Найти в Дзене

Какие основные черты российского мировоззрения?

По моему мнению, изучение российского мировоззрения позволяет нам более полно и точно представить весь ход развития России, определить важнейшие смысловые и целевые установки, разработанные нашими предками, которые вдохновляли их на совершение реальных исторических деяний, и, наконец, понять внутренние побудительные причины как конкретных поступков различных исторических деятелей, так и многих исторических событий. Что же из себя представляет мировоззрение? Мировоззрение — это система взглядов, убеждений, идеалов, принципов, определяющих отношение субъекта к окружающему миру, к обществу, к самому себе, а также практическую деятельность человека. Значение мировоззрения состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, а значит и мотивов его деятельности. Мировоззрение выполняет ряд функций. Среди них можно выделить: познавательную, оценочную, интегративную, социальную, прогностическую функции. Познавательная функция заключается в накопление, система

По моему мнению, изучение российского мировоззрения позволяет нам более полно и точно представить весь ход развития России, определить важнейшие смысловые и целевые установки, разработанные нашими предками, которые вдохновляли их на совершение реальных исторических деяний, и, наконец, понять внутренние побудительные причины как конкретных поступков различных исторических деятелей, так и многих исторических событий.

Что же из себя представляет мировоззрение? Мировоззрение — это система взглядов, убеждений, идеалов, принципов, определяющих отношение субъекта к окружающему миру, к обществу, к самому себе, а также практическую деятельность человека.

Значение мировоззрения состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, а значит и мотивов его деятельности.

Мировоззрение выполняет ряд функций. Среди них можно выделить: познавательную, оценочную, интегративную, социальную, прогностическую функции.

Познавательная функция заключается в накопление, систематизации, выработке разнообразных методов познания природы, общества и самого человека.

Оценочная функция состоит в ценностном восприятие мира и самого себя.

Интегративная функция означает объединение представлений, верований, убеждения личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей.

Социальная функция играет важную роль в формирование целостного взгляда на процессы и явления, происходящие в обществе, на место человека в обществе.

Прогностическая функция выполняет задачу прогнозирования развития окружающего мира и самого себя.

В наиболее полной степени мировоззрение того или иного народа раскрывается в религиозно-философских и литературно-художественных формах. Прежде всего это характерно для российской духовной и мыслительной традиции.

Для русских мыслителей разных веков главной задачей было постижение смысла жизни человека и человечества в их абсолютной цельности и неразделенности. Один из главных моментов, отличающих русскую мыслительную традицию, в частности от западноевропейской, заключается в иной постановке исходных мировоззренческих вопросов. Античные и западноевропейские мыслители по преимуществу концентрировали свое внимание на исходных причинах рождения мира, на причинах появления человека и на способностях человеческого разума познать эти причины. Иначе говоря, они искали ответы на вопрос: что есть все?

Единственный вопрос, волновавший отечественных деятелей, был иным — зачем есть все? Иначе говоря, искался смысл существования природы, общества и человека, т. е. цель и итог их существования, а не причины их возникновения. Таким образом, главная задача, поставленная русскими мыслителями, — понять, постичь конечный итог жизни нашего мира и уже с этой точки зрения, с позиции итога осмыслить и причины, и сам ход жизни человечества.

Главной отличительной чертой русской мысли связано и то, что одной из центральных тем была тема идеала. Понимание итога человеческой жизни русские мыслители облекали в форму идеалов, представлений о том, как должен быть устроен мир, как должен жить каждый человек. При этом сами идеалы воспринимались и формулировались прежде всего как нравственные идеалы. И практически вся русская мысль именно с позиции высших идеалов оценивала реальную историю, реальных исторических деятелей. Идеалы всегда приобретали в России религиозно-мифологическую окраску, когда желание, мечта о рае на небесах или о построении рая на Земле оказывались важнее и даже более реальными, нежели сама повседневная и достаточно трудная жизнь.

