Родословная Натальи Николаевны Гончаровой не менее увлекательна и необычна, чем родословная ее супруга – Александра Сергеевича Пушкина. Если по отцу ее род уходит корнями в крепкое купеческо-предпринимательское сословие, то ее происхождение по материнской линии – авантюрно-амурное.
Предки по отцовской линии
Предки отца Натальи Гончаровой, как следует из ее фамилии, были «горшечниками». В конце XVII века проживали в Калуге посадские люди, Иван Гончаров и его сын Абрам Иванович, и владели они в Калуге гончарной лавкой. У Абрама в 1693 году родился сын Афанасий, который был очень смекалист. Благодаря своей предприимчивости нажил огромное по тем временам состояние – 3,5 миллиона рублей.
Каким образом произошло знакомство посадского сына Афанасия Гончарова с Петром I точно не известно, но известно, что по поручению царя в 1718 году он вместе с напарниками, тоже из посадских, начал осваивать полотняное производство, и на берегу речки Суходрев, там же под Калугой, были основаны Полотняный завод и Бумажная фабрика.
Конечно в развитии завода большую роль сыграл Петр I. Так как он занимался созданием русского флота, то покровительствовал тем, кто был связан с его строительством и оснащением. Поэтому для завода Гончарова он даже сам выписывал специалистов из-за границы.
Работал посадский человек Афанасий Абрамович на славу, и вскоре его бумага стала считаться лучшей в России, а производимые на Полотняном заводе паруса были одними из лучших не только в России, но и в Европе. Паруса Полотняного завода Афанасия Гончарова закупались даже для Английского флота.
Царь лично вел переписку с Афанасием Абрамовичем Гончаровым, и на портрете предпринимателя тот изображен с письмом Петра I в руке. Этими письмами Афанасий Гончаров очень гордился.
Императрица Елизавета Петровна продолжила многие начинания отца, в том числе и покровительство талантливому предпринимателю. В 1742 году Афанасию Абрамовичу был пожалован чин коллежского асессора, дающий право на потомственное дворянство и покупку вотчины с крепостными. В 1775 году Полотняный завод Гончарова посетила Екатерина II и своим указом подтвердила дворянство Гончаровых. В честь этого события Афанасий Абрамович даже заказал в Германии бронзовую статую императрицы.
Афанасий Абрамович Гончаров умер в 1788 году. К этому времени он стал одним из богатейших людей России. Помимо Полотняного завода и Бумажной фабрики он владел также Нижне-Песоченским молотовым заводом, на котором отливались чугунные изделия, и 70 селениями в разных губерниях. Его состояние оценивалось в 6 млн. рублей серебром.
У него было семеро детей. Старший из сыновей, Николай, продолжил дело отца, но внуки Афанасия Абрамовича предпринимательской жилкой не обладали. Создатель завода и имения предвидел это. Не желая, чтобы его детище перешло в чужие руки, а еще хуже того, было раздроблено на части и продано разным владельцам, он заранее превратил Полотняный завод и Бумажную фабрику в неделимое имение – майорат. Его нельзя было ни продать, ни заложить, оно должно переходить старшему в роду. Это имение-майорат стали называть Полотняный Завод.
Сначала Полотняный завод перешел к сыну Николаю, а от него к сыну Афанасию, который стал дедом Натальи Николаевны Гончаровой.
Расточительный дед Афанасий
Афанасий Николаевич получил свое имя в честь деда, но как же ему было до него далеко. Он родился в 1760 году в Петербурге, получил военное образование, но в 24 года получил по наследству Полотняный завод и вышел в отставку. Предпринимательская жилка деда вместе с именем к внуку не перешла, и дела завода его сильно не интересовали. Поначалу все шло по накатанной колее – завод работал и приносил прибыль, которая позволяла Афанасию Николаевичу окружить себя роскошью и вести расточительный образ жизни.
Афанасий Николаевич был женат на Надежде Платоновне Мусиной-Пушкиной, но их семейная жизнь не сложилась. Он предпочитал супруге любовниц, а в 1808 году, под предлогом болезни, уехал в Австрию, оставив имение на супругу и их единственного сына Николая. Больше супруги вместе не жили. В 1812 году Афанасий Николаевич вернулся в Россию, а Надежда Платоновна уехала в Москву – правда, получив сначала капитал в 200 тыс. рублей.
Чтобы оправдать отъезд жены, Афанасий Гончаров начал распускать слухи, что его супруга страдает «душевной болезнью».
В 1820-х годах дела на заводе пошли совсем плохо, и он вынужден был занимать большие суммы, оставив после себя сыну большие долги.
Александр Сергеевич Пушкин о деде своей жены был очень невысокого мнения. Говорил о нем коротко: «Дедушка — свинья».
Умер Афанасий Николаевич Гончаров в Петербурге 10 (22) сентября 1832 года, похоронен в своем имении Полотняный завод.
