К 9-10 векам относятся первые дошедшие до нас образцы древнерусского искусства. Большинство этих образцов относится к устному народному творчеству, передаваемому без письменных посредников из поколения в поколение. Это эпические сказания – русские былины, которые начали записываться специалистами только в 19 веке.
Понятно, что за 1000 лет любая былина очень сильно трансформировалась по сравнению с первоначальным вариантом: добавлялись новые смысловые пласты, изменялись имена, обстоятельства и события. Датировка любой былины – всегда большой труд историков, лингвистов, этнографов. К концу ХХ века был сформирован список былин, датировка которых не вызывает сомнения у специалистов.
Древнейшие из былин датированы 9-10 веками:
1) «Михайло Поток»
2) «Дунай Иванович»
3) «Святогор»
4) «Вольга-Богатырь»
5) «Добрыня Никитич»
6) «Микула Селянинович»
1) Михайло Поток (или Потык)
Это – витязь новгородского былинного цикла северо-русских былин.
Сюжет. На охоте Михайло хочет подстрелить «лебедь белую», но она превращается в девицу Авдотью Лиховидевну, и сообщает, что она – суженная богатыря. На свадьбе молодые дают друг дуру зарок: если один из супругов умрёт раньше, то оставшемуся быть похороненным заживо в одной могиле с умершим.
Первой в молодом возрасте умирает Авдотья. В могилу вместе с ней спускают и Михайло – в полной боевой экипировке, с конём. Когда туда заползает огромный Змей – Михайло Поток убивает его, и, окропив его кровью, оживляет супругу. Далее живут они долго и счастливо, но после смерти Потока Авдотью живой опускают к нему в могилу.
Другая былина повествует об иной версии отношений Потока с супругой. Лебедь Белая опоила Потока зельем, превратив в камень, а сама сбежала с Кощеем. Товарищи Потока (список богатырей разных хронологических периодов, от Алёши до Ильи) выручают Потока, а затем мстят Кощею и неверной жене. Последнюю богатыри четвертуют, привязав к коням.
Что отражает былина? Данная былина в превращённой сказочной форме отражает древнейший этап становления дружинного слоя Древней Руси 9 века, когда он в значительной части состоял из скандинавского элемента. Здесь описано не что иное, как особенность погребального культа норманнов-«русов», описанная арабским купцом Ибн-Фадланом в «Записке о путешествии на Волгу». По добровольному согласию одного из близких людей умершего хоронили вместе с покойным. Обычно это была жена или наложница. Все многочисленные сказочные и мифические сюжеты про спящую принцессу, мёртвую царевну, к которой спускается герой, отражают этот обряд, бытовавший в древности у многих народов. От греческого мифа «Геракл и Алкеста» до сказки Пушкина о мёртвой царевне и королевиче Елисее.
К мести прибегают друзья Потока: они мстят его неверной жене и её любовнику. Мотив мести за попранную честь,– это тоже отражение сюжетных элементов скандинавских саг. Там месть зачастую – это вообще центральная «ось» всего повествования.
2) Дунай Иванович
Сюжет. Здесь – целый сериал из трёх былин. Первая из них повествует о том, как Дунай с Добрыней выполняют задание киевского князя Владимира Красно Солнышко: отправиться в Литву, чтобы сосватать за Владимира королевскую дочь Апраксу. По этому сюжету Дунай-богатырь ранее служил литовскому королю. И король, разгневанный за какие-то прежние дела, заключает Дуная «в погреба глубокия». Однако Добрыня расправляется с литовской дружиной, и король вынужден отпустить Апраксу в Киев.
Вторая былина продолжает и развивает сюжет первой. У литовской принцессы есть сестра – Настасья, которую с Дунаем ранее связывала тайная любовь. Именно Настасья выкупила Дуная у палачей, когда он впал в немилость королю, и помогла ему бежать на Русь, в Киев. Однако приехав сватать Апраксу за князя Владимира, Дунай-богатырь не обращает внимания на Настасью, чем она сильно раздосадована. На обратном пути в Киев Дунай встречает неведомого богатыря, с которым вступает в бой, побеждает его, и уже готов заколоть. Но – узнаёт в противнике Настасью. Дунай тут же вспоминает былую любовь, и зовёт Настасью в Киев – на свадьбу.
В третьей былине всё начинается замечательно: князь Владимир сочетается браком с Апраксой, а Дунай-богатырь – с Настасьей. Однако молодые супруги-воины начинают хвастать своими боевыми качествами: Дунай – силой, а Настасья – меткостью. Трижды она попадает стрелой сквозь серебряное кольцо, которое Дунай удерживает на голове. Он не в силах признать превосходство жены, и пытается повторить её фокус. Однако случайно убивает её стрелой. Далее проводится посмертное «вскрытие», которое устанавливает, что мёртвая супруга была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай кончает счёты с жизнью, бросившись на меч. Из его крови берёт своё начало Дунай-Река.
