Найти в Дзене
Темы на все времена

Музейный Петербург, день 1-й: музей железных дорог России

В настоящее время мы с детьми находимся в Санкт-Петербурге в поездке, которую планировали года два. Цель поездки - от души походить по музеям. До упаду, как говорится. Кстати, сегодня падаем уже ))) Выполняем намеченное! Список музеев, которые хотели бы посетить, великоват, понятно, что все не успеем обойти, но пытаемся. Вчера было легче всего - никаких мук выбора, куда же пойти. В понедельник многие музеи не работают. А вот музей железных дорог России открыт! 

Фото автора. Музей теперь находится совсем рядом со станцией метро Балтийская, добираться очень удобно
Фото автора. Музей теперь находится совсем рядом со станцией метро Балтийская, добираться очень удобно

Были там с мужем и старшим сыном, когда сыну было три. Вернее, там, но не там. В те времена музей находился у Варшавского вокзала, все экспонаты располагались на улице. Музей и вполовину не обладал тем, что есть сейчас, но нам и тогда понравилось. Сейчас же посетителей ждет нечто невероятное! Музей теперь расположен на Балтийском вокзале, занимает территорию площадью 57000 квадратных метров! 

Фото автора. Готовы к одному из самых захватывающих путешествий в жизни?
Фото автора. Готовы к одному из самых захватывающих путешествий в жизни?

Нужно сразу принять решение, пойдёте ли вы на открытую территорию. Тогда одежду в гардероб сдавать не нужно. Сейчас холодно, бродить по огромному музею с теплыми объёмными куртками мы точно не хотели. Посчитали, что достаточно будет закрытой части (оказались правы, только на ней мы провели почти три часа). 

Фото автора. На уличные экспонаты посмотрели в окно
Фото автора. На уличные экспонаты посмотрели в окно

Сначала вас встретят самые старые паровозы и восстановленное депо Петергофской железной дороги. 

Фото автора. Самый старый экспонат музея - паровоз-танк
Фото автора. Самый старый экспонат музея - паровоз-танк

Можно посмотреть макет вокзала Павловска и послушать историю этого вокзала, которая поражает до глубины души. Потому что вокзал этот был одним из культурных центров страны! Конечно, задумано это было коммерческого успеха ради. Нужно было продвигать идею путешествий невиданным доселе транспортом, делать новую ветку железной дороги рентабельной. Платежеспособная публика привлекалась вокзалом с рестораном, музыкой, оранжереями, аллеями и комфортабельными комнатами для ночлега. Но и это - ещё не все. В 1856 году сюда приезжает выступать молодой и мало тогда известный Иоганн Штраус. Давал концерты, так все хорошо сложилось, что задержался на десять сезонов! Для него построили отдельный концертный павильон, где выступали потом многие великие музыканты. 

Фото автора. Красавец-вокзал Павловска был уничтожен в okkyпацию
Фото автора. Красавец-вокзал Павловска был уничтожен в okkyпацию

В первом огромном павильоне можно увидеть весь цвет железнодорожного транспорта Российской Империи! 

Фото автора. Модели «С» производил и завод в Сормово (тогда это был ещё пригород родного Нижнего)
Фото автора. Модели «С» производил и завод в Сормово (тогда это был ещё пригород родного Нижнего)

Здорово, что постоянно встречаются вагоны, открытые к посещению. Это интересно и детям, и взрослым. 

Фото автора. Посмотрим, что представляли собой вагоны третьего класса
Фото автора. Посмотрим, что представляли собой вагоны третьего класса

Можно посидеть в дореволюционном вагоне третьего класса. Вполне комфортабельно, лавки обтянуты кожей, достаточно места для багажа, есть уборная. 

Фото автора. В девяностые годы двадцатого века я ездила в гораздо более худших условиях
Фото автора. В девяностые годы двадцатого века я ездила в гораздо более худших условиях

Очень интересно в почтовом вагоне, где показан процесс сортировки почты. 

Фото автора. Как же это все увлекательно
Фото автора. Как же это все увлекательно

Среди багажных вагонов были очень любопытные экземпляры. Тот, что на фото, например, обладал специальным отделением для перевозки устриц! 

