Семидесятые. Эпоха джинсов-клеш, диско-шаров и… оглушительных гитарных риффов! Это десятилетие стало настоящей кузницей для хард-рока и металла, породив бессмертных гигантов и определив звучание поколений. От громоподобных Black Sabbath до инопланетных Hawkwind, от бескомпромиссных Motörhead до экспериментальных King Crimson – музыка 70-х рвалась наружу с неистовой энергией.
Мы составили список из 70 альбомов, которые, на наш взгляд, наиболее ярко отражают этот бурлящий котел звука. Это не просто хит-парад, а путеводитель по музыкальной вселенной, где каждый найдет что-то для себя. Готовы отправиться в путешествие по истории рока? Тогда включайте громкость на максимум и вперед! От тяжеловесных риффов до пронзительных баллад, от космических одиссей до панковских манифестов – здесь есть все, чтобы ваша душа запела (или зарычала!).
70. Scorpions – Taken By Force (RCA, 1975) Последний альбом Scorpions с Ули Джоном Ротом на гитаре и первый с Германом Раребеллом на барабанах. Мистическая «Sails of Charon» с её фирменной гитарной работой и захватывающая баллада «Born to Touch Your Feelings» – вот главные жемчужины этого альбома. Энергичный «Steamrock Fever» и «We’ll Burn the Sky» (на стихи Моники Даннеманн, бывшей подруги Джими Хендрикса) отлично дополняют картину.
69. UFO – Phenomenon (Chrysalis, 1974) Юный экс-гитарист Scorpions Михаэль Шенкер присоединился к британской группе UFO, придав их музыке более тяжелое звучание. «Doctor, Doctor» – визитная карточка UFO и обязательный последний трек перед каждым концертом Iron Maiden. «Space Child» и «Built for Comfort» представляют более размеренную сторону группы.
68. Sir Lord Baltimore – Kingdom Come (Mercury, 1970) Один из первых настоящих хард-рок альбомов. «Master Heartache» и «Hell Hound» демонстрируют мощные искаженные гитары и многослойную запись. Блюзовые риффы сочетаются с тяжелыми ритмами и энергичной работой барабанщика Джона Гарнера, который также исполнял вокальные партии.
67. Captain Beyond – Captain Beyond (Capricorn, 1972) Род Эванс (экс-Deep Purple) объединился с участниками Iron Butterfly, Риком Деррингером и Джонни Винтером. Альбом разделен на две части: энергичная сторона А с «Dancing Madly Backwards (On a Sea of Air)» и «Raging River of Fear», и прогрессивная сторона Б с плавно перетекающими друг в друга композициями.
66. Aerosmith – Aerosmith (Columbia, 1973) Дебютный альбом Aerosmith сразу же подарил миру одну из самых любимых рок-баллад – «Dream On». «Mama Kin» – еще один хит с блюзовыми соло и заводными ритмами. Голос Стивена Тайлера и его игра на губной гармошке идеально вписываются в блюзовую стилистику группы.
65. Deep Purple – Fireball (Harvest / Warner Bros., 1971) После легендарного «In Rock» Deep Purple продолжили строить свой дом рока. «Fireball» открывается зажигательным заглавным треком, за которым следует более спокойная «No No No» с импровизационными басовыми линиями и блюзовыми гитарными соло. «Fools» напоминает о 60-х, но быстро переходит в тяжелый ритм с хриплым вокалом Иэна Гиллана.
64. Rush – Fly By Night (Anthem / Atlantic / Epic / Sony / Mercury, 1975) Знаковый альбом Rush, ознаменовавший приход легендарного барабанщика Нила Пирта. Прогрессивные элементы звучания проявились в «By-Tor and the Snow Dog». «Fly By Night» и «Best I Can» демонстрируют более прямолинейную сторону группы с запоминающимися хуками и простыми структурами песен.
63. Scorpions – In Trance (RCA, 1975) На «In Trance» Scorpions превратились в ту самую хард-рок группу, которую полюбили миллионы. Гитарист Ули Джон Рот блистает на «Life Is Like a River» и «Living and Dying». Мощные риффы доминируют в «Top of the Bill» и «Robot Man».
62. New York Dolls – New York Dolls (Mercury, 1973) New York Dolls – это смесь глэм-рока и грязного панка. Нервный и дрожащий голос Дэвида Йохансена добавляет загадочности их звучанию, особенно в «Lonely Planet Boy». «New York Dolls» стал одним из самых влиятельных панк-альбомов своего времени.
61. The Damned – Damned Damned Damned (Stiff, 1977) Британские панк-пионеры The Damned выпустили свой дебютный альбом, спродюсированный Ником Лоу. «New Rose» и «Neat Neat Neat» – настоящие хиты.
60. Budgie – In for the Kill! (MCA, 1974) Budgie были одними из первых, кто играл то, что тогда называлось «хэви-метал». Их четвертый альбом «In for the Kill!» отличался тяжелым звучанием. Заглавный трек открывает альбом мощным ритмом, а «Crash Course in Brain Surgery» (позже перепетый Metallica) стал визитной карточкой группы.
