Найти в Дзене
Чудесные истории

Монолитная статуя правителя Саиса

Эта необычайно прекрасная и хорошо сохранившаяся статуя является саисcкой по происхождению, дате и стилю. Она была сделана для храма в Саисе, важном городе западной дельты Нила. Статуя изображает правителя округа, жившего во времена 26-й, или саисской, династии (ок. 685-525 гг. до н. э.). Саисские цари стояли во главе одного из последних периодов расцвета египетского искусства, возрождения, столь поразительного, что его иногда называют "саисским ренессансом". Данный стиль характеризуется элегантностью, привлекательностью и разумным заимствованием из более раннего египетского искусства. В статуях, подобных этой, сдержанность и утонченность сочетаются в новом балансе, который стал образцом идеального человеческого облика для остальной части эпохи фараонов. Перед нами мужчина, сидящий на земле, подтянув колени к груди и сложив руки на коленях. Это довольно стандартный египетский тип статуи. Сидящая на корточках фигура может быть закутана в плащ или, как в данном случае, одета только

Эта необычайно прекрасная и хорошо сохранившаяся статуя является саисcкой по происхождению, дате и стилю.

Она была сделана для храма в Саисе, важном городе западной дельты Нила.

Статуя изображает правителя округа, жившего во времена 26-й, или саисской, династии (ок. 685-525 гг. до н. э.).

Саисские цари стояли во главе одного из последних периодов расцвета египетского искусства, возрождения, столь поразительного, что его иногда называют "саисским ренессансом".

Данный стиль характеризуется элегантностью, привлекательностью и разумным заимствованием из более раннего египетского искусства.

В статуях, подобных этой, сдержанность и утонченность сочетаются в новом балансе, который стал образцом идеального человеческого облика для остальной части эпохи фараонов.

-2

Перед нами мужчина, сидящий на земле, подтянув колени к груди и сложив руки на коленях.

Это довольно стандартный египетский тип статуи.

Сидящая на корточках фигура может быть закутана в плащ или, как в данном случае, одета только в юбку длиной до щиколоток.

Упор сделан на прямоугольную абстрактную форму, но поза, несомненно, позаимствована из реальной жизни.

Даже сегодня египетские крестьяне часто принимают эту позу во время ожидания или отдыха.

Как и у многих других саисских статуй, кубическое тело здесь довольно высокое и узкое; руки выступают вперед.

В профиль тело кажется неудобно прижатым к вертикальной задней плоскости.

-3

Голова, возвышающаяся над основной частью тела, довольно массивна.

Лицо имеет прямоугольную форму, типичную для статуй этого времени.

Но оно всё же немного шире, чем обычно. Это сделано, чтобы подчеркнуть горизонтальные линии рта и большие глаза.

Лицо обрамлено и прочно соединено с телом расширяющимся головным убором, который закрывает плечи.

Как будто для того, чтобы еще больше укрепить соединение, борода, как маленькая прямоугольная опора, сливается с полкообразной поверхностью рук.

Подобные статуи из блоков изготавливались в первую очередь для храмов, а не для гробниц, и часто снабжались изображением бога-покровителя.

Здесь эта фигурка бога Осириса, занимающая переднюю часть юбки.

На первый взгляд статуя кажется практически нетронутой, но кончик носа и часть одного локтя были отломаны, а также отсутствует все основание.

Вырезанное как единое целое с фигурой, оно, вероятней всего, было довольно высоким и должно было подчеркивать тонкие, вертикальные пропорции статуи.

Ступни также отсутствуют, как и последние знаки в обеих колонках надписи на спине.

-4

Надпись служила для идентификации владельца статуи и обеспечения его души вечными подношениями, которые были главной целью при заказе подобной работы.

Текст начинается в верхней части правой колонки с традиционной формулы подношения, призывающей «Осириса, Великого Бога, Главного из Дома Пчелы».

Это странно названное здание было храмом в Саисе, посвященным в первую очередь Осирису.

Наличие его имени здесь указывает на то, что статуя почти наверняка предназначалась для самого Дома Пчелы.