Фото автора. Если вдруг вы всю жизнь мучились вопросом, как больше ста лет тому назад перевозили устрицы, то ответ найден )))
Фото автора. Если вдруг вы всю жизнь мучились вопросом, как больше ста лет тому назад перевозили устрицы, то ответ найден )))

Вообще, интерактива много, везде включаются фильмы с рассказами о происходящем, «интервью» с работниками железной дороги, можно узнать о многих профессиях, которых уже нет. 

Фото автора. Затесались к переселенцам из Малороссии
Фото автора. Затесались к переселенцам из Малороссии

Например, тормозильщик. Эх и нелегкая была работа! Весь путь тормозильщик должен был находиться на открытой тормозной площадке вагона, чтобы в нужный момент вручную привести тормоз в действие или отпустить его с помощью тормозной рычажной передачи. На экране - закутанный в тулуп мужчина с характерным крестьянским говорком. Рассказывает так, что ощущаешь, как холодно ему было зимой уже через пятнадцать минут от начала пути, несмотря на все ухищрения… 

Фото автора. Рассказ тормозильщика берет за душу
Фото автора. Рассказ тормозильщика берет за душу

Вообще, гипсовые скульптуры, которые оживают на экранах и рассказывают о себе - изюминка музея. С ними оживает и вся история железнодорожного транспорта, который очень быстро стал тем, вокруг чего крутилась все! 

Фото автора. Поездная бригада паровоза «Елена»
Фото автора. Поездная бригада паровоза «Елена»

Я ведь ещё застала то время, когда поезда завораживали, восхищали, казались живыми существами. Когда встречать и провожать поезда было здорово! Я росла на книгах, где поездам отводилась особая роль. Помните «Чука и Гека» или Васька Трубачева, папа которого был машинистом? Главы про паровозное депо, куда приходил Васек, я вспоминала, пока бродила по этому музею. 

Фото автора. Рядом с этими махинами чувствуешь себя букашкой
Фото автора. Рядом с этими махинами чувствуешь себя букашкой

По всему музею встречаются интерактивные экраны с информацией про те паровозы, что экспонируются рядом, и их связь со временем. Изучив материалы, можно пройти тест. Ловушка для психики ))) Представляете, сколько информации получает ребенок за три часа в музее? И что с ним начинает происходить, если он неправильно отвечает на вопросы в тесте? 

Фото автора. Петя найдёт, за что поволноваться )))
Фото автора. Петя найдёт, за что поволноваться )))

Есть игра «Сортировочная горка». Тренажер, где путь с уклоном позволяет составам двигаться по инерции. 

Фото автора. Как лихо гоняют груженые составы
Фото автора. Как лихо гоняют груженые составы

Постепенно забредаешь к железнодорожному транспорту советской эпохи. Есть поворотная платформа с паровозом «Сергей Орджоникидзе», на его бортах в начале каждого часа демонстрируется световое шоу. 

Фото автора. Вернулись, чтобы посмотреть шоу
Фото автора. Вернулись, чтобы посмотреть шоу

Желающие могут заглянуть под паровоз. Пройти под ним. Интересные ощущения! 

Фото автора. С такого ракурса паровозы я ещё не видела
Фото автора. С такого ракурса паровозы я ещё не видела

Конечно, часть экспозиции посвящена ВОВ. Девушка-фонарщица рассказывает о своей работе. Тогда совсем молодые девчонки работали не только фонарщицами, но и сцепщицами, а это - очень опасный труд. Не могли мы не зайти в санитарный поезд. Были уже в таком с детьми в Саратове. Очень сложно представить ту степень концентрации человеческой боли, которая там была… 

Фото автора. Спасибо, что можно так все прочувствовать…
Фото автора. Спасибо, что можно так все прочувствовать…

Потом - кусок мирного и относительно беззаботного времени. Гипсовые фигурки становятся нарядными. В чемоданах представлена щегольская одежда. 

Фото автора. Галстук - 🔥
Фото автора. Галстук - 🔥

А эти билеты персикового цвета? Я так много по ним ездила. Ещё совсем недавно они были самым обычным делом. Не помню уже, когда я брала билеты в кассе последний раз. И немецкий билет мне тоже хорошо знаком. Когда училась в Германии, столько по ним ездила. 