59. Thin Lizzy – Jailbreak (Vertigo / Mercury, 1976) «Jailbreak» – это не только хиты «Jailbreak» и «The Boys Are Back in Town». «Angel From the Coast» сдерживает энергию, а мрачная «Emerald» завершает альбом на опасной ноте.
58. Iggy Pop – Lust for Life (RCA, 1977) Второй сольный альбом Игги Попа доказал, что жизнь после The Stooges есть. С помощью продюсера и соавтора Дэвида Боуи, Поп немного сбавил обороты, но сохранил свою агрессию в заглавном треке. На альбоме также присутствует классический хит «The Passenger».
57. Whitesnake – Lovehunter (United Artists / Polydor, 1979) Дэвид Ковердейл и Джон Лорд снова объединились после распада Deep Purple. Лорд присоединился к Ковердейлу для записи второго альбома Whitesnake, «Lovehunter». Альбом звучит тяжелее дебюта, особенно энергичный «Mean Business». «Medicine Man», заглавный трек и «Rock ‘n’ Roll Women» – все они пропитаны блюзом и либидо Ковердейла.
56. KISS – Love Gun (Casablanca, 1977) К 1977 году KISS были на пике популярности. «Love Gun» стал их шестым студийным альбомом, на котором Эйс Фрейли впервые спел главную вокальную партию в песне «Shock Me», написанной после того, как его ударило током на сцене. «Christine Sixteen» и заглавный трек закрепили успех альбома. Это был последний альбом перед тем, как каждый участник группы выпустил свой сольный альбом.
55. Alice Cooper – Billion Dollar Babies (Warner Bros., 1973) После хита «School’s Out» все взгляды были обращены на Alice Cooper, и они не разочаровали с альбомом «Billion Dollar Babies». Мрачные «I Love the Dead» и «Sick Things» сочетаются с более коммерческими «Hello Hooray» и «Elected». Главными хитами стали заглавный трек и «No More Mr. Nice Guy».
54. Uriah Heep – Look at Yourself (Bronze / Mercury, 1971) Третий альбом Uriah Heep, «Look at Yourself», стал их лучшим на тот момент. Заглавный трек взрывается энергичным ритмом и быстрыми органными партиями Кена Хенсли. Темп меняется в «I Wanna Be Free», а затем следует 10-минутная «July Morning». На второй стороне открывается игривая «Tears In My Eyes».
53. AC/DC – Dirty Deeds Done Dirt Cheap (Albert, 1975) Второй международный альбом AC/DC закрепил их статус благодаря гитарному дуэту Ангуса и Малкольма Янгов. Мощь их риффов слышна в заглавном треке и «Problem Child». С ироничной «Big Balls» невозможно не улыбнуться.
52. Deep Purple – Stormbringer (Purple Records / EMI / Warner Bros., 1974) Ричи Блэкмор тайно готовил свой новый проект Rainbow, и его вклад в Deep Purple уменьшился. Это дало возможность Дэвиду Ковердейлу и Гленну Хьюзу проявить себя. Заглавный трек, «Lady Double Dealer» и «Highball Shooter» продолжают традиции группы, а «Holy Man» и «You Can’t Do it Right» демонстрируют соул-влияния Хьюза.
51. KISS – KISS (Casablanca, 1974) Дебютный альбом KISS положил начало их исторической карьере. «Deuce», «Strutter», «Cold Gin» и «Firehouse» – все эти песни до сих пор остаются классикой KISS. Хотя альбом изначально продавался плохо, живые выступления группы быстро принесли им золото и платину.
50. Rush – A Farewell to Kings (Anthem / Atlantic / Epic / Sony / Mercury, 1977) После прорывного «2112» Rush выпустили «A Farewell to Kings». Меланхоличная «Closer to the Heart» не совсем типична для этого альбома. Синтезаторы стали заметнее в мрачной «Xanadu». Завершающий трек «Cygnus X-1 Book I: The Voyage» – первая часть двухчастной композиции, продолжение которой открывает следующий альбом «Hemispheres».
49. Alice Cooper – Killer (Warner Bros., 1971) Вскоре после успешного «Love It to Death» Alice Cooper выпустили «Killer». Альбом сочетает юношескую энергию с жуткими композициями. «Halo of Flies» играет с настроениями, «Desperado» следует за ней в мрачном темпе. Завершают альбом «Dead Babies» и заглавный трек, подтверждающие пугающую репутацию группы.
48. Rainbow – Long Live Rock n Roll (Polydor, 1978) Хотя "Long Live Rock 'n' Roll" не превосходит своего предшественника (просить об этом просто несправедливо), он определенно обладает собственной прото-хэви-метал мощью. Последний альбом с Ронни Джеймсом Дио у микрофона гордится скоростной "Kill the King" и мистической "Gates of Babylon", вдохновляющими будущий пауэр-метал. Заглавный трек – это веселый гимн долговечности жанра с фирменными риффами Ричи Блэкмора, особенно заметными в недооцененной "The Shed (Subtle)".
