23 ноября 1996 года самолёт Boeing 767-260ER авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял рейс из Аддис-Абебы (Эфиопия) в Абиджан (Кот-д’Ивуар). На борту находились 175 человек: 12 членов экипажа и 163 пассажира.
Угон
Через 20 минут после взлёта трое пассажиров поднялись с мест и направились к кабине пилотов. Один из них, остановившись в проходе, закричал: «Всем сидеть, у меня бомба!». Проникнув в кабину, они ударили второго пилота и выгнали его в салон, объявив о захвате самолёта.
Командир Лэйла Абате не растерялся — до этого его самолёты уже дважды захватывали, в 1992 и 1995 годах. Но оба раза он успешно сажал свои самолёты, обойдясь без жертв. Однако на этот раз угонщики потребовали лететь в Австралию, чтобы просить там политическое убежище.
Абате пытался объяснить, что топлива не хватит для такого дальнего перелёта, и предлагал изменить маршрут или совершить посадку для дозаправки. Но террористы настаивали — в рекламном журнале на борту они прочитали, что Boeing 767 может лететь 11 часов без дозаправки. Командир объяснял, что 11 часов можно лететь только при полных баках, а топлива сейчас гораздо меньше. Он показывал приборы и проводил расчёты, доказывая, что полёт до Австралии закончится падением в Индийский океан. Но угонщики не слушали и всё твердили: «Лети в Австралию или мы взорвём самолёт».
Один из угонщиков, которого командир воздушного судна считал лидером, держал пожарный топор и бутылку виски. Другой был в перчатке, внутри которой, как он утверждал, была бомба, а в другой руке он также держал бутылку виски. Третий угонщик имел при себе огнетушитель.
Двое угонщиков вышли из кабины и встали у левой передней двери, приказав всем опустить головы и замолчать. В это время две стюардессы сидели на местах 2F и 2G. Один из угонщиков приказал одной из них пройти к передней панели бортпроводников и подготовить её для объявления. Объявление было сделано на трёх языках — амхарском, английском и французском. В нём сообщалось, что они захватили управление самолётом, изменили пункт назначения и что у них есть бомба.
Над Африкой
Командир привычно сообщил диспетчеру, что самолёт захвачен. Затем он направил лайнер вдоль юго-восточного побережья Африки.
Когда самолет пролетал мимо столицы Танзании, лидер угонщиков приказал капитану позвонить в Австралию. Командир ответил, что на борту нет телефона. Когда угонщик пригрозил его избить, пилот попросил номер телефона. Угонщик потребовал расписание рейсов Ethiopian Airlines, пролистал несколько страниц и показал командиру телефонный номер представительства авиакомпании в Австралии.
Капитан связался с диспетчером в Кении и передал сообщение для пересылки в Австралию. Также он сообщил данные о высоте полёта, местоположении, запасе топлива и направлении. Согласно записи переговоров, командир сказал: «...Я просто хотел, чтобы наши угонщики слышали, о чём вы сообщаете, и если у вас есть что сказать — говорите им...» Диспетчер ответил: «...Сообщаю вам, что с двухчасовым запасом топлива вы не сможете достичь пункта назначения... вероятнее всего, вам придётся совершить посадку на воду в океане. Лучшее решение — приземлиться в Момбасе и дозаправиться...»
Угонщики приказали командиру выключить радио и заявили, что не намерены вести переговоры на каких-либо условиях. После этого лидер угонщиков снял с командира наушники и солнцезащитные очки и приказал не выходить на связь.
Вскоре, незаметно для угонщиков, капитан повернул самолёт в направлении Коморских Островов. При этом командир не переставал втолковывать преступникам, что топлива недостаточно и, если не сесть в ближайшее время, они разобьются. Лидер угонщиков сидел на месте второго пилота, трогал органы управления самолётом, нажимал на руль направления и одновременно пил виски. Он пытался поворачивать элероны и хаотично дёргал рычаги реверса тяги.
Истощение топлива
Когда из-за недостатка топлива отказал правый двигатель, главный угонщик покинул кресло второго пилота и подошёл к остальным, чтобы обсудить ситуацию. Воспользовавшись этим, КВС сообщил пассажирам по громкой связи:
Дамы и господа, это ваш пилот, у нас закончилось топливо, и мы сейчас теряем один двигатель, и мы ожидаем аварийной посадки, и это всё, что я должен сказать. Мы потеряли уже один двигатель, и я прошу всех пассажиров… отреагировать… на угонщиков.
