Найти в Дзене
Кощеевы тропы

ОТСОРТИРУЕМ И ПОСЧИТАЕМ: кого в деревне относили к знаткам

В прошлой статье мы поговорили о том, кто такие на Русском Севере знатки. Там же я сказал, что крестьяне называли знатками «всех чохом» не разделяя и не классифицируя. И это была своеобразная защита – вера в то, что произнеся слово можно привлечь внимание того, кто этим словом именуется. Но значит ли это, что не существовало никакого деления? Об этом мы сейчас и поговорим. Итак, к знаткам (знающим) принадлежат ведьмы, колдуны, знахари и некоторые другие, как казенно выражаются этнографы «ритуальные специалисты». Знающих крестьяне так делили по степени обладания магической силы и тайного знания: самые сильные – ведьмы, обладающие наибольшим объемом магической силы, за ними следуют колдуны, сила которых заключена в помощниках, «Колдунами называют людей, имеющих содружество с бесами, которые им всегда готовы повиноваться» Смирнов, Н. Нравственно-просветительская деятельность духовенства Пензенской епархии за 1874 год (По «Отчетам» приходских священников) / Н. Смирнов // Пензенские епархиа

В прошлой статье мы поговорили о том, кто такие на Русском Севере знатки. Там же я сказал, что крестьяне называли знатками «всех чохом» не разделяя и не классифицируя. И это была своеобразная защита – вера в то, что произнеся слово можно привлечь внимание того, кто этим словом именуется. Но значит ли это, что не существовало никакого деления? Об этом мы сейчас и поговорим.

Итак, к знаткам (знающим) принадлежат ведьмы, колдуны, знахари и некоторые другие, как казенно выражаются этнографы «ритуальные специалисты». Знающих крестьяне так делили по степени обладания магической силы и тайного знания: самые сильные – ведьмы, обладающие наибольшим объемом магической силы, за ними следуют колдуны, сила которых заключена в помощниках,

«Колдунами называют людей, имеющих содружество с бесами, которые им всегда готовы повиноваться»
Смирнов, Н. Нравственно-просветительская деятельность духовенства Пензенской епархии за 1874 год (По «Отчетам» приходских священников) / Н. Смирнов // Пензенские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1877. – № 3 (1 февр.)

и далее – знахари, чья сила заключена в заговорах.

В зависимости от местности бывают и, скажем так, «дополнительные категории» знающих. Так в Пензенской губернии выделяли ворожей. Эти знатки занимались не только гадательными практиками, но также и лечебными и приворотными:

Она ворожит про все… берется узнавать воров, краденые вещи, предсказывает судьбу людей, она привораживает... мужа к жене, жену к мужу

Ворожея выполняла еще и функцию, которую нынче взяли на себя психотерапевты. Нередко ее клиентками являлись

«женщины, рано лишившиеся мужей или находящиеся в расстройстве с мужем».

На негативную реакцию священников за обращение к ворожеям такие бабы говорили:

«Знаем, батюшка, что они обманщицы, и грех на душу берем. Все сходишь, и сердцу полегче»

Самое интересное, что зачастую священники ворожей считали мошенницами. Почему? А они запросто в церковь ходят, прочищаются. А если они с нечистым знаются, то как ходят? А ежели ходят и веруют от всей души, то как силы не теряют? Так А. Масловский в своей работе приводит такие слова ворожеи:

«Особенного искусства никакого не знаю, призываний каких-либо злых духов не делаю: Избави меня Господь от этого»
Фальшивая знаменитость / А. Масловский // Пензенские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. – 1870. – № 7 (1 апр.). – С. 209–220.

Зачастую знающими считались инородцы – татары, цыгане, да любые которые не такие: не так выглядят, не так живут, не так верят. Ведь не спроста же они не как все православные говорят, одеваются и выглядят?! Вот цыгане: черные они. От чего? Дык ясно же – от огней адских прокоптились!

К знающим так же относили юродивых. Им приписывали умение управлять погодой, повелевать животными – в том числе волками, пророчествовать. При этом юродивых считали под покровительством Николая Чудотворца (которого крестьяне считали покровителем животных).

-2

Еще одна категория «знающих» – люди, побывавшие на том свете. Обычно это люди, испытавшие временную смерть, – обмиравшие. После пребывания в потустороннем мире, который может рассматриваться как обряд посвящения, они наделяются особым знанием. Рассказывают от одном знающем, который после обмирания, рассказывал крестьянам о судьбе их умерших родственников. Кому-то, что их умершие родственники «на хороших местах», «на полной воле живут и пищей райской питаются», а кому-то муки, которые терпят их родственники:

«кому язык вытягивают, кого наместо клина в дерево вгоняют, кого на огненную кровать кладут…»

Самая массовая страта знающих (эвоно-как завернул-то!), по представлению крестьян – это знахари. Как правило знахарей разделяли на две группы:

  1. Знахари, которые лечат снадобьями, травами «с присоединением причитаний»
  2. Знахари, которые одними заговорами больных излечивают.

В русских деревнях была еще одна категория людей, которые рассматривались как посредники между потусторонним миром и миром людей – богомолки, начетчицы, чернички. Старых дев – богомолок, келейниц, монашек, черничек, которые не вышли замуж, а изучают религиозную литературу, «приглашают читать псалтырь над покойником, им нередко заказывают «сорокоуст» – чтение псалтыри за упокой 40 дней». Односельчане обращались к ним за помощью и советом, приходили послушать проповеди.

-3

Данная категория знающих является отличной иллюстрацией сращивание христианства и народных верований в магию. Был, например, в Пензенской губернии обряд опахивания, проводимого в засуху черничками. Обряд совершался в полночь у дальнего родника с освящением воды и служением «водосвятного молебна»; во время молебна

«одна служит за священника, остальные поют и читают, потом отправляются в дом старшей чернички и там служат что-то вроде обедни. После этой службы впрягаются в соху, по концам которой ставятся восковые свечи, и начинают опахивать село со свечами в руках и пением священных песен».

В этом обряде христианские элементы – чтение молитв сочетается с архаическими магическими – опахиванием.

В представлениях крестьян чернички получают тот или иной дар от святых. Так одна из черничек осталась сиротой и умирала от голода:

«Неожиданно дверь медленно отворилась, и комнату залило ослепительное сияние. Ксюша зажмурилась, подумала, что начался пожар. А когда открыла глаза, увидела на пороге невысокую старушку. Та приветливо улыбалась, и от этой улыбки девочке стало так хорошо. Незнакомка приблизилась к постели, присела на краешек и, все так же улыбаясь, принялась водить ладонями вокруг ее головы. А когда закончила, произнесла: «Теперь в тебе есть Сила, и ты сможешь помочь другим. Но помни: этот дар ты должна унести с собой в могилу. Никому его не передавай!»

Обратите внимание: в отличие от ведьмы с даром черничка вполне может спокойно скончаться, ей для этого не надо дар передать. Более того – прямо запрещают дар передавать. Думаю, данный элемент в придание ввели специально для подчеркивания происхождения силы не от нечистого.

Отношение церкви к «знающим» неоднозначное. С одной стороны, священники признавали, что многие из них приносили пользу крестьянскому социуму, но вместе с тем зачастую они считались посягателями на роль посредников между людьми и Богом, которую должны выполнять церковнослужители.

А в следующий раз поговорим про помощников колдунов