3) Святогор
В былинах Святогор – это некое хтоническое существо, исполинский богатырь «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Русская земля его не держит, и он живёт далеко на Святых горах. При его движении на коне сыра земля потрясается, реки выходят из берегов, и происходят другие катаклизмы. Отец Святогора представлен «тёмным» или слепым – то есть мертвецом, существом потустороннего мира.
Сюжет. В самой известной из былин о Святогоре повествуется о встрече его с Ильёй Муромцем. Последний в поле находит исполинскую постель Святогора, и решает на ней поспать. К счастью, конь вовремя будит Илью и советует спрятаться на дерево. Приезжает Святогор, держа ларец, в котором помещается его жена-красавица. Пока Святогор спит на своей постели, его жена соблазняет Илью, и затем уговаривает ехать с ними в кармане мужа. Однако в дороге конь Святогора жалуется, что ему тяжело: до сих пор он носил одного богатыря, а теперь приходится – двоих. Святогор находит Илью, и, выяснив суть дела, расправляется с неверной женой, а с Ильёй, наоборот – братается.
Далее на пути названные братья встречают циклопический гроб с надписью «Кому суждено – тот и ляжет». Безусловно, это вызов, и богатыри принимаются примерять гроб на себя. Понятно, что именно Святогору гроб приходится впору, и крышка захлопывается. Часть силы и меч Святогор передаёт Илье, но тот всё равно не может вскрыть гроб, который с каждым ударом охватывается новым железным обручем.
Что отражает былина? Былины о Дунае-богатыре и Святогоре – следующий важный пласт древнерусского дружинного эпоса. Здесь в сказочной форме повествуется о взаимодействии киевского дружинного элемента с аристократией из Великой Моравии, которая пополнила киевскую дружину в 10 веке. Великая Моравия – крупное государство западных славян на территории современных Чехии, Венгрии, отчасти – Германии и Польши.
Именно в 10 веке оно гибнет под ударом нашествия мадьяров-венгров из Великой Степи. Служилая моравская аристократия рассеивается по всей Европе: частью уходит к франкам, частью – в Византию, а частью – на Русь. Именно в 10 веке в киевских погребениях знати появляются моравские элементы, например – шпоры, а дружина киевского князя частично пересаживается с драккаров на коней. Князья русов переходят со скандинавских имён (Рюрик, Олег-Хельги, Игорь-Ингвар) на двусложные славянские из Моравии (Яро-полк, Свято-слав, Все-волод). Топонимы «Дунай», «Святые горы» - это прямые отсылки к Центральной Европе и Чехии/Богемии, откуда соответствующие богатыри вливаются в дружину киевского князя. Святогор передаёт Илье часть своей военной силы и меч, а сам исчезает. Гибнет и Дунай-богатырь, символизируя исчезновение этого некогда могущественного государства западных славян.
Кстати, Илья Муромец – это былинная фигура гораздо более поздняя, относящаяся к Владимиро-Суздальскому (или даже Московскому) периоду Руси 14-16 веков. У него есть конкретный прототип, о чём будет сказано в одной из следующих статей. Народная память поместила его тоже в дружину Владимира Красно Солнышко, хотя специалистам известно, что это – анахронизм.
4) Вольга-богатырь
Сюжет. Первая былина повествует о рождении Вольги. Он – сын княжны Марфы Всеславьевны и Змея (в различных версиях – либо просто змея, либо сказочного дракона). При появлении на свет богатыря происходят природные катаклизмы, и звери лесные пребывают в страхе и смятении. Всё это намекает на особый масштаб события. Вольга быстро растёт, однако это не простой витязь. Он владеет книжной премудростью, и умеет обращаться в разных животных (и то и другое для народного сознания находится где-то очень рядом).
Главное, чем знаменит Вольга-богатырь – своим походом в некое дальнее царство. Оно называется по-разному, чаще всего: Царство Индийское, царство Турец-Салтана, или Магмед-Салтана. Для похода Вольга набирает дружину, а сокол и волк помогают прокормить её охотничьей добычей. Поход оказывается успешным благодаря волшебным свойствам Вольги. Обернувшись волком, он загрызает коней противника, горностаем перегрызает тетивы их луков, превращает своих воинов в муравьев, которые проходят через крошечную щель в крепостной стене города Салтана-царя. Схватив и размозжив царя «о кирпищат пол», Вольга берёт в жены царицу, а его дружинники – девушек «Царства Индийского».
Что отражает былина? Вольга-богатырь имеет чёткий исторический прототип: князь Олег (Хельги) Вещий, старший в клане Рюрика после его смерти, регент при малолетнем князе Игоре. Присутствуют явные намёки на языческий характер фигуры Олега. Даже – на тотемизм (рождение от зооморфного предка). Воин-волшебник, «Волхв Всеславич» - скорее всего, Олег был не только воином и князем, но также исполнял какие-то религиозные функции. Возможно, был походным жрецом-скальдом, сказителем священных саг, что было в обычае у норманнов.
