В 2025 году Масленичная неделя выпадает на период 24 февраля по 2 марта. Традиционно этот праздник ассоциируется с проводами зимы, а также с гуляньями, весельем, сжиганием чучела и, конечно же, приготовлением блинов.
Может показаться, что здесь всё абсолютно безобидно, однако некоторые современные и старинные масленичные обычаи могут показаться шокирующими. Об этом нам расскажут ученые-исследователи. Вдовесок приведем записи иностранных путешественников разных эпох, которые побывали в России и имели честь понаблюдать за ходом праздника.
Древние корни
Масленица — древний восточнославянский языческий праздник, который возник еще в дохристианские времена. По одной из версий, он связан с культом бога Солнца Ярилы и приходился на зимне-весенний период, когда Ярила «сходил» на землю. Первое упоминание о Масленице датируются 1543 годом в дипломатической переписке Ивана Грозного.
По словам советского фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, обрядовые традиции древнего праздника связаны со стимуляцией плодородия и началом работы в полях. Масленичное чучело — символ плодовитости, поэтому его пепел или фрагменты было принято разбрасывать по полям.
В голове не укладывается
Как сообщает британский ученый Джеймс Фрэзер в своем труде «Золотая ветвь», вплоть до XVII века на Руси приносили человеческие жертвы на Масленице. Их выбирали из числа деревенских дурачков, алкашей, преступников, изгоев или же пришлых чужаков.
Некоторые фанатики соглашались на собственный забой добровольно. Не будем вдаваться в дальнейшие подробности, скажем лишь то, что фрагменты их тел разбрасывали по полям для привлечения урожая. Отсюда исходит термин — «Кровавая Масленица». Правда это или иноагентская западная выдумка — решать вам.
Бой с Потапычем
Одной из древних забав на масленицу был «махач» с медведями. Но участниками замеса обычно становились не по собственной воле. Так, при Иване Грозном неугодных кидали в клетку или яму с косолапым. Исход такого состязания для человека был предрешен и печален.
Ко всему прочему, тот же Фрэзер рассказывает, что древние славяне сжигали на Масленицу медвежье чучело. Сожжение является символическим актом, когда зима уступает весне.
Масленицу в гробу видал
Стоит отметить, что ни в одном более достоверном источнике не фигурирует факт человеческого сожжения на Масленицу. Известно, что могли осуществляться лишь символические «жертвы»: ряженые исполняли роль чучела, которых в процессе празднования также символически «убивали».
С течением времени людей стали заменять чучела, слепленные из снега, скрученные из соломы или древесных веток. Такому чучелу придавали человеческий вид, рисуя глаза, нос, рот, а затем сжигали.
Между тем в северных областях России чучело иногда просто растерзывали, топили в водоёме или сбрасывали с горы. Однако в некоторых регионах Масленицу продолжал играть человек, который ложился в гроб или корыто. Его товарищ отыгрывал священника и поливал «покойника» святой водой, тем самым как бы хороня зиму.
Например, во Франции провожали зиму по-другому. Для этого в некоторых провинциях создавали чучело, схожее с человеком, который был уличен в супружеских изменах. Затем куклу приносили к дому виновного и сжигали прямо на месте под завывания друзей и соседей. Таким образом изменщиков мотивировали к нравственности.
Очищение от соромного
На Масленицу были привычки гулянки, чревоугодие и прочее, ведь после нее начинался Великий пост. Некоторые обряды были довольно забавными. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день масленичной недели по селу возили шлюпку на старых дровнях с мужчиной внутри, спина которого была измалевана краской-суриком. В районе реки Тавды шли еще дальше: выбранные ряженые изображали Масленицу и Воеводу, которые в последний день раздевались догола и имитировали перед толпой мытье в бане.
В некоторых местностях главный на празднике не только говорил торжественную речь, но и раздевался в морозный денек, оставшись, в чем мать родила. Затем начинал кривляться и оголять срамные части тела. Людская веселуха на масленичных проводах зимы не знала границ.
Что русскому хорошо, то иностранцу...
В XVII столетии лейб-медик царя Алексея Михайловича Сэмюэл Коллинз описывал последнюю неделю Масленицы, как время беспробудного пьянства:
«На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом...) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем»
Датский пастор Педер фон Хавен, посетивший Россию в XVIII веке, писал о катании на Масленицу с высоких ледяных горок:
«Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым»
В отличие от этого Педера, подруге княгини Екатерины Дашковой, англичанке Марте Уилмот праздничные катания с гор были по душе. В своих воспоминаниях девушка ярко описывает эти эмоции:
«Несколько дней назад я впервые в жизни каталась с ледяных гор. <...> Гору полили водой, которая моментально замерзла, превратившись в совершенно гладкий лед. Ну, хорошо, давайте еще раз поднимемся в беседку и усядемся в кресло с каким-нибудь компаньоном. У кресла вместо ножек полозья. Человек на коньках, стоящий позади, толкает высокие санки и, направляя их, катится вместе с вами. Вы стремительно несетесь вниз, и, пока гора не кончится, остановиться невозможно. Мне кажется, ощущение при этом такое, будто летишь по воздуху как птица».