Найти в Дзене

Поэт технического века

Дважды за этот полет аэроплан падал. Пассажиров было всего трое, хотя мест продавалось 20. Все обошлось, но обратным рейсом художник Александр Лабас возвращался один. Ничто не могло поколебать его веру в чудо технического прогресса. Лабас, Дейнека, Пименов и еще несколько молодых художников объединились в 1925 году в группу ОСТ (Общество станковистов). Они чувствовали себя поэтами нового века и были захвачены его скоростью, движением и красотой. ОСТовцы обожали работы немецких экспрессионистов, но видели их как-то очень по-своему. То, что там ужасало и пугало: урбанизм, мрак современных городов, здесь покоряло и восхищало. У них был такой искренний восторг перед «лампочкой Ильича», что позавидовать можно. Лучшие работы Лабаса 1920-30-х годов наивны и прекрасны. В них нет ни трагедии, ни драмы. Это светлое утро человечества индустриальной эпохи. Вот велосипед едет по дороге к аэродрому. А вокруг изумрудная зелень и небо с парящим аэропланом. Вот дирижабль появляется из бесконечного дымч

Сегодня 125 лет со дня рождения Александра Лабаса. Прекрасный повод вспомнить прекрасного художника.

Дважды за этот полет аэроплан падал. Пассажиров было всего трое, хотя мест продавалось 20. Все обошлось, но обратным рейсом художник Александр Лабас возвращался один.

Александр Лабас
Александр Лабас

Ничто не могло поколебать его веру в чудо технического прогресса. Лабас, Дейнека, Пименов и еще несколько молодых художников объединились в 1925 году в группу ОСТ (Общество станковистов). Они чувствовали себя поэтами нового века и были захвачены его скоростью, движением и красотой.

Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931. Государственная Третьяковская галерея
Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931. Государственная Третьяковская галерея

ОСТовцы обожали работы немецких экспрессионистов, но видели их как-то очень по-своему. То, что там ужасало и пугало: урбанизм, мрак современных городов, здесь покоряло и восхищало. У них был такой искренний восторг перед «лампочкой Ильича», что позавидовать можно.

Александр Лабас. В полете. 1935. Государственная Третьяковская галерея
Александр Лабас. В полете. 1935. Государственная Третьяковская галерея

Лучшие работы Лабаса 1920-30-х годов наивны и прекрасны. В них нет ни трагедии, ни драмы. Это светлое утро человечества индустриальной эпохи.

Александр Лабас. Вечером на пути к аэродрому. 1928. Государственная Третьяковская галерея
Александр Лабас. Вечером на пути к аэродрому. 1928. Государственная Третьяковская галерея

Вот велосипед едет по дороге к аэродрому. А вокруг изумрудная зелень и небо с парящим аэропланом. Вот дирижабль появляется из бесконечного дымчато-голубого пространства. И снова небо, огромный корабль и несколько красных точек: флажок, звезда, фигурки людей. А вот из зыбкого тумана выплывают контуры парохода.

Александр Лабас. В кабине аэроплана. 1928. Государственная Третьяковская галерея
Александр Лабас. В кабине аэроплана. 1928. Государственная Третьяковская галерея

Самое печальное, что эта светлая песнь индустриализации оказалась не ко двору. Лабас попал под раздачу борьбы с формализмом и вернулся на художественную сцену только в 1960-е годы. Он дожил до начала 1980-х. У него были выставки, картины приобретали музеи.

Александр Лабас. Метро. 1935. Государственная Третьяковская галерея
Александр Лабас. Метро. 1935. Государственная Третьяковская галерея

Только люди стали все больше думать не о чудесах прогресса, а о том, до чего «дошёл» этот прогресс. Кто теперь мог поверить, что много лет назад все казалось иначе!

Когда небо было таким высоким и когда летели, ехали и плыли к новым берегам дирижабли, аэропланы, пароходы и поезда.

Александр Лабас. Наш переулок утром. 1929. Государственная Третьяковская галерея
Александр Лабас. Наш переулок утром. 1929. Государственная Третьяковская галерея

Чем Лабас прекрасен сегодня? Его картины по-прежнему легки и красивы. Как ни любил Лабас технические чудеса новой эпохи, главным для него оставались цвет и пространство. Он словно не жил, а парил в каком-то своем фантастическом мире.

На выставке в Новом Иерусалиме
На выставке в Новом Иерусалиме

Не зря его выставку, которая сейчас проходит в Новом Иерусалиме, так и назвали - «Невесомость».

#искусство #живопись #лабас #история #историихудожников #художник #картины