Найти в Дзене
Всемирная история.Ру

"Напали в ночи, но не нокаутировали" — воздушный рекорд операции "Барбаросса"

Оглавление

Почему операция "Барбаросса" установила не один, а два военных рекорда? В какое число немецкие историки оценивают количество погибших советских граждан, ставших жертвами люфтваффе во время советско-германской войны? И по какой причине не стоит хаять англосаксов за разбомбленный Дрезден?



Рекорд в рекорде

22 июня 1941 года в 4:15 утра предрассветную тишину на советской границе разорвал гул десятков тысяч орудий. А уже в 4:30 началось массированное вторжение германских войск в СССР. Гигантское сухопутное наступление невиданных ранее масштабов, в одночасье растянувшее огненный вал от Балтийского до Чёрного морей, стало ядром гитлеровской "операции Барбаросса" и до сих пор остаётся непревзойдённым рекордом мировой военной истории. Хотя, на самом-то деле, он стал "лишь" вторым рекордом того страшного, вероятно, самого страшного утра нашей истории. Ведь беспримерной наземной атаке предшествовал крупнейший авиаудар всех времен и народов, в которой участвовало большинство из примерно 3000 немецких самолетов!

В наши дни действия люфтваффе 22 июня 1941-го рассматриваются исключительно через призму больших советских потерь (канонические 1200 самолётов "на мирно спящих аэродромах"). И лишь очень немногие с полной ясностью осознают, что скоординированный и размашистый авиаудар на 3000-км пространстве от Мурманска до Севастополя остаётся самым гигантским воздушным предприятием за всю историю военной авиации. А где масштаб в размахе, там и масштаб в результатах — это аксиома (и именно с этого факта следует начинать любые разговоры о масштабах советских потерях).

Нужно сказать, что серьезное планирование воздушной составляющей "Барбароссы" началось гораздо позже "общего замысла". С 20 февраля 1941-го разработкой предстоящей операции занимались в Академии люфтваффе в берлинском Гатове. Тамошними спецами за три месяца был разработан многоступенчатый план, предполагавший быстрое завоевание господства в советском воздухе. Лишь после этого гитлеровским "соколам" следовало сконцентрироваться на оперативных задачах по поддержке наступающего вермахта. Основной же рецепт "завоевания господства" виделся во внезапных массированных налётах на советские аэродромы, а также в быстром уничтожении складов ГСМ и центров логистики (разумеется, был учтён опыт польской, скандинавской и французских кампаний). Не буду далее углубляться в эту тему, ибо история планирования операции, в том числе и деятельность разведывательной "группы Ровеля" (залетавшей на советскую территорию вплоть до Казани), заслуживают отдельной книги. Но в предстоящей операции намечалось задействовать силы 4 воздушных флотов, которые по разным оценкам насчитывали более 3000 самолетов разных типов (с союзниками Оси — более 4000 самолетов).

-2

Важно подчеркнуть, что гатовские планировщики изначально отлично знали о советском превосходстве в силах (немецкая разведка выявила 7500 советских самолетов в европейской части СССР), но относились к этому весьма спокойно. Ведь, с одной стороны, была информация, что половина этого парка безнадёжно устарела (или находилась в ремонте), а с другой — уровень командования, подготовки и боевой выучки советского лётного персонала оценивались немцами крайне низко. С таким настроем они и начинали "блицкриг"...

В целях маскировки переброску основных сил люфтваффе на восток провели в последний момент — буквально за считанные дни до нападения на СССР. По послевоенным воспоминаниям немецких летчиков, в "день Х" они уже с часу ночи толпились на своих аэродромах, ставшими похожими на "растревоженные пчелиные улеи". Накануне вечером им зачитали "обращение фюрера", поэтому весь задействованный лётный состав пребывал в рабочем возбуждении. Первые группы самолетов, которым выпала "честь" первого удара, стали покидать места базирований ещё затемно...

