Перед нами не просто текст, а лабиринт. Каждый, кто касается его страниц — реальных или воображаемых — вступает в игру с самим понятием реальности. Некрономикон давно перестал быть литературным вымыслом, превратившись в культурный архетип, живущий по законам коллективного бессознательного. Но что, если эта книга — не метафора, а портал? Говард Лавкрафт создал Некрономикон как художественный прием, вплетая в свои рассказы упоминания о «Аль-Азиф» — арабском оригинале, якобы написанном сумасшедшим поэтом VII века Абдулом Альхазредом. Писатель намеренно окутывал книгу туманом недосказанности: разные переводы, исчезающие экземпляры, запреты церкви. Этот прием сработал слишком хорошо — читатели начали искать гримуар в реальных библиотеках. Но здесь начинается странное. Оккультисты вроде Кеннета Гранта выдвинули теорию: Лавкрафт и Алистер Кроули, не зная друг о друге, описывали одни и те же сущности из астрального плана. Сны писателя о Китулу и ритуалы мага, вызывающего Хуаара, возможно, вели