47. Ramones – Road to Ruin (Sire, 1978) Ramones были на подъеме в середине и конце 70-х, завершив десятилетие альбомом "Road to Ruin". Именно на этом альбоме появились "I Wanna Be Sedated" и потрясающий кавер на "Needles and Pins" группы The Searchers. Однако Ramones редко получают должное признание за непосредственное влияние на ранний хардкор-панк с такими агрессивными треками, как "I’m Against It" и "Bad Brain"... 70-е были идеальным временем для Ramones, а "Road to Ruin" остается одним из величайших панк-альбомов всех времен.
46. Thin Lizzy – Black Rose (Vertigo / Mercury / Warner Bros., 1979) "Black Rose: A Rock Legend" – самый разноплановый альбом в карьере Thin Lizzy. Смелый шаг окупился, поскольку альбом стал одним из самых успешных в истории группы, начиная с торжествующих двойных мелодий и позитивной атмосферы "Do Anything You Want to Do". Возвращаясь к своему острому звучанию, "Toughest Street in Town" может похвастаться сдержанным ритмом и выразительной работой ударных. "Waiting for an Alibi" предлагает грувовую басовую линию и фирменные визжащие гитарные соло Thin Lizzy.
45. Blue Öyster Cult – Tyranny and Mutation (Columbia, 1973) Blue Öyster Cult продолжили успех своего дебютного альбома с "Tyranny and Mutation". Альбом был написан в дороге и укрепил их зарождающийся прото-металлический стиль такими треками, как "Hot Rails to Hell" и "7 Screaming Diz-Busters". На первый взгляд, альбом имеет коммерческий оттенок, но стиль игры и элементы fuzz-гитары, которые группа называла «stun guitar», указывают на стремление Blue Öyster Cult к более тяжелому звучанию.
44. Black Sabbath – Sabotage (Vertigo / Warner Bros., 1975) "Sabotage" – последний альбом в замечательной серии из шести альбомов Black Sabbath, выпущенных всего за пять лет, перед их спадом с двумя следующими пластинками. В 43-минутный хронометраж вошли мощные "Hole in the Sky" и сверхзвуковой грохот "Symptom of the Universe". Завершает первую сторону "Megalomania", возможно, самая блестяще аранжированная песня в обширной дискографии группы. Тексты песен в основном интроспективны, предлагая Einblick в мышление группы в то время и предвещая то, что принесут следующие четыре года.
43. Judas Priest – Sin After Sin (CBS / Columbia, 1977) После "Sad Wings of Destiny" Judas Priest выпустили "Sin After Sin". Альбом укрепил хэви-метал основы, заложенные в предшественнике, начиная с тяжелого риффа "Sinner". Наполненный хитами, такими как кавер на Джоан Баэз "Diamonds and Rust", "Starbreaker" и недооцененная баллада "Last Rose of Summer", вторая половина альбома часто остается в тени. Пробиваясь сквозь нее, "Dissident Aggressor" завершает альбом и считается одним из лучших треков Priest.
42. Motörhead – Bomber (Bronze, 1979) Motörhead мощно заявили о себе в 1979 году, выпустив "Bomber" всего через несколько месяцев после "Overkill". Оба релиза воплотили то, что мгновенно стало узнаваемым звучанием Motörhead. "Bomber" предлагает такие вечные треки, как риффовый "Dead Men Tell No Tales" и медленные, но мощные "Lawman" и "Sweet Revenge". Бунтарская лирика Лемми Килмистера оживает в игривой "Poison", где употребление яда представляется лучшей альтернативой женитьбе.
41. The Stooges – Fun House (Elektra, 1970) Хотя это не чистый панк-рок, как у групп, которые пришли позже, The Stooges заложили основу для панка в конце 60-х и начале 70-х, во главе с единственным и неповторимым Игги Попом. "Fun House" – это грязный и мощный альбом, начинающийся с ударного трио "Down on the Street", "Loose" и "T.V. Eye".
40. Rainbow – Ritchie Blackmore’s Rainbow (Oyster / Polydor, 1975) После ухода из Deep Purple Ричи Блэкмор продолжил свою замечательную серию работ под названием Rainbow. "Ritchie Blackmore’s Rainbow" стал первым альбомом нового коллектива, который также помог начать карьеру бывшего вокалиста Elf Ронни Джеймса Дио. Альбом сочетал в себе энергичные рокеры, такие как "Man on the Silver Mountain" и "Snake Charmer", с великолепными, мечтательными треками "Catch the Rainbow" и "Temple of the King", демонстрируя любовь Дио к фэнтезийной лирике.
39. Uriah Heep – Demons and Wizards (Bronze / Mercury, 1972) Uriah Heep достойно конкурировали с такими титанами рока, как Black Sabbath и Deep Purple, выпустив пять альбомов с 1970 по 1972 год. Благодаря Кену Хенсли за органом, который соперничал с Джоном Лордом, звук Uriah Heep был выкован из тяжелых риффов и магических пальцев Хенсли. "Rainbow Demon" – бесспорно, самый тяжелый органный трек десятилетия, погружающий слушателя в мир фэнтези. "Demons and Wizards" также содержит один из самых успешных треков группы – скоростной "Easy Livin’", а также восхитительный открывающий трек "The Wizard", который невозможно игнорировать.