Отец Николай Афанасьевич и его трагическая судьба
Единственный сын Афанасия Николаевича, Николай Гончаров, родился 20 октября 1787 года. Он имел отличные способности и получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Он в совершенстве знал французский, английский, немецкий и, в отличие от многих аристократов, русский. Он превосходно играл на скрипке и виолончели, любил читать, в том числе Карамзина, Ломоносова, Сумарокова, сам писал стихи. Свою любовь к литературе и стихам он передал и детям.
Гувернером Николая Гончарова был швейцарец Давид Иванович де Будри, младший брат знаменитого революционера времен французской революции Жан-Поля Марата. Что интересно, позже он стал лицейским воспитателем Александра Пушкина.
Еще в младенчестве Николай, по решению Екатерины II, был зачислен в Конный полк, и когда подрос, мечтал о яркой карьере военного. Но так как он был единственным наследником имения Полотняный завод, о военных походах ему пришлось забыть. В 1804 году Николай Гончаров переехал в Санкт-Петербург и поступил на службу в Коллегию иностранных дел. Вскоре состоялось его знакомство с блиставшей при Дворе красавицей, ставшей его женой - фрейлиной Натальей Загряжской.
Их венчание состоялось 27 января 1807 года – ровно через 30 лет, в тот же день 27 января, прогремит роковой выстрел, унесший жизнь Пушкина.
Через год родился первенец – сын Дмитрий, и в том же году отец, Афанасий Николаевич, посвятил сына, ранее семейным бизнесом не занимавшимся, в истинное положение дел на Полотняном заводе – а было оно печальным. Сам отец под предлогом болезни уехал в Европу, оставив завод на супругу и сына. Николаю с семьей пришлось перебраться в Калугу и заняться семейными делами.
С большим трудом ему удалось восстановить производство и покрыть долги отца. Но когда тот в 1812 году вернулся в Россию, то отстранил сына от дел. И завод опять стал приходить в упадок. Николай тяжело переживал такое состояние дел и мотовство отца, и впал в депрессию. В 1814 году он, скача на лошади, упал и сильно ударился головой. После этого у него начались признаки душевного расстройства, переросшие в болезнь.
Глубокая меланхолия, когда он запирался у себя и никого не желал видеть, сменялась приступами агрессии и гнева. В эти периоды он наносил себе увечья, порой серьезные, что даже как-то чуть не поплатился жизнью – от гангрены спасло только прижигание ран каленым железом.
Его супруга, надеясь побороть болезнь мужа, перевезла семью в Москву, чтобы быть поближе к врачам. Но это мало помогло. Периодически болезнь отступала, и он опять становился добрейшим человеком, обедал с семьей, посещал детскую. Но вспышки гнева накатывали внезапно. Однажды чуть не поплатилась жизнью 12-летняя дочь Наташа. Все уже покинули обеденный зал, Наташа осталась последней. И тут отец схватил нож и бросился на девочку. Она со всех ног неслась вниз по лестнице к спасительной приоткрытой двери, где ее ждали другие члены семьи. Они едва успели захлопнуть дверь перед разъяренным отцом.
Жена Николая Афанасьевича, Наталья Ивановна, несколько раз делала попытки поместить мужа в лечебницу для душевнобольных. Но в присутствии врачей супруг вел себя очень разумно, и ей отказывали.
В конце концов, Наталья Ивановна, не выдержав такой жизни, уехала в свое имение Ярополец, дети создали семьи, и Николай Афанасьевич остался совсем один в своем доме на Большой Никитской, где проживал под надзором.
Тем не менее, он присутствовал на венчании дочери Наташи с Александром Сергеевичем Пушкиным в храме Большого Вознесения.
Скончался Николай Афанасьевич в 1861 году, пережив и супругу, и двух старших детей.
У Николая Афанасьевича и Натальи Ивановны было семеро детей.
- Дмитрий Николаевич (1808—1859) – унаследовал имение Полотняный завод. Был женат на княжне Елизавете Егоровне Назаровой
- Екатерина Николаевна (1809—1843) – фрейлина, жена Жоржа Дантеса, убийцы Пушкина.
- Иван Николаевич (1810—1881) — первая супруга княжна Мария Ивановна Мещерская, вторая супруга Екатерина Николаевна Васильчикова.
- Александра Николаевна (1811—1891) — вторая супруга австрийского дипломата барона Густава Фризенгофа.
- Наталья Николаевна (1812—1863) – супруга Александра Сергеевича Пушкина. Вторым браком была за генералом Петром Петровичем Ланским.
- Сергей Николаевич (1815—1865) — женат на баронессе Александре Ивановне фон Шенк. Его внук - московский архитектор Сергей Гончаров.
- Софья (20.04.1818—4.10.1818).
О предках Натальи Гончаровой по материнской линии в следующей статье.
О предках Пушкина: