Доброго дня, дорогие москвичи и гости столицы!
В раннем выпуске за 25 февраля 2025 года, по традиции, обсуждаются актуальные аспекты развития комплексной инфраструктуры Москвы (КИМ). Мы снова рассказываем просто о том, как меняется наш город и что это значит для нас с вами. На этот раз поговорим о классике метростроя.
А вы как считаете? Заметны ли изменения в вашем районе? Пишите в комментариях, обсудим. Ваше мнение для нас важно не меньше, чем официальные отчеты.
Давайте вместе разберемся, что же на самом деле происходит с нашей Москвой. Поехали?
1. Глубоко под Москвой: как строят новую станцию метро «Достоевская» Кольцевой линии
Под землёй, где рождается будущее
Гул работающих машин, звон металла, запах сырой земли — всё это неотъемлемая часть строительной площадки глубоко под Москвой. Здесь, на глубине 55 метров, метростроевцы СМУ-6 возводят станцию «Достоевская» — первый новый объект на Кольцевой линии за последние 70 лет.
Журналисты «Сигнала» получили уникальную возможность спуститься в шахту, увидеть, как идёт строительство, и поговорить с теми, кто каждый день делает невозможное возможным. В сопровождении председателя профсоюза СМУ-6 Михаила Косачева и заместителя генерального директора Сергея Грибанова мы отправляемся в подземное путешествие.
Спуск в шахту: адреналин и ответственность
Перед тем как ступить на строительную площадку, нужно расписаться в журнале техники безопасности, надеть спецодежду и каски. Здесь нет места случайностям — каждый шаг просчитан, каждая мера предосторожности жизненно важна.
Глубина шахты — 55 метров. В этом мрачном подземном мире трудятся сотни специалистов, чтобы через несколько лет москвичи могли легко пересаживаться между линиями метро.
«Достоевская» станет 13-й станцией Кольцевой линии. Но её строительство отличается от других проектов. В истории московского метро всего один раз сооружали станцию на действующих тоннелях — это была «Тверская» в 1979 году. Однако сейчас принято ещё более сложное решение: создать обходные тоннели, временно переводя туда движение поездов.
«Проект исторический, — объясняет Сергей Грибанов. — Он необходим пассажирам, ведь станция обеспечит удобные пересадки. Придётся проложить обходные тоннели, построить новую платформу на Кольцевой линии, соединить её с Люблинско-Дмитровской веткой и сделать выходы к «Проспекту Мира».
Подземные переходы, каких ещё не было
Одна из главных инженерных особенностей станции — 350-метровый подземный переход с траволаторами. Если вы когда-нибудь пользовались движущимися дорожками в аэропортах, то легко представите себе этот механизм. Бесступенчатые движущиеся полосы позволят пассажирам быстро и комфортно добираться от вестибюля к платформе.
«Достоевская» расположится между «Новослободской» и «Проспектом Мира», а строительство доверено одной из самых опытных команд московского метро — СМУ-6. В апреле прошлого года коллектив отметил 90-летие, но останавливаться на достигнутом здесь не привыкли.
Ручная работа на глубине 55 метров
Спускаемся глубже — в 800-метровую штольню, ведущую к будущей станции. Здесь будут примыкать объездные тоннели, а пока строятся четыре огромные камеры для съездов на Кольцевую линию.
Руководит этим участком Денис Гусаров — человек, который с 2007 года прокладывает московское метро. Родился в Ростове-на-Дону, работает в жёстких условиях плотной городской застройки.
«Многое приходится делать вручную. Под нами центр города, вокруг — подземные коммуникации. Грунт сложный, но справляемся», — объясняет Денис.
Безопасность на объекте под пристальным контролем. Каждую неделю проходит проверка охраны труда, в которой участвуют представители Департамента строительства Москвы, Московского метрополитена и комитета строительного надзора.
«Сбоев нет, — уверяет Грибанов. — У нас есть специальный отдел, возглавляемый Сергеем Мерзликиным. В его команде четыре специалиста, каждый закреплён за определённым видом работ. Кто-то из них всегда в шахте — проверяет, записывает, делает предписания».
Работаем круглосуточно
День метростроителя начинается с медосмотра, затем — инструктаж по технике безопасности. В шахту спускаются под руководством горного мастера и старшего бригадира.
«Это старый советский ритуал, который менять никто не собирается. Всё отработано до автоматизма», — с улыбкой рассказывает Грибанов.
Перед спуском каждому выдаются средства индивидуальной защиты. Освещение в шахте постоянное: есть аварийная линия и основная силовая. Работы ведутся круглосуточно в две смены. В день нашего визита в стволе трудилось около 400 человек.
Метростроевцы говорят, что сегодня у СМУ-6 намного лучше оснащение, чем 10–20 лет назад. Новые проходческие комбайны, современная техника, автоматизированные системы контроля — всё это облегчает работу, но человеческий фактор остаётся ключевым.
«Всё равно многое зависит от опыта и слаженности команды. Здесь работают плечом к плечу», — подытоживает Грибанов.
Когда москвичи увидят новую станцию?
Строительство «Достоевской» идёт полным ходом, но завершение проекта запланировано на конец 2030 года. Пока основные работы ведёт СМУ-6, но со временем на объекте появится больше специалистов.
Глядя на лица метростроителей, понимаешь, что для них это не просто работа. Это вызов, который они принимают с гордостью. Сотни метров под землёй, среди тонн грунта и металла, создаётся будущее московского метро.
И когда однажды пассажиры впервые сядут в поезд на новой станции, они вряд ли задумаются о том, сколько труда и усилий вложено в её строительство. Но где-то там, глубоко под Москвой, останется след людей, которые сделали этот проект реальностью.
2. Продолжается строительство пересадочного узла «Академическая»
В рамках проекта по развитию Троицкой линии московского метро ведётся активное строительство подземного пересадочного узла со станции 🚇«Академическая» на Калужско-Рижскую линию.
Временные изменения на поверхности
Для обеспечения бесперебойного движения транспорта и удобства пешеходов параллельно с основными работами создаётся временная объездная дорога. На представленных фотографиях можно увидеть различные этапы её строительства:
- Укладка нового асфальтового покрытия и устройство временных коммуникационных колодцев.
- Демонтаж старых участков дороги, установка бетонных ограждений и подготовка строительной площадки.
- Перекладка инженерных сетей, включая кабельные линии, которые проходят в зоне строительства.
Важность проекта
Создание подземной пересадки значительно улучшит транспортную доступность района, сократит время в пути для пассажиров и повысит удобство передвижения между линиями метро. На данный момент работы активно продолжаются, несмотря на зимние погодные условия.
-----------------------------------------------------------------------------------
Ну вот, друзья, мы и добрались до финала второй части нашего раннего мини-репортажа. Знаете, мы тут в редакции немного переживали, не утомили ли мы вас этой кучей информации. Но надеемся, что вы всё-таки нашли для себя что-нибудь интересное. Кстати, если вам по душе наши городские истории и хочется быть в курсе всех приключений московской инфраструктуры, мы всегда рады новым подписчикам. А если вдруг появится желание копнуть глубже в тему КИМ, у нас еще полно статей об этом. Ладно, не будем вас задерживать. Пока-пока, увидимся в следующих выпусках!
Тем, кому интересна тема станции Достоевская Кольцевой линии, рекомендуем подборку:
А интересующиеся Троицкой веткой могут посмотреть на:
Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.
Источники: РОСПРОФЖЕЛ, «РМТМ»©.
Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!
Спасибо за внимание!
Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!