Размышления над смыслом жизни отдельного человека и всего человечества, раздумья над смыслом истории вообще необходимо выводили отечественных философов еще на одну тему: какое место в общечеловеческой истории занимает Россия? В чем смысл существования России на Земле? Эта тема была одной из самых основных в русской философской и общественной мысли. Сама непохожесть России ни на Запад, ни на Восток вызывала у российских мыслителей двойственную реакцию. С одной стороны — признание отсталости в развитии России, особенно по сравнению с развитием западных «цивилизованных» стран. С другой стороны — гордость и ощущение вселенской миссии русского народа, избранного Самим Богом для исполнения на Земле Его Божественных замыслов. Эта двойственность восприятия Запада, даже определенный духовно-психологический комплекс по отношению к Западу продолжает существовать и в наши дни.

Отечественных мыслителей всегда волновала проблема человека, и прежде всего проблема его нравственных качеств, — и это тоже своеобразная черта русской мысли и ее вечная тема. Например, известный историк русской философии и богослов, протоиерей В. В. Зеньковский считал, что антропоцентризм — чуть ли не главная отличительная черта русской мыслительной традиции вообще, а моральные темы занимают в ней самое главное место.

Прежде чем говорить о современном российском мировоззрении необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации признает идеологическое многообразие и закрепляет в статье 13, что «никакая идеология в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Также Конституция Российской Федерации закрепляет, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Российская Федерация является светским государством.

Существует такое понятие как базисные традиционные ценности.

Базисные традиционные ценности — это ценности, выработанные в результате многовекового исторического и духовно политического развития народов России в сложившихся природно-климатических, географических, конкретно-исторических, духовно нравственных и социально-политических условиях и являющиеся непременным фактором формирования общенациональной и политической идентичности народа.

Опора на базисные традиционные ценности обеспечивает государству и обществу собственный, подтвержденный многовековым историческим опытом ответ на любые, в том числе новые и новейшие, глобальные вызовы, что становится важнейшим условием непрерывности и стабильности дальнейшего исторического развития.

Нельзя отрицать тот факт, что на протяжение всего исторического развития традиционные ценности выступали основой российского мировоззрения. Согласно п. 91 Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

В российском мировоззрении традиционная семья сегодня — это не просто союз мужчины и женщины, это базовый элемент единства современного российского общества и государства. В истории России традиционная семья всегда являлась значимым институтом социализации личности, так как в семье начинается становление личности, ее формирование в качестве гражданина, осознающего свою ответственность и перед своими близкими, и перед обществом в целом. Семья также является основным способом передачи традиционных ценностей подрастающему поколению.

Традиционная семья
Традиционная семья

В российском мировоззрении часто присутствует консерватизм, то есть стремление сохранить традиционные ценности и институты. Это подтверждается политикой современного российского государства. При этом стоит отметить, что консерватизм в российском мировоззрении является здоровым и не препятствует развитию. Как сказал В.В. Путин, цитируя слова Н.А. Бердяева: «Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию».

Также можно утверждать, что в современном российском массовом сознании существует в основном единая система политических ценностей. Наиболее значимыми для граждан являются ценности мира, безопасности, законности, порядка, справедливости, свободы и прав человека.

Дорогие читатели, спасибо за внимание! Надеюсь вам понравилась данная статья! Пожалуйста, оставляйте свои комментарии, делитесь своим мнением, как можно улучшить подачу материала!

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Антюшин С.С. Основы философии: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2024. — 422 с.

4. Новости. В. Путин: Смысл консерватизма в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме. Официальный сайт Первого канала. URL: https://www.1tv.ru/news/2013-12-12/55771-v_putin_smysl_konservatizma_v_tom_chto_on_prepyatstvuet_dvizheniyu_nazad_i_vniz_k_haoticheskoy_tme (дата обращения: 14.11.2024).

5. Основы российской государственности: учебное пособие для студентов, изучающих социогуманитарные науки / Т. В. Евгеньева, И. И. Кузнецов, С. В. Перевезенцев, А. В. Селезнева, О. Е. Сорокопудова, А. Б. Страхов, А. Р. Боронин; под ред. С. В. Перевезенцева. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023.

6. Шуталева А. В. Философия: учеб. пособие / А. В. Шуталева, Н. И. Сав-цова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017 – 112 с.