Фото автора. Для моих детей эти билеты - экзотика
Фото автора. Для моих детей эти билеты - экзотика

Подстаканники - это главный атрибут дорожной романтики. Помню, когда мне впервые продали в поезде чай в пластиковом стаканчике, мой мир рухнул )) 

Фото автора. Хочу теперь подстаканник купить ))
Фото автора. Хочу теперь подстаканник купить ))

Кстати, по всему музею расставлены сувенирные большие стаканы в подстаканниках. 

Фото автора. Помните, как долго не остывал этот чай?
Фото автора. Помните, как долго не остывал этот чай?

Интересно было смотреть на тепловозы и электровозы, и думать, что не в самых отдаленных уголках страны что-то из этого не видели очень долго. Например до деревни прабабушки всего в 200 км от Нижнего даже в девяностые часть пути состав вез паровоз. 

Фото автора. Эта модель тепловозов производилась Коломенским заводом всего год - 1988 по 1989
Фото автора. Эта модель тепловозов производилась Коломенским заводом всего год - 1988 по 1989

А ещё можно (и нужно) подняться на верхние галереи. Чтобы сверху окинуть все это пространство, оценить всю мощь того, что в музее представлено! 

Фото автора. Виды сверху впечатляют ещё больше
Фото автора. Виды сверху впечатляют ещё больше

Увиденное без преувеличений грандиозно! Дух захватывает. 

Фото автора. Конечно, нужно возвращать ещё и ещё
Фото автора. Конечно, нужно возвращать ещё и ещё

Можно ещё отдельно оплатить тренажер и почувствовать себя машинистом, но вчера уже с утра все билеты были проданы.

Фото автора. Конечно, интересно понять, как управляли такой махиной
Фото автора. Конечно, интересно понять, как управляли такой махиной

Наверное, к лучшему. За три часа у младшего и без тренажера был перебор по эмоциям. Придем ещё, лучше в теплое время года, чтобы посетить и открытую часть, и машинистом побыть. 

Фото автора. До сих пор я, приезжая в деревню к родным, хожу встречать поезда
Фото автора. До сих пор я, приезжая в деревню к родным, хожу встречать поезда

Отдельно хочу похвалить общую организацию - туалетные комнаты устроены по всему музею. Это важно при таких площадях и таком количестве посетителей. Нет очередей и с маленькими детьми не надо экстренно бежать через весь музей. У меня малышей нет, но я ещё помню, как это бывает ))) Есть кафе, оформленное в виде вагона-ресторана. Мы поехали есть в проверенное любимое место, не могу сказать, как там с едой. 

Фото автора. Это - не из кафе ))) Просто на одном из паровозов
Фото автора. Это - не из кафе ))) Просто на одном из паровозов

Выход - через сувенирный магазин. Многие из-за этого оставляют гневные отзывы про весь музей. Это рынок, что тут ещё скажешь. Накатать гневный отзыв на тему, что музей плохой, потому что сувенирный магазин не минуешь, а ребенок хотел все и валялся на полу, легче, чем проводить воспитательную работу с ребенком ))) Сейчас легко даже совсем малышу объяснить, что многое из таких магазинов можно купить в другом месте и дешевле. Мы покупаем всегда тематические книги и что-то, относящееся к теме, что не встретишь в других местах. Магнит именно из этого музея будет нам напоминать о тех положительных эмоциях, что мы здесь получили, а носки сын будет носить. 

Фото автора. Петя сделал мне замечание, что он был плохо подготовлен по теме железнодорожного транспорта. Ищем теперь хорошую книгу )))
Фото автора. Петя сделал мне замечание, что он был плохо подготовлен по теме железнодорожного транспорта. Ищем теперь хорошую книгу )))

Я искренне рекомендую этот музей всем! Мальчикам, девочкам, бабушкам, дедушкам. Там никому не будет скучно. Это же - наша история, она не придуманная, не прилизанная, настоящая. 

Все про Петербург и окрестности:

Санкт-Петербург и окрестности | Темы на все времена | Дзен