Известен легендарный поход Олега на Константинополь (907 года), где он приколотил щит «на врата Цареграда». Этот поход не подтверждён никакими другими источниками, кроме «Повести временных лет». По современной версии «поход Олега на Царьград» был легендарным обобщением более ранних походов на Константинополь Аскольда и Дира в 860 году, и более поздних походов Игоря в 940-х годах. Однако гораздо вероятнее, что былина о Вольге-богатыре отображает набеги русов на побережье Каспийского моря, где была целая россыпь торговых городов-портов, которые контролировались несколькими государствами: Византией, Хазарским каганатом, государством Саманидов, и кучей эмиратов от распавшегося Багдадского халифата. Существенная часть побережья была населена мусульманами, а былина конкретно намекает на «магометан» у власти в царстве Магмед-Салтана. Скорее всего, былина имеет в виду совершенно конкретный набег русов на город Бердаа на территории современного Азербайджана в 943-944 годах. При описании этого похода в арабских и персидских источниках упоминается предводитель русов «Хелгу» - то есть Олег, Хельги, или «Вольга». Из Бердаа вместе с другой добычей русы действительно угнали и часть женщин. Версия про «царство турецкое» или даже «индийское» - это просто позднейшее обозначение того, что дело было в дальних краях на востоке.
5) Добрыня Никитич
В начальной былине он изображён молодым воином, который из молодечества, да «не послушав матушки», вступает в поединок со Змеем Горынычем на Пучай-реке без оружия. И отшибает ему головы, насыпав прибрежного песку пять пудов в «шляпу греческую».
В других былинах изображается служилым витязем на службе у Владимира Красно Солнышко. Образован, говорит на 12 языках, включая птичий, поёт и играет на гуслях и в шахматы, и в то же время – ловок, «на ножку повёртлив был, ухватку знал». Он наделён не только боевыми, но и дипломатическими качествами, которые помогают ему в долгой придворной службе. Он – богатырь, самый близкий к семье князя, исполняет его личные поручения (собрать дань, сватать принцессу, вызволять племянницу князя и пр.). Иногда в былинах Добрыня – и сам князь, или родственник князя Владимира.
У Добрыни есть конкретный исторический прототип: воин Добрыня, дядя и воевода князя Владимира (брат его матери Малуши).
Цикл былин Добрыни отражает реалии времён Владимира Святого, периода укрепления Киевской Руси конца 10 века, борьбы с печенегами, начала регулярной династической внешней политики.
6) Микула Селянинович
Данный богатырь, собственно, не является воином, он ни с кем не бьётся. Да и биться с ним нельзя, поскольку «его любит Мать Сыра Земля».
Известны две былины про Микулу Селяниновича. В первой он встречается со Святогором, во второй – с Вольгой. В былинах он как бы противопоставлен и тому, и другому.
Сюжет. В одной былине Святогор похваляется, что при наличии колец, вделанных в небо и в землю, он бы ухватился за них, и всё перевернул бы вверх дном (по другой версии – совместил бы небо и землю). Услыхав про такое, Микула Селянинович просит великана поднять упавшую суму, где заключена «вся тягость земная». Святогор пробует с коня подцепить суму, потом слезает с седла и, пытаясь поднять суму, уходит в землю до колен. Из носа и ушей его течёт кровь. По одной версии, Святогор умирает от страшной тяжести. В другой версии былины Микула Селянинович сообщает Святогору, в чём состоит секрет сумы.
Во второй былине Вольга-богатырь в процессе сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца встречает могучего пахаря Микулу. Тот сообщает, что в Гурчевце он наказал плёткой жадных сборщиков налогов, обирающих тамошних мужиков. Ситуация двусмысленная, ведь Вольга-богатырь как раз и отправился в поездку за данью. Вольга предлагает Микуле вступить в дружину и вместе собирать подати. Тот соглашается, но в пути вспоминает, что забыл в поле соху. Посланные за ней дружинники, а затем и вся дружина с Вольгой не смогли вытащить её из земли. А Микула легко извлёк соху.
Что отражает былина? Здесь и пояснять особо нечего. Никаких реальных прототипов и реальных событий за фигурой Микулы нет. Перед нами чистый былинный символизм. С Микулой «нельзя биться», поскольку он не относится к воинскому сословию. В сословном обществе с установленными границами прав и обязанностей дело свободного пахаря-общинника – заниматься хозяйственной деятельностью. Просто обе былины подчёркивают, что при всём гигантизме или поразительном волшебстве Святогора и Вольги – их силы ничтожны, как ничтожна численность воинского сословия в сравнении с основной массой селян-землепашцев.
Письменная и материальная культура Древней Руси 9-10 веков, дошедшая до нас, гораздо более скудная.
О ней скажем отдельно...