38. Scorpions – Lovedrive (Harvest / EMI / Mercury, 1979) Еще один альбом Scorpions, еще одно изменение состава. В "Lovedrive" появился гитарист Маттиас Ябс, который заменил Ули Джона Рота, закрепив то, что многие считают классическим составом Scorpions. С более изысканным звучанием они создали такие классические произведения, как "Loving You Sunday Morning" и развязную "Coast to Coast". Соло переплетаются с ритмами, как никогда раньше, создавая новое звучание, которое будет обладать беспрецедентной стойкостью.
37. Rush – Hemispheres (Anthem / Atlantic / Epic / Sony / Mercury, 1978) В 1978 году Rush продолжили там, где остановились на "A Farewell to Kings", начав со второй части саги "Cygnus X-1" – 18-минутной "Cygnus X-1 Book II: Hemispheres". Группа, полностью погруженная в свою прогрессивную природу, вновь продемонстрировала свое разнообразное музыкальное мастерство, разделив песню на шесть глав. Вторая половина альбома содержит "Circumstances" и "The Trees" – два более традиционных трека перед почти 10-минутным инструменталом "La Villa Strangiato".
36. AC/DC – High Voltage (Atlantic, 1976) Первые два альбома AC/DC были выпущены только в Австралии, но здесь мы начнем с международного дебюта "High Voltage". Альбом содержал все песни с австралийского релиза "T.N.T.", за исключением кавера Чака Берри "School Days" и "Rocker". Были добавлены "She’s Got Balls" и "Little Lover" с первоначального релиза "High Voltage", и классический альбом был готов к мировому господству. Такие хиты, как "It’s a Long Way to the Top (If You Wanna Rock ‘n’ Roll)" и "T.N.T.", являются бесспорными лидерами, а "Can I Sit Next to You Girl" следует сразу за ними.
35. Alice Cooper – Welcome to My Nightmare (Atlantic, 1975) "Welcome to My Nightmare" – первый альбом под именем Alice Cooper, представляющий фронтмена как сольного исполнителя. Заглавный трек – подходящее вступление к сольной карьере Элиса, приглашающего всех насладиться его жуткими фантазиями. Лирически это самый шокирующий альбом Alice Cooper, возвращающийся к некрофилии в "Cold Ethyl", менструации в "Only Women Bleed", а безумный закадровый голос Винсента Прайса в "Black Widow" действительно ужасает. Четыре заключительных трека создают один из самых леденящих моментов в истории рока. Альбом также стал последним, попавшим в топ-10 Billboard 200, а платиновый статус он получит только один раз – с альбомом "Trash" 1989 года.
34. Ramones – Leave Home (Sire / Philips, 1977) Хотя он был выпущен в золотой век Ramones, "Leave Home", возможно, самый недооцененный альбом культовой панк-группы. Второй альбом Ramones продемонстрировал, что самая быстрая группа в мире жмет на педаль газа еще сильнее, становясь более резкой и ироничной. "Carbona Not Glue" мог бы стать монструозным хитом, если бы не спорная лирика, "Pinhead" продолжил традицию Ramones писать чистые гимны, а "California Sun" стал идеальным мостом между панк-пуристами и летними романтиками.
33. Led Zeppelin – Led Zeppelin III (Atlantic, 1970) После того, как Led Zeppelin взорвали слушателей своими первыми двумя альбомами, они расширили свое звучание, включив больше фолка и акустических инструментов, придав "Led Zeppelin III" более эклектичный оттенок. Альбом вышел в октябре 1970 года, и хотя он не был одним из их самых продаваемых (он все же получил 6-кратный платиновый статус от RIAA), он получил свою долю критической похвалы. Энергичный рокер "Immigrant Song" – главный хит здесь, с неоспоримым ритмом Джона Бонэма и вокалом Роберта Планта. Но альбом также породил несколько других звездных треков, таких как "Gallows Pole", блюзовый "Since I’ve Been Loving You" и "Celebration Day".
32. Hawkwind – Space Ritual (United Artists, 1973) Обычно мы не включаем концертные альбомы в подобные списки, но из каждого правила есть исключения, верно? Что ж, мастерский двойной концертный альбом Hawkwind "Space Ritual" – одно из таких исключений. С Лемми Килмистером (до Motörhead) на басу, демонстрирующим самую амбициозную работу в своей карьере, "Space Ritual" – это космическое путешествие, которое проведет слушателей по всей вселенной и обратно с помощью "Born to Go", "Space is Deep" и "Orgone Accumulator". Интерлюдии помогают поддерживать звуковую непрерывность, а не делать паузы между песнями. Безумный текст "Sonic Attack" настолько интенсивен, что поставит на колени любого завороженного слушателя. Космический рок никогда не был лучше, чем на "Space Ritual".
