Найти в Дзене
Клуб эстетов Decoti.art

Новая выставка в Москве. Почувствовать весну на кончиках пальцев.

Оглавление

Вечерний свет пробивается сквозь листву, тени танцуют на белых платьях, солнечные блики ложатся на деревянные веранды и тропинки в саду… 

Потрясающая выставка «Изображая воздух» открылась в Музее русского импрессионизма. 

-2

Импрессионизм — это когда краски не лежат на холсте, а дрожат в воздухе, живут, переливаются.

И вот, когда зима еще не закончилась, в Музее русского импрессионизма распахнулась настоящая весна. Три этажа света, цвета, полупрозрачного воздуха и той самой атмосферы счастья, которую русские импрессионисты передавали с не меньшей легкостью, чем французы. 70 художников, десятки блистательных полотен, экспозиция, от которой хочется дышать глубже.

Импрессионизм по-русски. 

Экспозиция открывается работами Ильи Репина и Василия Поленова — тех, кто стоял у истоков русского импрессионизма. В начале 1870-х, получив гранты от Академии художеств, они вместе путешествовали по Франции и одними из первых познакомились с работами современных европейских художников. Чудесным образом их приезд совпал с проведением первой выставки импрессионистов. 

Эмоции от встречи с новым искусством были неоднозначными — Репин оценил необычную технику, но вот содержание картин назвал "решительно пустым". Еще и упомянул в письмах "разнузданную свободу" Моне, Мане и других. Репин был реалистом, при этом черты импрессионизма в некоторых его работах (например, портретах) сложно не заметить. Что уж говорить о том, что из мастерской Репина в дальнейшем вышли прекрасные русские импрессионисты — Игорь Грабарь, Николай Фешин, Филипп Малявин и даже Валентин Серов.

"Когда Коровина спрашивали, что такое импрессионизм, а все-таки его сразу современники воспринимали как одного из главных представителей этого направления, он отвечал, что не так важна современная техника мазка, сколько передача нематериальных ощущений, таких ощущений, как влага после дождя, или аромат цветов, или тепло солнечного света". Коровин был учеником Василия Поленова, и его работа "За чайным столом" (1888) висит рядом с полотном учителя.

Константин Коровин. За чайным столом. 1888.
Константин Коровин. За чайным столом. 1888.

Если во Франции импрессионизм это  пленеры, солнце, горы, лазурное море и густые кроны деревьев, то в России — короткий световой день, холодные оттенки, прозрачный воздух.

Русские художники подсмотрели импрессионизм у французов, но адаптировали его под наш свет, наши цвета, наше настроение. Если Моне и Ренуар рисовали солнечные блики на терракотовых домах и зеленых лужайках, то Грабарь и Коровин —голубоватый зимний свет в деревянных избах и перламутровое небо над дачами.

Выставка не пытается доказать, что в России был свой отдельный импрессионизм, но показывает, каким разным и многослойным он был.

Знакомые имена, новые открытия

  • Константин Коровин, который говорил, что импрессионизм — это не техника, а эмоция.
  • Игорь Грабарь, передавший прохладу тенистых деревьев и дрожащий свет под березами.
  • Петр Кончаловский, который умел превращать натюрморты в живую поэзию.
  • Виктор Борисов-Мусатов, мастер меланхоличного света и воздуха.
  • Исаак Бродский, который писал дачное лето так, что слышишь шелест листвы.
  • Николай Тархов, любивший цирки, карусели и солнечные вспышки в глазах танцовщиц.

И десятки других художников, чьи имена заслуживают отдельного разговора.

Картины, которые стоит увидеть

 «Фонарики в саду» (1906), Иван Куликов — летний вечер, теплый воздух, мерцающий свет. Эта картина словно застывшее воспоминание о беззаботном счастье.

 «Фонарики в саду» (1906), Иван Куликов
«Фонарики в саду» (1906), Иван Куликов

«Под березами» (1904), Игорь Грабарь — девушки в белых платьях, растворяющиеся в воздухе. Если импрессионизм — это искусство света, то эта картина — его идеальный пример.

«Под березами» (1904), Игорь Грабарь
«Под березами» (1904), Игорь Грабарь

«Карусель» (1900), Николай Тархов — ощущение детского восторга, блеск, цвет, движениеРусский ответ Моне и его бульвару Капуцинок.

«Карусель» (1900), Николай Тархов
«Карусель» (1900), Николай Тархов

 «У моря» (1912), Тит Дворников

Женщины отвернулись от художника, в воздухе беспечность и свобода. Волосы спутаны ветром, солнце осыпает плечи золотой пылью.

 «У моря» (1912), Тит Дворников
«У моря» (1912), Тит Дворников

 «Маки» (1903), Серафима Блонская

Пьянящий аромат, ощущение лета, которое невозможно удержать. Маки не просто написаны — они дышат, колышутся, манят прикоснуться к холсту.

 «Маки» (1903), Серафима Блонская
«Маки» (1903), Серафима Блонская

Импрессионизм на вкус, запах и звук

Этот проект — не просто зрительное удовольствие.

Ароматы

Картины на выставке также можно почувствовать через ольфакторные композиции  — парфюмеры воссоздали нотки цветов, садов и летних вечеров, запечатленных на полотнах.

🎶 Аудиоперформанс

Здесь можно услышать картины — в наушниках зазвучит шелест деревьев, шум волн, звонкий смех на летней террасе.

Куда и когда идти?

🏛 Музей русского импрессионизма

📅 До 1 июня

Выставка, на которую стоит прийти хотя бы ради одного —  почувствовать эстетику русского импрессионизма.

А вам нравится это направление в искусстве? Пишите свое мнение а комментариях, обсудим.

И не забудьте подписаться на канал, чтобы узнавать о новостях в мире искусства, театральных и кино-премьерах и других красивых событиях в Москве.