Угонщик вернулся в кабину и выбил микрофон из рук капитана. Увидев, что высота продолжает падать, угонщик в ярости закричал на пилота, требуя прекратить снижение. Командир ответил, что топливо уже закончилось и двигатели больше не работают. Тогда угонщик приказал капитану не трогать управление и пригрозил убить его. Затем между ними состоялся следующий диалог:
Капитан: Где мы можем приземлиться на суше?
Угонщик: Ни за что.
Капитан: Обсудите это между собой.
Угонщик: Я сказал, невозможно.
— Неразборчиво — Замолчи
Капитан: Я не знаю.
Угонщик: Это всё?
Капитан: Это какая-то страна в Индийском океане.
Капитан: Я сказал тебе, насколько я понимаю, я мертв, ты уже ничего не можешь со мной сделать. Моё топливо исчерпано. Показатель — ноль, ноль.
Угонщик: И что? Пусть исчерпается.
Капитан: Это всё, сядь. Теперь ты ничего не сможешь мне сделать.
Угонщик: Что?
Капитан: Отныне ты ничего не сможешь мне сделать.
Угонщик: Я?
Капитан: Да, я мертв.
Угонщик: Я?
Капитан: Да.
Система предупреждения: Пип — Пип — Пип — Пип —
Капитан: Вот и ты, второй двигатель тоже остановился.
Угонщик: Ты увидишь, что я могу с тобой сделать.
Система предупреждения: Пип — Пип — Пип — Пип — предупреждение двигателя
Капитан: Это всё, оба двигателя остановились. Вот и всё. Ты этого хотел, не так ли?
Угонщик: Да.
Угонщики: Неразборчивый разговор
Капитан: Оба двигателя выключены. Тебе больше нечего от меня требовать.
Угонщик: Я сказал, пусть всё закончится.
Капитан: Значит, тебе больше нечего от меня требовать.
Угонщик: Прекрати и двигайся дальше. Я покажу тебе, где действительно собираюсь тебя убить.
Капитан: Убей меня, где хочешь.
Угонщик: Конец.
Капитан: Я мертвец, и это всё. Мне не нужно указывать, где меня убьют. Я мертвец, управляющий самолетом без топлива.
Пип — Пип — Пип — Пип — (Предупреждение)
Угонщики: Неразборчивый разговор
Капитан: По крайней мере, ради моей ответственности, пассажиры должны знать о состоянии.
Угонщик: Спускайся и увеличь скорость.
Капитан: Это не имеет значения, пожалуйста.
Всё равно. Мы собираемся умереть. Почему бы тебе — Я думал, что в этом нет необходимости.
В это время второй пилот начал ходить по салону и с помощью бортпроводников готовить пассажиров аварийной посадке. Экипаж объяснял как пользоваться спасательными жилетами и какую занять позу. Затем второй пилот пробился к кабине и попросил угонщиков пустить его в кресло для помощи командиру. И хотя они разрешили ему это сделать, преступники стали активно мешать управлять самолётом. Лайнер пролетал над Индийским океаном и приближался к побережью острова Нгазиджа (одному из Коморских островов).
Приводнение
Самолёт находился на высоте 45 метров на водой и летел на скорости 370 км/ч, когда угонщики наконец покинули кабину. Пилоты развернули самолет параллельно волнам. Перед самым касанием Боинг накренился влево, коснулся воды левым крылом и зачерпнул воду левым двигателем. Из-за высокой скорости лайнер сильно развернуло влево, он жёстко ударился о поверхность, перевернулся, разрушился на четыре части и ушёл под воду.
Момент столкновения с водой попал на видео:
Благодаря тому, что самолёт потерпел крушение у побережья густонаселенного острова Нгазиджа на глазах у многочисленных туристов, помощь подоспела очень быстро. Местные жители и дайверы подплыли на своих лодках и принялись спасать выживших.
Из 175 человек на борту самолёта погибли 125 (6 членов экипажа (все бортпроводники) и 119 пассажиров), в том числе все три угонщика. Многие пассажиры, несмотря на инструкции второго пилота и бортпроводников, надули спасательные жилеты до приводнения. Из-за этого, когда самолёт погружался в воду, жилеты подняли их до потолка, они оказались в ловушке и погибли.
Расследование посчитало, что в случившемся виновны исключительно угонщики. Командир и второй пилот получили награды и продолжили летать в авиакомпании. Момент авиакатастрофы был запечатлён на видео одним из туристов.
Ещё одно не очень удачное приводнение:
Ставьте лайки и подписывайтесь. Заранее спасибо от всей команды!