31. KISS – Destroyer (Casablanca, 1976) После "Alive!" KISS выпустили свой самый успешный на тот момент альбом "Destroyer". В итоге получивший двойную платину в США, "Destroyer" увидел, как сочетание жестких риффов группы и явной аренной эстетики слились воедино в таких треках, как "Detroit Rock City" и мощном ритме "God of Thunder". "Shout It Out Loud" говорила о концертной репутации группы, призывая фанатов высвободить свою первобытную энергию. Альбом также содержал балладу "Beth", которая стала самым популярным синглом в истории группы.
30. Queen – News of the World (EMI / Parlaphone / Elektra / Hollywood, 1977) "News of the World" от Queen – самый продаваемый альбом группы, получивший четырехкратную платину от RIAA. Знаменитый ударный дуэт "We Will Rock You" и "We Are the Champions" заслуженно привлекает наибольшее внимание и звучит на стадионах по всему миру. Остальная часть альбома тоже не отстает, предлагая жесткий и тяжелый "Sheer Heart Attack" сразу после. Фредди Меркьюри вновь демонстрирует свой мастерский вокальный контроль, особенно в "My Melancholy Blues".
29. King Crimson – Red (Island / Atlantic, 1974) Шедевр King Crimson "Red" стал последней студийной работой группы до их воссоединения в следующем десятилетии. Тяжелый заглавный трек – шестиминутный инструментал и одно из самых тяжелых музыкальных произведений 1974 года. "One More Red Nightmare" и ослепительное нарастание "Starless and Bible Black" помогают группе завершить, возможно, самый сильный альбом в их карьере, хотя дебютный "Court of the Crimson King" навсегда оставит этот спор открытым.
28. Black Sabbath – Sabbath Bloody Sabbath (WWA / Vertigo, 1973) В 1973 году Black Sabbath усилили свое звучание с самым мощным гитарным тоном Тони Айомми на "Sabbath Bloody Sabbath". Вокал Оззи Осборна был совершенно маниакальным, группа погрузилась в сокрушительные ритмы и самые амбициозные на тот момент песни. От сокрушительного веса заглавного трека стало ясно, что бирмингемская команда все еще на подъеме, продолжая определять хэви-метал, добавляя "A National Acrobat" и "Killing Yourself to Live" к своему укрепленному списку вечной классики.
27. Alice Cooper – Love It to Death (Straight / Warner Bros., 1971) "Love It to Death" стал первым коммерчески успешным альбомом группы Alice Cooper после двух преимущественно экспериментальных и авангардных альбомов, выпущенных на лейбле Фрэнка Заппы. С классической "I'm Eighteen" в качестве пробного шара, сингл обрел успех и помог группе дебютировать в чартах. Группа переехала в Детройт, чтобы отточить свое звучание, и результатом стал очень резкий альбом, балансирующий между игривостью "Caught in a Dream" и "Long Way to Go" и пугающей "Black Juju" – самой мрачной песней группы на тот момент. "Ballad of Dwight Fry" лирически мало что сделала, чтобы развеять представление о том, что эта группа опасна.
26. Motörhead – Overkill (Bronze, 1979) Спустя два года после своего одноименного дебюта Motörhead выпустили неукротимый "Overkill". Заглавный трек демонстрирует группу на пике текстового мастерства, и его разрушительный эффект можно по-настоящему ощутить только на живом выступлении. "Capricorn" и "Metropolis" показали блюзовую сторону группы, создавая идеальный баланс их обычному энергичному звучанию. Необузданное отношение Лемми Килмистера просвечивает в "Stay Clean" и "No Class". Альбом стал первым настоящим заявлением одной из самых уважаемых групп рок-н-ролла.
25. Judas Priest – Stained Class (CBS / Columbia, 1978) Горячие после неприкасаемой серии релизов "Sad Wings of Destiny" и "Sin After Sin", Judas Priest снова выдали шедевр со "Stained Class". Демонстрируя больше гитарных соло, чем любой другой альбом Priest на сегодняшний день, группа практически изобрела speed metal на обжигающем открывающем треке "Exciter". Пронзительный и разнообразный вокал Хэлфорда снова в полной силе, выдавая безумные высокие ноты в заглавном треке и грувовом "Saints in Hell". Группа также написала свою лучшую на тот момент балладу "Beyond the Realms of Death", в которой объединились их обширные способности, умные аранжировки, мистическая акустическая гитара и потрясающий вокал Хэлфорда.
24. Deep Purple – Burn (Purple Records / EMI / Warner Bros., 1974) Состав Deep Purple Mark III обменял Иэна Гиллана и Роджера Гловера на тогда еще неизвестного певца Дэвида Ковердейла и басиста/вокалиста Гленна Хьюза. Оба были вдохновлены звуками, исходящими из Детройта, и дуэт привнес новое ощущение в группу, остро нуждавшуюся в уколе энергии. Результатом стал "Burn", омолодивший как группу, так и поклонников, которые чувствовали себя как дома с такими новыми песнями, как неудержимый заглавный трек, "Lay Down, Stay Down" и "Sail Away". Голос Ковердейла и проникновенность Хьюза творили чудеса, когда они обменивались строчками и пели вместе в великолепной гармонии. "Mistreated" – бесспорно, самая страстная песня, которую когда-либо исполняли Purple.