Летчики и техники люфтваффе на одном из аэродромов в оккупированной Польше
Летчики и техники люфтваффе на одном из аэродромов в оккупированной Польше
Воспоминания лётчиков о том дне разнятся, но все сходятся в одном...
Воспоминания лётчиков о том дне разнятся, но все сходятся в одном...
...возбуждение, которое они испытали, стало самым ярким воспоминанием всей их жизни
...возбуждение, которое они испытали, стало самым ярким воспоминанием всей их жизни

Самый длинный день

По заранее выверенному маршруту самолеты направлялись навстречу поднимающемуся рассвету. Точно по расписанию в 3 часа утра (в 4 по московскому времени) они синхронно пересекли границы СССР на всем её 3000-км протяжении. Чтобы максимально выгоднее реализовать оперативную внезапность, машины шли на предельно возможных высотах. Таким образом, именно люфтваффе 22 июня 1941 года первыми пересекли советскую границу и зажгли фитиль самой кровопролитной войны в истории человечества (ну, не считая диверсантов абвера, проникших на советскую территорию вечером 21 июня).

Но далеко не всё прошло в то утро по намеченному расписанию. Кое-где кровавые эксцессы с немецкой авиацией начались ещё до начала войны. Так, в 3:13 утра (по московскому времени — то есть за час до начала войны) минировавшие севастопольскую бухту "Юнкерсы" промахнулись и сбросили 1000-кг морские мины на парашютах прямо на жилые районы спящего города. Одним из взрывов был разрушен многоквартирный дом, в котором погибли десятки ничего не подозревавших людей. На фото ниже могила целой семьи из того дома. Фактически эти люди стали первыми гражданскими жертвами тогда ещё даже не начавшейся войны...

На одном из севастопольских погостов...
На одном из севастопольских погостов...

Наконец, в 4:15 утра в унисон начавшейся артиллерийской канонаде немецкая авиация нанесла первые бомбовые удары по аэродромам, узлам связи, железнодорожным станциям и портам Советского Союза. За этим ударом последовал следующий, потом ещё, ещё и ещё...

Вплоть до сумерек первых суток войны самолёты всех четырёх воздушных флотов накатывали смертоносными волнами от Мурманска до Севастополя. Воздушное сражение, разыгравшееся на этом гигантском пространстве 22 июня 1941-го, не имеет аналогов в военной истории...

Стоп-кадр немецкой кинохроники Вохеншау о налетах первого дня войны
Стоп-кадр немецкой кинохроники Вохеншау о налетах первого дня войны

Стоит отметить, что несмотря на большие потери, которые понесла застигнутая врасплох советская авиация, далеко не вся она была уничтожена в первые часы войны. Более того, многие аэродромы выдержали и даже отбили первые немецкие накаты. Несть числа героическим подвигам, которые совершили наши летчики под этим коварным и оглушающим авиаударом в первые часы войны. Так, командир 129-го истребительного авиационного полка Юрий Михайлович Беркаль уже в первые минуты немецкого нападения поднял в небо три эксадрильи, которые завязали отчаянные бои с врагом. Именно его "птенцы" первыми сбили три немецких самолета.

Аэродром Млынув на Западной Украине, где базировались части 14-й авиационной дивизии, и вовсе превратился в кладбище немецких бомбардировщиков. В его окрестностях в первые часы войны нашли свою погибель семь бомберов прославленной 51-й эскадры "Эдельвейс". И в последующие дни 14-я авиадивизия покажет хорошие результаты. За двое суток беспрерывных боёв её лётчики "заземлят" ещё 38 немецких самолетов...

Уникальное фото с той стороны: немецкие "Хейнкели" над аэродромом Млынув 22 июня 1941-го
Уникальное фото с той стороны: немецкие "Хейнкели" над аэродромом Млынув 22 июня 1941-го
Юрий Михайлович Беркаль, отличившийся в приграничном сражении, в дальнейшем прошел через все главные авиабитвы Великой Отечественной и зарекомендовал себя грамотным командиром. Несколько раз персонально был упомянут Сталиным в благодарственных приказах. Что интересно, будучи не ростовчанином, после выхода на пенсию доживал свой век в Ростове-на-Дону, где и нашел упокоение в конце 80-х
Юрий Михайлович Беркаль, отличившийся в приграничном сражении, в дальнейшем прошел через все главные авиабитвы Великой Отечественной и зарекомендовал себя грамотным командиром. Несколько раз персонально был упомянут Сталиным в благодарственных приказах. Что интересно, будучи не ростовчанином, после выхода на пенсию доживал свой век в Ростове-на-Дону, где и нашел упокоение в конце 80-х

