой, собственноручно изготовленной талантливым инженером, которого играет популярный чикагский рэпер и киноактер по-прозвищу Common («Козырные тузы», «Отряд самоубийц», «Гангстер», «Джон Уик 2», «Терминатор 4»).
Впрочем, Common, вместе с отцом, сверхминималистичная роль которого досталась заслуженному артисту Дэну Мартину («Военные потери», «Человек, которого не было», «Школа рока», «Лучше звоните Солу»), довольно быстро покидает постапокалиптический Бруклин. И оставляет жену (Хадсон) и дочь (Уоллис) выживать самостоятельно, независимо от чьего бы то ни было патриархального мнения.
Проблема в том, что у мамы с дочкой классический поколенческий конфликт. Без папы в виде рефери практически каждый их разговор заканчивается истерикой и скандалом. Так что общаться они стараются поменьше.
Чтобы как-то справиться с одиночеством, дочка наговаривает в рацию длиннющие монологи. Режиссер со сценаристом помещают в эту болтовню большую часть экспозиции. А ребенок дает себе психологическую разрядку. И не дает умереть надежде на то, что папа услышит, что папа придет.
Но на той стороне эти трогательные послания слушает вовсе не папа-Common. А компания ушлых выживальщиков (Йовович и Уоргтингтон, которые в представлениях не нуждаются, плюс Рауль Кастильо — «Гнев человеческий», «Армия мертвецов»), умирающих от недостатка воздуха на заброшенной станции метро в Филадельфии.
Довольно скоро они заявляются на порог к Куавенжане и Дженнифер. И то уговорами, то хитростью, то грубой силой пытаются пролезть в убежище, превращая эко-постапокал в «Нападение на 13-ый участок». Ну, правда, на минималках, конечно. Стрелков и переговорщиков с обеих сторон тут поменьше.
Режиссер Стефон Бристол и его сценарист Даг Саймон давят на то, что между защитниками крепости и нападающими цивилизационный конфликт. Common и его семейство — интеллектуалы и интеллигенты, все стены их убежища заставлены дипломами об образовании, свидетельствами о научных степенях, чемпионскими кубками за победы в математических состязаниях и пластинками Колтрейна. А атакующие ведут себя как агрессивные и злобные дикари. Создатели фильма подкрепляют эту мысль цитатой: «Образование — это наш паспорт в будущее, потому что завтра принадлежит тем, кто готовится к нему сегодня».
Однако личность человека, который произнес эти слова, намекает на дополнительный подтекст и антагонизм фильма, не менее важный для его продюсеров, режиссера и сценариста. Убитый в 1965-м году исламский проповедник Малкольм Икс, которого цитируют Common и его смышленая дочурка, был видным борцом за права чернокожих. Все высокоинтеллектуальные защитники эко-бункера — черные. А нападающие на них Уортингтон, Йовович и Кастильо не кто иные, как тупоголовые и наглые белые варвары, которые хотят завладеть землей и имуществом своих афроамериканских врагов. Вот такая ситуация.
Дело в том, что Саймон и Бристол, так же как исполнители главных ролей Дженнифер Хадсон и Куавенжане Уоллис начинали и долгое время работали со Спайком Ли и другими эмиссарами движения BLM в Голливуде. И сегодня, в некотором смысле, продолжают дело своих духовных учителей и наставников. А «Дыши!» в этом свете — не просто очередной экономичный постапокал про бункер и парочку печальных выживальщиков, но первый в нашей коллекции фильм в защиту чернокожих, кино активистское, политическое и, можно сказать, революционное.
Удачного просмотра.