23. Blue Öyster Cult – Secret Treaties (Columbia, 1974) "Secret Treaties" – продукт группы, находящейся на пике своего развития, и, возможно, главное достижение Blue Öyster Cult, если отбросить продажи и позиции в чартах. Ориентированный на риффы "Career of Evil", тревожный "Dominance and Submission" и скоростной "Cagey Cretins" представляют собой самые тяжелые треки, выкованные в прото-металлическом огне. "Subhuman", доминирующий на пианино "Flaming Telepaths" и "Astronomy" дополняют оккультные темы, которые до сих пор пронизывали имидж группы.
22. Ramones – Rocket to Russia (Sire / Philips, 1977) Третий альбом Ramones, "Rocket to Russia", – еще один шедевр, опередивший свое время. Хотя нью-йоркские панки сохранили свою звуковую атаку чистой с такими треками, как "We’re a Happy Family" и "Teenage Lobotomy", "Rocket to Russia" расширил эмоциональные тона вокалиста Джоуи Рамона. Каверы на "Do You Wanna Dance?" Бобби Фримена и "Surfin’ Bird" группы Trashmen стали живыми столпами концертов Ramones, а "Locket Love" и "Ramona" позволили Джоуи обнажить свою душу в оригинальных треках.
21. AC/DC – Highway to Hell (Albert / Atlantic, 1979) "Highway to Hell" от AC/DC стал последним альбомом, который группа записала в 70-х, а также последним с культовым вокалистом Боном Скоттом. Если бы их карьера закончилась здесь, это был бы достойный забег. Конечно, "Highway to Hell", пожалуй, самое громкое заявление группы, но давайте не будем забывать и о других девяти треках. "Girls Got Rhythm", "Touch Too Much", "Shot Down in Flames" и "Beating Around the Bush" – все они отражают дерзкое отношение группы к прекрасному полу, в то время как "Night Prowler" демонстрирует их образ крутых парней. Альбом стал первым, попавшим в топ-100 чартов Billboard в США.
20. Black Sabbath – Vol. 4 (Vertigo, 1972) "Vol. 4" от Black Sabbath еще больше увеличил потребление наркотиков, чуть не посвятив название альбома кокаину. Первоначально планировалось назвать его в честь "Snowblind", но название было изменено на то, которое не потворствовало безудержному употреблению белого порошка. Айомми доказал, что первые полтора года не были случайностью, снова выдав нестареющие риффы в энергичном "Supernaut", вышеупомянутом "Snowblind" и мощном "Under the Sun / Every Day Comes and Goes". Голос Оззи Осборна балансирует на грани безумия с энергией и определенной степенью очаровательной робости.
19. KISS – Alive! (Casablanca, 1975) При составлении таких списков концертные альбомы обычно не учитываются, но альбом KISS "Alive!" был настолько важен, что ни один список такого рода не был бы правильным без него. Альбом принес KISS их первую запись в топ-10 и увеличил посещаемость концертов, теперь, когда они должным образом запечатлели живую энергию таких песен, как "Deuce", "Strutter", "Cold Gin" и "Rock and Roll All Nite". Споры о том, насколько сильно альбом был перезаписан в студии, все еще ведутся, но группа всегда была настолько скрупулезной в своем продукте, что это говорит об духе бренда группы.
18. The Stooges – Raw Power (Columbia, 1973) Называйте это гаражным роком, прото-панком или как вам угодно, "Raw Power" – это именно то, что говорится в названии. The Stooges и их лидер Игги Поп разорвали все в клочья в таких песнях, как "Search and Destroy", "Gimme Danger" и заглавный трек.
17. Black Sabbath – Master of Reality (Vertigo, 1971) К моменту выхода "Master of Reality" в июле 1971 года Black Sabbath всего за 18 месяцев своей записывающей карьеры выпустили три альбома, которые по-прежнему считаются по большей части неприкасаемыми спустя более четырех десятилетий. Начинаясь, пожалуй, с самого известного кашля в музыке, ода группы марихуане "Sweet Leaf" вышибает дверь с классическим риффом Тони Айомми. Группа осуждает религию в "After Forever", сохраняя свой мрачный настрой, и завершает первую сторону грохочущим галопом "Children of the Grave". Переверните пластинку, и после интерлюдии "Orchid" появится часто имитируемый, но никогда не превзойденный "Lord of This World". Завершает альбом "Into the Void", который, бесспорно, может похвастаться самым тяжелым риффом, когда-либо созданным, особенно впечатляющим вживую.
16. The Clash – The Clash (CBS, 1977) Еще до того, как "Never Mind the Bollocks" Sex Pistols попал на полки магазинов, The Clash выпустили первую британскую панк-классику в виде своего одноименного альбома 1977 года. Находясь под сильным влиянием Ramones, The Clash привнесли британскую остроту в панк-рок с такими неоспоримыми хитами, как гимн "White Riot" и скандальная "London’s Burning". The Clash даже обратили внимание на проблемы Америки, написав "I’m So Bored With the USA", став пионерами богатой линии политически заряженного панка.