Но к сожалению, эпизоды отчаянного сопротивления и героизма мало что могли противопоставить отточенному конвейерному накату люфтваффе. Следовавшие одна за одной волны бомбардировок методично выводили из строя взлётно-посадочные полосы аэродромов, их узлы управления и связи, стоянки спецтехники, а также казармы личного состава. Технический персонал банально лишался возможности готовить самолеты к вылетам (если вообще не погибал под шквалом огня и осколков). Как правило, после четырех-пяти-шести авианалётов даже самые отчаянные авиационные части прекращали свое существование.

Здесь были просто поражающие воображение рекорды. Например, на аэродром 124-го авиаполка лишь за первые сутки войны было совершено... 70 (!) авианалётов. Волны "Хе-111" сменялись группами тяжёлых истребителей "Ме-110", выполнявших функции штурмовиков. Естественно, после столь яростного наката от аэродрома осталась лишь одна лунная поверхность.

И всё же, к сожалению, значительная часть нашей авиации действительно была застигнута врасплох и быстро уничтожена. Рекордсменом стал многострадальный Западный фронт, попавший под каток самого мощного 2-го флота люфтваффе. Воспользовавшись внезапностью и суматохой, немцы сумели уничтожить прямо на аэродромах более 500 самолётов. Ещё 200 были сбиты в воздушных боях.

Командующий авиацией Западного фронта генерал Иван Копец в конце дня облетел разгромленные части вверенных авиадивизий, после чего вернулся в штаб, закрылся у себя в кабинете и... застрелился. Это действительно был полный крах (за него ответил командир 9-й авиадивизии генерал-майор С.А. Черных, которого осудили Военной коллегией и расстреляли)...

Волнообразная тактика люфтваффе стала роковой для всех, кто попадал под неё в первые годы Второй мировой войны (поляки, французы и мы)
Волнообразная тактика люфтваффе стала роковой для всех, кто попадал под неё в первые годы Второй мировой войны (поляки, французы и мы)

Но далеко не только военные аэродромы стали целями рекордного немецкого авиаудара в первый день войны. Размашистому нападению подверглись и штабы армий и корпусов, а также крупные железнодорожные узлы, которыми являлись многие советские города. Так, уже 22 июня немцы бомбили Мурманск, Ригу, Каунас, Брест, Кобрин, Житомир, Севастополь, Бобруйск, Дубно, Луцк, Гродно, Киев, Минск и многие, многие другие. Одни их них, на счастье, отделались лишь косметическими повреждениями, другие — уже к концу дня были сильно разрушены. Например, когда 28 июня 1941-го немцы заняли разбомбленный в первые дни войны Минск, в городе стоял страшный смрад от тлеющих кострищ и погребенных под завалами разрушенных домов тел...

Немецкий аэрофотоснимок Минска, сделанный 25 июня 1941-го
Немецкий аэрофотоснимок Минска, сделанный 25 июня 1941-го

Июнь 1941-го Одна из улиц Минска в первые дни оккупации
Июнь 1941-го Одна из улиц Минска в первые дни оккупации

На такой разгромной ноте заканчивался самый страшный и самый длинный день нашей истории, установивший два чудовищных исторических рекорда (везёт же нашей родной многострадальной земле на военных мегаломаньяков). Казалось, что советская авиация окончательно сломлена и уничтожена. На самом деле в тот самый день началось её мучительное перерождение!

А в завершении хочу отдельно затронуть ещё один малоизвестный аспект Великой Отечественной: итоговый результат деятельности люфтваффе на "Восточном фронте" в человеческом измерении...

Поразительное число

Помню, в свое время меня сильно удивило количество советских граждан, погибших от немецких авианалетов в Великой Отечественной. Мы-то с вами знаем, что в отличие от тех же англосаксов, у немцев не было стратегической бомбардировочной авиации (разве что зачатки). Другими словами, они практически не проводили отдельных бомбардировочных акций для преднамеренного уничтожения мирных жителей (как союзники против Гамбурга, Кёльна, Дрездена и т.д.,). Хотя, конечно, тоже любили потерроризировать гражданское население захватываемых стран (Варшава, Роттердам, Белград, Сталинград и сотни других населённых пунктов). Но, как правило, в подавляющем большинстве немцы использовали люфтваффе исключительно в оперативных целях на фронтах (поддержки вермахта).

