17 февраля 2025 года произошла авария при посадке пассажирского Bombadier CRJ-900, в которой никто не погиб, а число тяжёлых травм оказалось минимальным, что является совершенно уникальным случаем в истории авиации с учётом взрывного разрушения крыла в момент посадки, с возникновением сильного пожара.
Вы наверняка помните посадку на Гудзон и фильм про это событие, с названием "Чудо на Гудзоне" с отличными Томом Хэнксом и Ароном Экхартом в главных ролях.
Теперь, чудо произошло в Торонто.
Возможно, в произошедшем намного больше везения, но оно ещё более невероятно по следующим причинам.
Версия исходная.
CRJ 900, маловероятно, что из-за сдвига ветра (хотя, он был в диспетчерском предупреждении, но не был зафиксирован метеостанцией аэродрома в момент посадки этого рейса) произвел посадку с изрядно высокой вертикальной скоростью.
Самолёт буквально "вошёл в бетон" без выравнивания. Возникшая посадочная перегрузка составила хорошо, если менее 10 единиц.
(Посадочная перегрузка принципиально отличается от полетной, поскольку, направления действия ее сил по отношению ко крылу и фюзеляжу во многом обратны тем, которые возникают в полете).
Крыльевые баки разрушились от перегрузки в момент удара о ВПП и расположенные в хвосте двигатели моментально подожгли распыленное топливо. (посмотрите на линию левой консоли крыла, которая уже успела отразиться от ВПП после изрядно сильного удара о нее).
Моментальное развитие пожара. Между первым и третьим фото всего около 5 секунд.
Левая консоль крыла частично разрушилась, примерно 2/3 длины ее конструкции оборвало, но "корень" левой консоли, с самым объемным из крыльевых баков, остался полыхать, пока самолёт тащило по снегу...
В какой-то момент, под самый корень оборвало уже правую консоль, с переворотом фюзеляжа в ту же сторону, и примерно в тот же момент произошла отсечка пламени от фюзеляжа.
Сопоставьте объем пламени с габаритами фюзеляжа. Без шансов...
Пассажиры, говорят очевидцы, все топливом пропахли, но, при этом, пожар начавшийся после взрыва, не поджог фюзеляж...
Это буквально чудо.
Версия уточнённая. Верная.
Самолёт был над полосой в посадочной конфигурации и в нормальном посадочном положении.
По каким-то причинам, выравнивания перед касанием не происходит.
Вероятно, сдвиг ветра в виде сильного бокового нисходящего порыва, все же, имел место.
На этом кадре заметно развитие правого крена.
Касание ВПП правой основной стойкой...
С сильным ударом ВПП правой консолью крыла.
Белое облачко за крылом, это не снег, а распыляющееся из лопнувшего крыльевого бака топливо.
Ещё около 15/100 секунды...
Видно, что фронт пламени распространяется не от мотора.
Скорее всего, топливо вспыхнуло от искр стираемых о поверхность ВПП элементов конструкции правой основной опоры шасси.
Еще несколько сотых долей секунды.
Видно продвижение фронта пламени назад по полету...
Далее, происходит развитие пожара с постоянно продолжающимся ростом правого крена.
Фюзеляж начинает переворачиваться через правый борт, буквально окунаясь в полыхающие обломки правой консоли...
Левая консоль тоже серьезно повреждена от удара о ВПП и в ней тоже есть топливо, столько же, сколько его исходно было в правой.
При этом, левая консоль ещё не горит но, в ближайшую секунду поднимется над переворачивающимся фюзеляжем и начнет поливать его топливом...
Крен ≈60°
Крен ≈90°... И керосиновый душ...
Сейчас вспыхнет топливо из левой консоли.
Крен ≈140°,
Переворот завершён.
Теперь, полыхают левая консоль и примерно треть фюзеляжа.
Ещё за несколько долей секунды пламенем охвачено до половины длины фюзеляжа...
К счастью, в Торонто только что завершился буран!
К счастью, самолёт утаскивает с полосы в сугробы, которые начинают подавлять пламя, но их недостаточно, чтобы его сбить.
(Как только движение фюзеляжа прекратится, пожар моментально разгорится снова).
К счастью, на пути движения фюзеляжа нет никаких массивных и(или) прочных конструкций, которые могут его разрушить!
К счастью, после бурана не началась оттепель! Благодаря этому снег остался сухим и, с идеальной по ситуации удельной плотностью - высокоэффективной по огнетушащему действию, но, при этом, не влекущей слишком высоких перегрузок при столкновении!
К счастью, самолёт сталкивается с большим сугрубом!
К счастью, это происходит ещё на высокой скорости, которая оказалась достаточной для того, чтобы оборвать бо́льшую часть левой полыхающей консоли с топливом и сбить пламя!!!
К счастью, фюзеляж останавливается на участке аэродрома с расчищенным от глубокого снега искусственным покрытием (похоже, что эта одна из магистральных рулежек)!
- Благодаря этому, проемы выходов не были завалены снегом, люди смогли свободно и быстро покинуть самолёт и опасную зону, а пожарно-спасательные техника и персонал могут максимально быстро и без препятствий добраться до аварийного самолёта, ведь пожар может возобновиться в любую секунду...
(Как минимум, половина фюзеляжа в керосине и разогретых элементов поврежденной конструкции в достатке. Кроме того, и горячая часть моторов ещё не остыла...).
К счастью, в воздухе над аэродромом в момент аварии был вертолет санитарной службы, экипаж которого видел аварию и смог сразу же забрать в госпиталь наиболее серьезно травмированных пассажиров...
Данная авария точно войдёт в историю как одна из самых обсуждаемых в контексте невероятного везения.
Мы продолжаем делать полезные интересные Вам статьи благодаря Вашим лайкам и подписке.