15. The Who – Who’s Next (Track / Decca, 1971) Обрамленный классическими и мощными открывающим и закрывающим треками, "Baba O’Riley" и "Won’t Get Fooled Again" соответственно, "Who’s Next", пожалуй, лучший студийный альбом The Who. Альбом также включает в себя такие выдающиеся треки, как "Bargain" и "Behind Blue Eyes".
14. Aerosmith – Toys in the Attic (Columbia, 1975) "Toys in the Attic", возможно, вершина Aerosmith. Имея за плечами два альбома и серьезно отточенные навыки, группа записала девять треков, которые помогли изменить облик рок-музыки. Заглавный трек сразу же произвел впечатление своим изящным, драйвовым ритмом и гимновыми аккордовыми прогрессиями, которые просто просили, чтобы песню играли вживую. Фанковый рифф и быстрая, рифмованная лирика Стивена Тайлера в "Walk This Way" привнесли новое звучание в жанр, в то время как "Sweet Emotion" балансировала между их прото-хэви-метал стороной и той, которая все еще крепко цеплялась за более мрачные элементы 70-х.
13. Deep Purple – Machine Head (Purple Records / EMI / Warner Bros., 1972) Самый продаваемый альбом Deep Purple – "Machine Head", которому способствовал мгновенный хит "Smoke on the Water". Альбом обрамляют сверхскоростные "Highway Star" и "Space Truckin’", причем последний мог бы с таким же успехом быть размещен в начале альбома. Часто остаются в тени ориентированные на риффы "Maybe I’m a Leo" и свингующий "Pictures of Home". Присутствие органа Джона Лорда заметно отходит на второй план, позволяя Блэкмору занять еще больше места в центре внимания. Альбом получил двойную платину от RIAA.
12. Rush – 2112 (Anthem / Atlantic / Epic / Sony / Mercury, 1976) Первый коммерческий успех Rush пришел с неожиданным альбомом. "2112" начинается со знаменитого 20-минутного концептуального заглавного трека. История рассказывает о дистопическом будущем, где каждый аспект жизни строго контролируется Красной Звездой Солнечной Федерации. Ребенок находит гитару, надеясь создавать свой собственный контент, но его мечты разрушаются, что приводит к его самоубийству. Вторая половина альбома содержит пять лаконичных треков, среди которых выделяются "A Passage to Bangkok" и "The Twilight Zone".
11. Rainbow – Rising (Oyster / Polydor, 1976) Вершина творчества Rainbow пришлась на 1976 год с выходом "Rising". Содержащий всего шесть треков, альбом, пожалуй, лучшая работа Ричи Блэкмора. Его новаторские риффы можно услышать в "Starstruck" и "Run With the Wolf", но его неоклассические усилия раскрыли лучшее в его творчестве. "Stargazer" – квинтэссенция Блэкмора, сочетающая его влияния в грандиозном эпосе с тяжелой оркестровкой, волшебной лирикой Дио и одной из самых мастерски аранжированных песен в роке. "A Light in the Black" – зажигательный трек, которому каким-то образом удается следовать за "Stargazer", взрываясь мощью и завершая альбом на разрушительной ноте.
10. Black Sabbath – Black Sabbath (Vertigo, 1970) Одноименный дебют Black Sabbath глубоко укоренен в блюзе с самыми зловещими обертонами благодаря пониженной и сильно искаженной гитаре Тони Айомми. Тритон, открывающий заглавный трек, – один из самых запоминающихся моментов в металле, как ни странно, породивший жанр этими тремя нотами. С такими песнями, как грохочущая "NIB" и пропитанная гармошкой и грязными риффами "The Wizard", а также нервным вокалом Оззи Осборна, Black Sabbath навсегда изменили игру.
9. Judas Priest – Sad Wings of Destiny (Gull, 1976) В 1976 году Judas Priest выпустили первый настоящий хэви-метал альбом – "Sad Wings of Destiny". Конечно, Black Sabbath уже выпустили шесть неукротимых альбомов, но Priest определили то, что стало традиционным металлом. Двойные гитары и сложная аранжировка появились уже в первой песне, ставшей классикой, – "Victim of Changes". Короткие и быстрые треки, такие как "The Ripper", "Deceiver" и энергичный "Tyrant", настолько же эффективны, насколько и лаконичны. Один из многих пиков вокального диапазона Роба Хэлфорда можно найти в причудливой "Dreamer Deceiver" с умопомрачительным фальцетом.
8. Sex Pistols – Never Mind the Bollocks (Virgin, 1977) Sex Pistols выпустили только один студийный альбом за свою легендарную карьеру, но какой это был альбом! "Never Mind the Bollocks, Here’s the Sex Pistols" – панк-рок шедевр от начала до конца. Альбомам лучших хитов других групп будет сложно сравниться с песнями на этом диске, который включает в себя "Holidays in the Sun", "Anarchy in the U.K.", "God Save the Queen", "Pretty Vacant" и "Bodies", среди прочих.
7. Led Zeppelin – Houses of the Holy (Atlantic, 1973) С "Houses of the Holy" 1973 года Led Zeppelin продолжили развиваться. Один из самых эклектичных релизов группы, альбом включал в себя открывающий эпос "The Song Remains the Same", мелодичную и мрачную любимую "The Rain Song" и даже трек с оттенком регги "D’yer Mak’er". Такие песни, как "Over the Hills and Far Away", "Dancing Days" и "No Quarter", также заслужили много любви. Альбом стал одним из самых продаваемых у группы, получив 11-кратный платиновый статус.
6. Ramones – Ramones (Sire / Philips, 1976) Дебютный альбом Ramones – это воплощение чего-то монументального, достигнутого с помощью основ. Ramones не хотели быть звездными техничными музыкантами или поп-суперзвездами. "Ramones" воспринимался почти как анти-музыка, когда появился в 1976 году. Несмотря на первоначальную негативную реакцию на гитары с "buzzsaw" звучанием, короткие и прямолинейные песни, "Ramones" повлиял на каждого последующего исполнителя, который хотел играть быстро. Такие основные песни, как "Blitzkrieg Bop", "I Wanna Be Your Boyfriend" и "Now I Wanna Sniff Some Glue", заставляют детей прыгать уже четыре десятилетия.
5. Deep Purple – In Rock (Harvest, 1970) С уходом басиста Ника Симпера и певца Рода Эванса и приходом Роджера Гловера и Иэна Гиллана соответственно, Deep Purple Mark II начали свою работу. Стряхнув с себя 60-е, Ричи Блэкмор взял свою гитару и выбил дверь, перестроив все с момента, когда игла коснулась пластинки, когда "Speed King" зазвучал как прото-металлическая сирена. "In Rock" – это сокровищница от начала до конца и заслуженно помещает лица участников группы на переделанный Маунт-Рашмор на обложке. "Child in Time" была одной из первых настоящих хард-рок песен с вокальными партиями на высоких нотах, которые стали шаблоном для хэви-метала.
4. Van Halen – Van Halen (Warner Bros., 1978) Когда Van Halen выпустили свой дебютный альбом, гитарная работа Эдди Ван Халена в буквальном смысле слова подожгла мир. Более или менее переопределив игру на соло-гитаре одним альбомом, пластинка наполнена такими гимнами вечеринок, как "Runnin' With the Devil", "Ain’t Talkin’ ‘Bout Love", "Jamie’s Cryin’" и кавером на "You Really Got Me" Рэя Дэвиса. Может быть, Дэвид Ли Рот не самый техничный певец, но он излучает харизму и необузданную, безрассудную молодость. Конечно же, после фирменного соло Эдди "Eruption" ничто не стало прежним.
3. The Clash – London Calling (CBS / Epic, 1979) Едва вписавшись в 70-е, "London Calling" был выпущен в декабре 1979 года, и The Clash завершили десятилетие шедевром. Альбом начинается со взрывного заглавного трека и не ослабевает на протяжении всех 19 песен. Среди других выдающихся треков на этом ломающем жанры альбоме – "Rudie Can't Fail", "Lost in the Supermarket" и завершающий трек "Train in Vain".
2. Black Sabbath – Paranoid (Vertigo, 1970) Всего через семь месяцев после выпуска своего одноименного дебюта Black Sabbath выпустили еще один альбом. В то время как "Black Sabbath", возможно, создал хэви-метал, "Paranoid" определил его в конце 1970 года. Избавившись от части своего блюзового звучания, они нашли свое призвание в неукротимом стиле риффов Тони Айомми, который рано закрепил свое наследие с помощью "War Pigs", "Paranoid" и "Iron Man". Все эти выдающиеся треки отбрасывают огромные тени, а жуткая "Electric Funeral", эфирная, психоделическая "Planet Caravan", дальнейшие ужасы войны, описанные в "Hand of Doom", и избиение скинхедов в "Fairies Wear Boots" также помогли катапультировать Black Sabbath в лигу, которой они единолично владели.
1. Led Zeppelin – Led Zeppelin IV (Atlantic, 1971) Есть ли сторона альбома лучше, чем первая сторона "Led Zeppelin IV"? Вы начинаете с неоспоримого грува "Black Dog", за которым следует необузданная рок-ярость "Rock and Roll", погружаетесь в фолковый "The Battle of Evermore" с Плантом и вокалисткой Сэнди Денни и завершаете сторону легендарным эпосом "Stairway to Heaven". Но Zeppelin на этом не остановились, выдав потрясающую вторую сторону, которая включала "Misty Mountain Hop", "Four Sticks", "Going to California" и "When the Levee Breaks". С учетом всего сказанного, "Led Zeppelin IV" возглавляет наш список 70 лучших хард-рок и метал-альбомов 70-х!
Этот список, конечно же, субъективен, и у каждого свой собственный пантеон рок-богов. Делитесь своими любимыми альбомами 70-х в комментариях – давайте вместе расширим этот музыкальный горизонт! А пока – надевайте наушники, включайте винил (или стриминг) и погружайтесь в мощный саунд семидесятых. Rock on! И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые рок-н-ролльные истории!