И вот, вооруженный подобной логикой, я однажды случайно столкнулся с интерактивной немецкой онлайн-выставкой, на которой был отдельный раздел под названием: "Малоизвестная глава "Барбароссы: люфтваффе на Востоке". Как раз в материалах этой выставки я с превеликим удивлением и узнал, что немецкая историография оценивает число советских гражданских жертв люфтваффе аж в... 500 000 человек! (Это без учёта основных жертв — военных). При этом ссылка в материалах выставки (а это частные фотографии лётчиков люфтваффе, перехваченные немцами письма советских граждан с упоминанием о налётах (в частности, о бомбёжках Каменец-Подольского) и короткая научная статья) вела не абы куда, а на фундаментальный немецкий 12-томник "Германский рейх и Вторая мировая война", что, естественно, вынудило меня броситься перепроверять (у меня он на английском). Действительно, данная оценка советских жертв люфтваффе приведена в 4 томе сборника, посвященном нападению на СССР. С учётом, что он вышел аж в 1983 году, удивляет полное молчание нашей историографии по теме.

Да и сам я, признаться, почему-то никогда об этом глубоко не задумывался. Отлично знал и слышал из рассказов той же бабушки о пережитых налётах, гибели соседей и рабочих в разбомбленных цехах, специально вырытой землянке в огороде (типа бомбоубежище), но никогда не пытался охватить всю картину целиком. Действия люфтваффе, как та надоедливая муха, постоянно мелькали перед глазами, в том числе в книгах, рассказах и фильмах, но в тоже время были так привычны, что даже и... неинтересны.

В итоге, как бы то ни было, но получается, что немцы, не обладавшие стратегической авиацией, не мытьём так катаньем смогли погубить столько же наших мирных людей, сколько у них преднамеренно истребили англосаксы налётами тысяч бомбардировщиков. Как же так могло получиться?

Пикирующие лаптёжные стервятники, выполнявшие в те времена функции современных fpv-дронов
Пикирующие лаптёжные стервятники, выполнявшие в те времена функции современных fpv-дронов

Очень просто. Боевые действия в СССР без оглядки на местное население велись в самых густонаселённых регионах страны. При прохождении гигантской линии фронта мало какой из городов оставался в стороне от беспредельных массированных налётов. Например, в до недавнего времени засекреченном документе о немецком ущербе Ростова-на-Дону (составленном после освобождения города в 1943-м) число жертв немецких бомбардировок оценивается в 6563 человек! При этом, уверен, мало кто из вас даже слышал такое словосочетание — "бомбардировки Ростова". А они были. И периодически велись с 1941 по 1943 гг.. И унесли тысячи жизней.

И так по каждому городу от Мурманска до... абхазского Сухума и азербайджанского Баку. Помимо этого, грешили немецкие асы и бреющими нападениями на переправы и колонны мирных жителей, после чего на дорогах повсюду оставались страшные пейзажи (хотел было прикрепить несколько колоритных фотографий расстрелянных на дорогах гражданских, но не буду, а то заругают). Вот так вот и "набежало" полмиллиона несчастных душ. Вот тебе и отсутствие "стратегической авиации"! (ядерный крейсер вам в бухту)...

Последняя строка — "Убито при бомбардировке: Ростов — 6563"
Последняя строка — "Убито при бомбардировке: Ростов — 6563"

Хотя чему, собственно, удивляться, если во множестве сохранившихся документов оперативного уровня Гитлер особенно подчёркивал приоритет уничтожения советских городов, оказавшихся на путях немецкого наступления? (навскидку из того, что видел в документах лично: Киев, Ленинград, Воронеж, Москву, Севастополь, Сталинград, Новороссийск).

А вы всё англосаксов за Дрезден распекаете!

P.S. Дописывая статью, услышал краем уха в новостях, что в Ростовской области спасатели уничтожили очередную ржавую авиабомбу времен Великой Отечественной...